Первый слайд презентации: Юридическая психология
Полянская Валентина Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного права Юридического института Иркутского государственного университета
1. Понятие и структура профессионального общения юриста 2. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) 3. Интерактивная сторона общения (общение как межличностное взаимодействие) 4. Конфликт и его динамика 5. Перцептивная сторона общения (восприятие людьми друг – друга) 6. Психологическое воздействие
Слайд 3: Общение
это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождённый потребностями совместной деятельности. Общение в профессиональной деятельности юриста – это процесс развития контактов между участниками различных правоотношений, порождённый целями профессиональной юридической деятельности.
Слайд 4: СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ
Коммуникативная сторона (передача информации) Интерактивная сторона (взаимодействие) Перцептивная сторона(восприятие людьми друг-друга)
Слайд 5: Общие социально-психологические закономерности профессионального общения юриста
Общение юриста протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе правовых норм Особое значение психологического контакта с участниками правоотношений Формализация общения Нарушение правил ролевого поведения юристом, выполнение им несвойственных данной коммуникативной ситуации функций чаще всего вступает в противоречие с ролевыми ожиданиями Конфликтный характер общения Общение юриста обусловлено объективно заданной социальной ролью (следователя, судьи, защитника, юрисконсульта и т.д.)
Слайд 6: Основные этапы процесса профессионального общения юриста
1. Установление контакта 2. Информационный обмен 3. Побуждение партнера к активному обмену информацией 4. Координация общения 5. Установление взаимопонимания 6. Эмоциональное воздействие 7. Установление отношений 8. Регуляция поведения партнера
Слайд 7: Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) Виды коммуникации
Вербальная коммуникация Невербальная коммуникация Стилистика (приемы Кинесика : мимика, жесты, использования речи) пантомимика, походка, Грамматика (формальный визуальный контакт. строй языка), Экстралингвистика : Семантика (смысл языко- вздохи, смех, плач, паузы. вых единиц), Проксемика : дистанция, Лексика (словарный угол общения. состав языка) Паралингвистика : тембр речи, высота, громкость.
Слайд 8: Интерактивная сторона общения (общение как межличностное взаимодействие)
1. Социально-эмоциональные / ориентированные на задачу 2. Равные / неравные; 3. Формальные / неформальные.
Слайд 9: Конфликт (столкновение)
– это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга (Л.Коузер)
Слайд 10: Оппоненты (участники конфликта) Ранг – сила оппонента в конфликте
1. Оппонент нулевого ранга – индивид в споре с самим собой (нулевая сила); 2. Оппонент первого ранга – выступает от своего имени, представляя личные интересы (минимальная сила); 3. Оппонент второго ранга – выступает не от своего имени, а от имени группы (средняя сила); 4. Оппонент высшего ранга – общественные институты выступают на основе закона от имени государства (максимальная сила).
Слайд 11: Виды конфликта
1. Внутриличностный (оппонент нулевого ранга); 2. Межличностный (оппонент первого ранга и оппонент второго ранга); 3. Между личностью и группой (оппонент первого ранга – и оппонент второго ранга); 4. Межрупповой (оппонент второго ранга –и оппонент высшего ранга).
Слайд 12: Компоненты силы участников конфликта:
1. физическая сила, 2. информация, 3. опыт межличностного общения, 4. социальный статус (звания, должность), 5. авторитет власти (объем и характер прав и полномочий), 6. репутация и авторитет личности, 7. ресурсный компонент силы (деньги, территория, лимит времени).
Слайд 13: КОНФЛИКТ = конфликтная ситуация + инцидент
Конфликтная ситуация: 1. Латентная часть конфликта (характеризуется социальной напряженностью). Состоит из двух фаз: 1. проявление противоречия (напряженность), 2. идентификация субъектов напряженности 2. Инцидент: Три основных условия: первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику, второй участник осознает, что эти действия направлены против его интересов, в связи с этим он и сам предпринимает ответные активные действия
Слайд 14: Конфликт как любое социальное явление проходит в своем развитии четыре основные стадии
I. зарождения или возникновения II. формирования III. расцвета IV. преобразования (угасания)
Слайд 15: Юридический конфликт
Юридическим является конфликт между социальными субъектами, имеющими разные юридические (правовые) интересы, предмет которого – правовой статус субъектов.
Слайд 16: Управление конфликтами в деятельности юриста
Прогнозирование конфликта Предупреждение конфликта Регулирование конфликта Завершение конфликта
Слайд 17: Личностные стили регулирования /разрешения конфликтов
Приспособление (уступок) Сотрудничество Компромисс Уклонение (уход) Конфронтация (доминирование)
Слайд 18: Виды конфликтов в юридической практике
Открытый конфликт (одна из сторон открыто нарушает правовые нормы) Мнимый конфликт (результат недостаточной информированности, ошибочных представлений сторон) Притворный конфликт (имитируется сторонами ради достижения скрытых целей)
Слайд 19: Перцептивная сторона общения (восприятие людьми друг – друга) Механизмы восприятия
Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам (попытка поставить себя на место другого) Рефлексия – осознание субъектом того, как он воспринимается партнёром по общению. Понять другого означает в частности, осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия (принцип зеркального отражения) Каузальная атрибуция - приписывание другим причин их действий и поступков Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация (иногда и без оснований) их причин путём отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам Эффект ореола – общее благоприятное впечатление о человеке приводит субъекта к положительным оценкам воспринимаемого, а неблагополучное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки Эффект «первичности » часто срабатывает при восприятии незнакомого человека. Здесь особое влияние на общее восприятие оказывает информация, полученная о человеке в первые минуты общения с ним Эффект «новизны » заключается в том, что последняя, т.е. более новая информация оказывается наиболее значимой, сказывается при восприятии хорошо знакомого человека
Слайд 20: Психологические воздействие
– это воздействие на психические состояния, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств.
Слайд 21: Виды психологического воздействия
1. УБЕЖДЕНИЕ (сознательное аргументированное воздействие на другого человека); 2. Внушение (сознательное неаргументированное воздействие на человека); 3. Предупреждение (о применении юридических санкций); 4. Психологическое принуждение (создание ситуации в которой обнаруживается скрываемая информация); 5. Манипуляция (скрытое воздействие на человека с целью поставить его перед выбором) и др.
Последний слайд презентации: Юридическая психология: Психологическое воздействие обязательно должно быть правомерным
Оно отличается от незаконного психологического воздействия (психического насилия) тем, что оно само по себе не диктует конкретное действие, не вымогает показания, а вмешиваясь во внутренние психические процессы, формирует такую позицию человека, при которой он опосредованно приходит к выбору определенной линии поведения.