Первый слайд презентации: Задача 32 (Электродинамика, квантовая физика)
Подготовка учащихся 10 и 11 класса к ЕГЭ по физике
Слайд 2: О чем мы поговорим сегодня
Задача №32 (электродинамика, квантовая физика) Правила построения ответа Схема проверки Типовые ошибки 2 О чем мы поговорим сегодня
Слайд 4: КИМ. Часть2
4 Структура заданий КИМ. Часть2 № задания в КИМ Проверяемые элементы содержания Коды по кодификатору Уровень сложности Максимальный первичный балл 27 Механика – квантовая физика (качественная задача) 1.1 – 5.3 П 3 28 Механика, молекулярная физика (расчётная задача) 1.1 – 1.5 2.1, 2.2 П 2 29 Механика (расчётная задача) 1.1 – 1.5 В 3 30 Молекулярная физика (расчётная задача) 2.1 – 2.2 В 3 31 Электродинамика (расчётная задача) 3.1 – 3.6 В 3 32 Электродинамика, квантовая физика (расчётная задача) 3.1 – 3.6 5.1 – 5.3 В 3
Слайд 5: Задача №32
5 Особенности Задача №32 Задачи по разделам: «Электродинамика» (в т.ч. «Оптика»), «Корпускулярно-волновой дуализм», «Физика атома», «Физика атомного ядра» На решение задачи 10-20 минут Максимальный балл - 3 П о задаче 32 возможна апелляция
Слайд 7: Задача №29 - 32
7 Схема проверки. Общие сведения Задача №29 - 32 В текстах заданий нет указаний на требования к полноте решения, эту функцию выполняет общая инструкция (см. п.2) Полное правильное решение каждой из задач 28-32 должно содержать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчеты с численным ответом и при необходимости рисунок, поясняющий решение В качестве исходных принимаются формулы, указанные в кодификаторе элементов содержания по физике (при этом форма записи формулы значения не имеет) Стандартными обозначениями считаются обозначения физических величин, принятые в кодификаторе элементов содержания по физике Решение задач может оцениваться в 2 балла при полном правильном решении и верном ответе, если не описаны дополнительно введенные физические величины Правильным считается рисунок, в котором верно указаны все необходимые силы и их направление - можно - нельзя (нет в кодификаторе)
Слайд 8: Задача №29 - 32
8 Критерии оценивания. Дополнительные сведения Задача №29 - 32 № Изменения в условии задач 29-32 Изменения в схеме проверки 1 Не требуется получение численного ответа Снимаются требования на верные расчёты 2 Содержится требование сделать рисунок с указанием сил Добавляется пункт «приведен правильный рисунок с указанием сил, действующих на тело» 3 Содержится требование изобразить схему электрической цепи или оптическую схему Добавляется пункт «приведен правильный рисунок, поясняющий решение»
Слайд 11: Задача №32 (Оптика). Пример
11 Условие Задача №32 (Оптика). Пример Тонкая палочка АВ длиной l = 10 см расположена параллельно главной оптической оси тонкой собирающей линзы на расстоянии h = 15 см от неё (см. рисунок). Конец А палочки располагается на расстоянии а = 40 см от линзы. Постройте изображение палочки в линзе и определите его длину L. Фокусное расстояние линзы F = 20 c м.
Слайд 12: Задача №32 (Оптика). Пример
12 Возможное решение Задача №32 (Оптика). Пример
Слайд 13: Задача №32 (Оптика). Пример
13 Решение 1. 3 балла из 3 х Задача №32 (Оптика). Пример Представлен не содержащий ошибок рисунок. Все обозначения введены на рисунке. Записаны все необходимые формулы, проведены преобразования и получен верный ответ. Работа оценивается в 3 балла
Слайд 14: Задача №32 (Оптика). Пример
14 Решение 2. 2 балла из 3 х Задача №32 (Оптика). Пример Приведен верный рисунок с построением изображения предмета в линзе, введены необходимые обозначения, проведены необходимые преобразования, но в вычислениях допущена ошибка. Работа оценивается 2 баллами
Слайд 15: Задача №32 (Оптика). Пример
15 Решение 3. 1 балл из 3 х Задача №32 (Оптика). Пример В решении представлен только верный рисунок построения изображения предмета АВ в линзе. Работа оценивается 1 баллом за наличие правильного рисунка
Слайд 16: Задача №32 (Оптика). Пример
16 Решение 4. 0 баллов из 3х Задача №32 (Оптика). Пример Представлен неверный рисунок построения изображения предмета АВ в линзе. Формула линзы записана без учета данных условия задачи. Работа оценивается 0 баллов
Слайд 18: Типовые ошибки
18 Типовые ошибки Задача не решена (хотя бы нарисовать рисунок или схему!) Не доделана задача на фотоэффект Не учтены все возможные решения (оптика) Ошибка в расстановке сил (сила Кулона, сила Ампера, сила Лоренца) Ошибка в электрической/оптической схеме Ошибка в расчетах
Слайд 20: Итоги курса
20 Итоги курса Первые 7 задач – несложная механика. Решаем на 100% Число задач: механика (9-11), электричество (9-11), теплота (7-8), квантовая физика (5-6) Используем тематические подборки на расстановку сил, законы сохранения, электрические схемы, pVT - диаграммы, силу Лоренца/Ампера и направление МП Учим формулы (5-минутка, билет на вход/выход), носим калькулятор Аккуратно пишем цифры 1,2,4,7 в тестовой части В задачах с развернутым ответом рисуем схемы и рисунки, записываем исходные уравнения (даже если не знаем решения) Обращаем внимание на учеников, чью предысторию мы не знаем (пришли в 10 классе и позже)
Слайд 21: Приложение 1. Основные ошибки. Механика
Вместо средней скорости нашел среднее арифметическое Скорости/перемещения сложил скалярно, а не векторно Неверный знак при проекции скорости/силы/ускорения на ось Во II законе Ньютона сложил друг с другом силы вдоль разных осей Во II законе Ньютона написал ma как силу в левой части уравнения Во II законе Ньютона написал центробежную силу Записал без объяснения, что P=mg, F тр = μ mg Не учел sinφ, cosφ в проекции силы на ось Применил только 1 из 2х условий равновесия В задачах на движение применил II закон Ньютона, вместо ЗСМЭ Импульсы сложил/вычел скалярно, а не векторно Работу диссипативной силы посчитал без учета знака В расчете потенциальной энергии учел только 1 вид (гравитационная либо энергия деформации) В ЗСМЭ добавил работу потенциальной силы (тяжести, упругости) В неупругом столкновении записал ЗСМЭ 21 Приложение 1. Основные ошибки. Механика
Слайд 22: Приложение 2. Основные ошибки. МФ и ТД
Не вспомнил формулу (масса молекулы, среднеквадратичная скорость и т.д.) О шибка в коэффициентах (1/3, 2/3, 3/2) Ошибки в уравнении теплового баланса Сложности при работе с графиками и pVT - диаграммами Сложности с задачами вида «установи соответствие» Сложности с задачами вида «множественный выбор» Сложности с составлением и решением системы из 3-4 уравнений (С-часть) Использование запрещенных формул: молярная теплоемкость с p и c v, уравнение Майера, уравнение адиабаты, работа в изотермическом процессе (С-часть) 22 Приложение 2. Основные ошибки. МФ и ТД
Слайд 23: Приложение 3. Основные ошибки. ЭП и МП
23 Приложение 3. Основные ошибки. ЭП и МП Перепутал формулы (Закон Ома, послед. и парал. соединение, ёмкость конденсатора) Перепутал Вольты и Ватты Ошибки при рисовании/преобразовании электрической схемы Не смог рассчитать параметры ( U,I,R ) для смешанного соединения Не умеет решать задачи с конденсатором Складывает электрические поля скалярно (силы и напряженности) Не умеет рассчитывать мощность при параллельном и последовательном соединении Использование запрещенных формул (правила Кирхгофа) Сложности с последовательным применением правого/левого винта, правила Ленца Перепутал левый/правый винт для определения направления силы или поля Ошибки в задачах на синус/косинус, опережение/отставание напряжения/тока по фазе (редко бывают в КИМах) Забыл шкалу ЭМВ Не знаком с внешним видом и названием оборудования (задачи на погрешности, качественные задачи)