Первый слайд презентации: Вологодские народные промыслы
Выполнили: Диева Дарья Красильникова Дарья 8 класс Руководитель:учитель технологии Морева М Н Вологодские народные промыслы
Слайд 4
Любава Вологжанка На Руси заветное есть место, Где луга, озера и поля, Где душе просторно, а не тесно, Где родные воздух и земля.. Родина бесценная, святая, Нет нигде ни краше, ни милей Кружевного северного края С песнями летящих журавлей. Вологда – красавица резная, Величава исстари, скромна, Куполами храмов вся сверкает Близкая мне с детства сторона.
Слайд 6
Вологодский край с его неповторимой красотой пейзажа, богатой разнообразной культурой бережно хранит драгоценное наследие народного искусства. Традиции его живут и развиваются на Вологодской земле. О ни выражаются в изделиях традиционного крестьянского ремесла, сохранившегося в форме домашнего творчества в исторически сложившихся центрах художественных промыслов Вологодчины – в ткачестве, вышивке, плетении из бересты и лыка, резьбе и росписи по дереву, катавальный промысел,а также во всемирно известных вологодских кружевах, устюжской черни, шемогодской бересте.
Слайд 7: Берест яные изделия
Берестой называется верхний слой коры березы. Способы плетения берестяных изделий были несложными. Поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.
Слайд 8
Шемогодская прорезная береста в течение многих лет была основным художественным промыслом в нескольких деревнях близ города Великий Устюг Вологодской области, на реке Шемогсе - откуда и ее название. Шемогодская береста - это ажурные орнаментальные полосы, наклеенные на столярную или токарную заготовку, орнамент большей частью растительный, иногда с включением в него плоскостных изображений птиц, рыб, животных. Под ажур в качестве декоративного фона часто подкладывается цветная фольга.
Слайд 9
Есть такая поговорка «Кабы не лыко, да береста, и мужик бы развалился». Эластичность, водонепроницаемость устойчивость к гниению и красота позволяли использовать бересту от строительства домов до посуды и обуви. Берестяные изделия хороши тем,что работают как термосы. В берестяные короба закладывали ягоды, сметану, творог - сок не уходит, как в деревянных изделиях и продукты не гниют и не портятся.
Слайд 12
Ткачество. Ткать в старину умели практически все женщины,т.к. без этих умений семье было бы не прожить. Поэтому и не зря в свадебном обряде обязательно присутствовал элемент передачи «даров» родне будущего мужа и чаще всего это были холсты, изготовленные самой невестой. Эпоха индустриализации практически положила конец этому ремеслу. В настоящий момент традиции ткачества поддерживаются многочисленными энтузиастами в центрах возрождения ремесел. Сейчас возрос интерес к прошлому и современные мастерицы ткут половики на которых есть свой спрос.
Слайд 15
Изделия из дерева Дерево на севере в избытке,оно легко в обработке,его можно резать,строгать, гнуть, расщеплять, точить, окрашивать т.е. изготовлять из него самые разнообразные предметы, утварь, игрушки и многое многое другое. Поэтому мы можем говорить о вековых традициях народного искусства.
Слайд 17: Роспись по дереву
Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков. В росписях преобладал растительный орнамент с пышными вазонами и букетами роз, тюльпанов и гроздьями винограда. Привлекательной особенностью продукции вологодских мастеров является многоцветность.
Слайд 18
В нашем Борисовском сельском поселении есть замечательные мастера этого ремесла.Это Екатерина и Анатолий Чуйкины. Их работы знают не только в нашем районе но и в нашей области.Они постоянно учавствуют в различных фестивалях, праздниках,на выставках.
Слайд 24
Поистине мировую славу снискало Вологодское кружево. С конца 18 века начинает развиваться промысел в Вологде. Главное качество кружева : ажурность, напоминающее морозный узор, яблоневый сад или цветущий луг. Кружевоплетение одно из самых трудоемких видов народного искусства.Здесь требуется напряженная, долгая работа, тонкий вкус. Гармония традиционных образов и новых сюжетов делает кружевоплетение не только русского, но и мирового искусства.
Слайд 27
Из поколения в поколение передавались на Руси секреты гончарного мастерства. На Вологодчине распространению гончарного промысла способствовало наличие залежей гончарных глин. Традиции, технологии и приемы передавались от деда к отцу, от отца к сыну. Образовывались гончарные центры - они снабжали глиняной посудой ближайшие деревни и широко развозили посуду по ярмаркам и базарам. Вологодская керамика очень разнообразна по форме и назначению. Здесь встречаются простые печные горшки и миски, сковороды и блюда,
Слайд 31: К атавальный промысел
Валенки - удобная и теплая обувь для зимы, катанная из овечьей шерсти. Валяльный промысел в Вологодской губернии не являлся основным средством для существования, а служил лишь подспорьем к земледелию и сельскому хозяйству. При небольших объемах производства, большинство местных каталей работало единолично. Все орудия катавалей были самодельные. Они содержали в себе только конструктивные детали, необходимые для работы. Все принадлежности для изготовления валенок хранили и передавали по наследству по мужской линии.
Слайд 34: Традиционная вышивка
Вышивка «двухсторонний шов» или «роспись» представляла собой четкий графический рисунок, одинаковый на лицевой и изнаночной стороне. Вышивка состоит из узорных розеток, обшитых петельным швом с легким воздушным геометрическим орнаментом на сквозных ажурных фонах. Узорами вышивок служили величественные павы, женские фигуры, барсы, кони, олени, растительные мотивы. Они выполнялись обычно красными нитями по белому или серому фону.
Слайд 38: Народная кукла
Самые первые куклы появились еще на заре человечества и делались они из золы. Такие куклы звались Баба (женское божество). «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась она в день свадьбы. Эта кукла считалась оберегом женщины, дома, очага. Известна еще одна очень древняя кукла – кукла из остриженных волос девушки. Считалось, что такая кукла может лечить человека в случае болезни.
Слайд 39
Кукла « зерновушка » или « крупеничка » делалась для того, чтобы в доме было сытно и богато. Делали ее после сбора урожая из разного зерна, собранного с поля. Также эта кукла была символом деторождения. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. На Руси в игрушку всегда вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья. Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью
Слайд 40: Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году. В XVIII веке черневое искусство в Великом Устюге достигло наибольшего расцвета. Местные мастера освоили ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия
Великоустюгская чернь