Юридическая психология — презентация
logo
Юридическая психология
  • Юридическая психология
  • Тема 6. Общение в профессиональной деятельности юриста
  • Общение
  • СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ
  • Общие социально-психологические закономерности профессионального общения юриста
  • Основные этапы процесса профессионального общения юриста
  • Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) Виды коммуникации
  • Интерактивная сторона общения (общение как межличностное взаимодействие)
  • Конфликт (столкновение)
  • Оппоненты (участники конфликта) Ранг – сила оппонента в конфликте
  • Виды конфликта
  • Компоненты силы участников конфликта:
  • КОНФЛИКТ = конфликтная ситуация + инцидент
  • Конфликт как любое социальное явление проходит в своем развитии четыре основные стадии
  • Юридический конфликт
  • Управление конфликтами в деятельности юриста
  • Личностные стили регулирования /разрешения конфликтов
  • Виды конфликтов в юридической практике
  • Перцептивная сторона общения (восприятие людьми друг – друга) Механизмы восприятия
  • Психологические воздействие
  • Виды психологического воздействия
  • Психологическое воздействие обязательно должно быть правомерным.
1/22

Первый слайд презентации: Юридическая психология

Полянская Валентина Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного права Юридического института Иркутского государственного университета

Изображение слайда

1. Понятие и структура профессионального общения юриста 2. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) 3. Интерактивная сторона общения (общение как межличностное взаимодействие) 4. Конфликт и его динамика 5. Перцептивная сторона общения (восприятие людьми друг – друга) 6. Психологическое воздействие

Изображение слайда

Слайд 3: Общение

это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождённый потребностями совместной деятельности. Общение в профессиональной деятельности юриста – это процесс развития контактов между участниками различных правоотношений, порождённый целями профессиональной юридической деятельности.

Изображение слайда

Коммуникативная сторона (передача информации) Интерактивная сторона (взаимодействие) Перцептивная сторона(восприятие людьми друг-друга)

Изображение слайда

Слайд 5: Общие социально-психологические закономерности профессионального общения юриста

Общение юриста протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе правовых норм Особое значение психологического контакта с участниками правоотношений Формализация общения Нарушение правил ролевого поведения юристом, выполнение им несвойственных данной коммуникативной ситуации функций чаще всего вступает в противоречие с ролевыми ожиданиями Конфликтный характер общения Общение юриста обусловлено объективно заданной социальной ролью (следователя, судьи, защитника, юрисконсульта и т.д.)

Изображение слайда

Слайд 6: Основные этапы процесса профессионального общения юриста

1. Установление контакта 2. Информационный обмен 3. Побуждение партнера к активному обмену информацией 4. Координация общения 5. Установление взаимопонимания 6. Эмоциональное воздействие 7. Установление отношений 8. Регуляция поведения партнера

Изображение слайда

Слайд 7: Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) Виды коммуникации

Вербальная коммуникация Невербальная коммуникация Стилистика (приемы Кинесика : мимика, жесты, использования речи) пантомимика, походка, Грамматика (формальный визуальный контакт. строй языка), Экстралингвистика : Семантика (смысл языко- вздохи, смех, плач, паузы. вых единиц), Проксемика : дистанция, Лексика (словарный угол общения. состав языка) Паралингвистика : тембр речи, высота, громкость.

Изображение слайда

Слайд 8: Интерактивная сторона общения (общение как межличностное взаимодействие)

1. Социально-эмоциональные / ориентированные на задачу 2. Равные / неравные; 3. Формальные / неформальные.

Изображение слайда

Слайд 9: Конфликт (столкновение)

– это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга (Л.Коузер)

Изображение слайда

Слайд 10: Оппоненты (участники конфликта) Ранг – сила оппонента в конфликте

1. Оппонент нулевого ранга – индивид в споре с самим собой (нулевая сила); 2. Оппонент первого ранга – выступает от своего имени, представляя личные интересы (минимальная сила); 3. Оппонент второго ранга – выступает не от своего имени, а от имени группы (средняя сила); 4. Оппонент высшего ранга – общественные институты выступают на основе закона от имени государства (максимальная сила).

Изображение слайда

Слайд 11: Виды конфликта

1. Внутриличностный (оппонент нулевого ранга); 2. Межличностный (оппонент первого ранга и оппонент второго ранга); 3. Между личностью и группой (оппонент первого ранга – и оппонент второго ранга); 4. Межрупповой (оппонент второго ранга –и оппонент высшего ранга).

Изображение слайда

Слайд 12: Компоненты силы участников конфликта:

1. физическая сила, 2. информация, 3. опыт межличностного общения, 4. социальный статус (звания, должность), 5. авторитет власти (объем и характер прав и полномочий), 6. репутация и авторитет личности, 7. ресурсный компонент силы (деньги, территория, лимит времени).

Изображение слайда

Слайд 13: КОНФЛИКТ = конфликтная ситуация + инцидент

Конфликтная ситуация: 1. Латентная часть конфликта (характеризуется социальной напряженностью). Состоит из двух фаз: 1. проявление противоречия (напряженность), 2. идентификация субъектов напряженности 2. Инцидент: Три основных условия: первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику, второй участник осознает, что эти действия направлены против его интересов, в связи с этим он и сам предпринимает ответные активные действия

Изображение слайда

Слайд 14: Конфликт как любое социальное явление проходит в своем развитии четыре основные стадии

I. зарождения или возникновения II. формирования III. расцвета IV. преобразования (угасания)

Изображение слайда

Слайд 15: Юридический конфликт

Юридическим является конфликт между социальными субъектами, имеющими разные юридические (правовые) интересы, предмет которого – правовой статус субъектов.

Изображение слайда

Слайд 16: Управление конфликтами в деятельности юриста

Прогнозирование конфликта Предупреждение конфликта Регулирование конфликта Завершение конфликта

Изображение слайда

Слайд 17: Личностные стили регулирования /разрешения конфликтов

Приспособление (уступок) Сотрудничество Компромисс Уклонение (уход) Конфронтация (доминирование)

Изображение слайда

Слайд 18: Виды конфликтов в юридической практике

Открытый конфликт (одна из сторон открыто нарушает правовые нормы) Мнимый конфликт (результат недостаточной информированности, ошибочных представлений сторон) Притворный конфликт (имитируется сторонами ради достижения скрытых целей)

Изображение слайда

Слайд 19: Перцептивная сторона общения (восприятие людьми друг – друга) Механизмы восприятия

Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам (попытка поставить себя на место другого) Рефлексия – осознание субъектом того, как он воспринимается партнёром по общению. Понять другого означает в частности, осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия (принцип зеркального отражения) Каузальная атрибуция - приписывание другим причин их действий и поступков Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация (иногда и без оснований) их причин путём отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам Эффект ореола – общее благоприятное впечатление о человеке приводит субъекта к положительным оценкам воспринимаемого, а неблагополучное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки Эффект «первичности » часто срабатывает при восприятии незнакомого человека. Здесь особое влияние на общее восприятие оказывает информация, полученная о человеке в первые минуты общения с ним Эффект «новизны » заключается в том, что последняя, т.е. более новая информация оказывается наиболее значимой, сказывается при восприятии хорошо знакомого человека

Изображение слайда

Слайд 20: Психологические воздействие

– это воздействие на психические состояния, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств.

Изображение слайда

Слайд 21: Виды психологического воздействия

1. УБЕЖДЕНИЕ (сознательное аргументированное воздействие на другого человека); 2. Внушение (сознательное неаргументированное воздействие на человека); 3. Предупреждение (о применении юридических санкций); 4. Психологическое принуждение (создание ситуации в которой обнаруживается скрываемая информация); 5. Манипуляция (скрытое воздействие на человека с целью поставить его перед выбором) и др.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Юридическая психология: Психологическое воздействие обязательно должно быть правомерным

Оно отличается от незаконного психологического воздействия (психического насилия) тем, что оно само по себе не диктует конкретное действие, не вымогает показания, а вмешиваясь во внутренние психические процессы, формирует такую позицию человека, при которой он опосредованно приходит к выбору определенной линии поведения.

Изображение слайда

Похожие презентации