Первый слайд презентации: Занятие 3 Виды износов деталей и узлов
Слайд 2
3.1. Общее понятие об износе. Износ — степень изменения размеров и веса деталей. Величина износа зависит: от материала детали (ее физико-химических свойств), от характера взаимодействия деталей (рода и вида трения, геометрии контакта, геометрии поверхностей трения, посадки сопряженных деталей), от нагрузки (статической, динамической), от химического воздействия, от продолжительности воздействия.
Слайд 3
Структурным проявлением износа является изнашивание. Изнашиванием называются процессы постепенного изменения веса и размеров элементов автомобиля, возникающие вследствие трения сопряженных деталей. Внешнее трение (или просто трение) есть явление сопротивления относительному перемещению, возникающему между двумя телами в зонах соприкосновения поверхностей по касательным к ним (рис. 3.1). Изнашивание делится на: механическое, молекулярно-механическое коррозионно-механическое (рис. 3.2).
Слайд 7
3.2. Механическое изнашивание Механическое изнашивание возникает в результате механических воздействий и подразделяется на: абразивное, эрозионное, кавитационное изнашивание при фреттинге. 3.2.1. Абразивное изнашивание — наиболее распространенный вид механического изнашивания. Причиной абразивного изнашивания является попадание абразивных частиц на трущиеся поверхности.
Слайд 8
Причиной абразивного изнашивания является попадание абразивных частиц на трущиеся поверхности
Слайд 9
Абразивные частицы могут быть внешнего (песок, пыль) и внутреннего (продукты износа — стружка, сколы, механическая пыль) происхождения. При попадании абразивных частиц на трущиеся поверхности происходит резание, царапанье и разрушение поверхности с отделением продуктов износа, которые, в свою очередь, увеличивают интенсивность износа. Примером абразивного износа является изнашивание тормозных колодок автомобиля. Разновидностью абразивного износа является гидро- и газоабразивное изнашивание, которое возникает в результате действия твердых частиц, взвешенных в жидкости (газе) и перемещающихся относительно изнашивающегося тела.
Слайд 10
3.2.2. Другие виды механического изнашивания • эрозионное изнашивание материала, происходящее в результате воздействия потока жидкости и (или) газа на деталь; • кавитационное изнашивание, происходящее при движении твердого тела относительно жидкости (разновидность гидроэрозионного изнашивания); • изнашивание при фреттинге — вид механического изнашивания соприкасающихся тел в условиях малых относительных (колебательных) перемещений (наклеп, выкрашивание). Изнашивание при фреттинге происходит вследствие вибраций контактирующих поверхностей или периодических деформаций деталей. При этом виде коррозионно-механического изнашивания имеет место интенсивное абразивное разрушение.
Слайд 11
эрозионное изнашивание материала свечи кавитационное изнашивание водяного винта изнашивание при фреттинге — это изнашивание соприкасающихся тел в условиях малых колебательных перемещений ( шарики в подшипнике)
Слайд 12
3.3. Типы коррозионного разрушения металла: Различают следующие типы коррозионных разрушений металла (рис. 3.3): равномерное (а), коррозия пятнами ( б ), коррозия язвами (в), коррозия точками (г), коррозионное растрескивание (д), подповерхностная коррозия (е). Для прочности деталей особо опасны коррозия точками и коррозионное растрескивание.
Слайд 13
Рис. 3.3. Типы коррозионных разрушений: а — равномерное; б — коррозия пятнами; в — коррозия язвами; г — коррозия точками; д — коррозионное растрескивание; е — подповерхностная коррозия
Слайд 14
равномерное коррозионное разрушение пятно коррозии язва коррозии коррозия точками
Слайд 16
3.4. Виды коррозий: Коррозия представляет собой агрессивное воздействие среды на детали, приводящее к окислению металла и уменьшению его прочности, изменению его характеристик и разрушению, а также ухудшению внешнего вида. Коррозия металлов (сплавов) может возникать вследствие электрохимического или химического воздействия внешней среды. 3.4.1. Электрохимическая коррозия возникает в водных растворах кислот, щелочей, солей и во влажной атмосфере.
Слайд 18
3.4.2. Химическая коррозия возникает в результате взаимодействия металла со средой (кислородом, водородом, азотом), т.е. атомы металла (сплава) непосредственно соединяются химической связью с атомами окислителей. 3.7. Старение материала и накопление отложений. К другим постоянно действующим причинам изменения технического состояния элементов автомобиля относятся старение материала и накопление отложений. 3.7.1. Старение материала определяется изменением его свойств от времени и потерей технических и эксплуатационных качеств в независимости от возникающих причин изменения технического состояния элемента.
Слайд 20
3.7.2. Накопление отложений существенно влияет на ресурс работы элемента автомобиля. Отложение может проявляться: в виде накипи (система охлаждения), в виде нагара (свечи системы зажигания), в виде наноса (система смазки). В некоторых случаях накопление отложений может служить причиной отказного состояния элемента. В результате перечисленных воздействий ухудшается функционирование элементов автомобиля, утрачивается их работоспособность (поломка, износ, деформация, обрыв и т.п.).
Слайд 21
накипь в радиаторе нагар на свече наносы в топливных и масляных магистралях
Слайд 22
3.8. Виды деформаций и разрушений. Деформация — изменение форм и размеров детали под нагрузкой. При этом, если деталь после прекращения действия нагрузки вновь приобретает прежние размеры и форму, то говорят об упругой деформации, в противном случае — о пластической. При физическом воздействии возникают следующие виды разрушений и повреждений: • хрупкое разрушение происходит без предварительной деформации и вызывается нормальными напряжениями; • вязкое разрушение происходит при значительной деформации касательными нагрузками;
Слайд 23
хрупкое разрушение вязкое разрушение (растяжение и обрыв болтов) усталостное разрушение цепи
Слайд 24
тепловое разрушение происходит в результате значительных нагреваний, приводя к разрушению созданной структуры материалов оплавление контактов при электромагнитных воздействиях.
Последний слайд презентации: Занятие 3 Виды износов деталей и узлов
• усталостное разрушение (рам, валов, пружин, рессор, шатунов и других деталей) имеет место при циклических нагрузках, связано с пластической деформацией и приводит к полной потере работоспособности элемента; • тепловое разрушение (головки блока цилиндров, поршней, выпускных коллекторов) происходит в результате значительных нагреваний, приводя к разрушению созданной структуры материалов, т.е. к утрате первоначальных эксплуатационных свойств; • оплавление некоторых деталей (электроды свечей, контакты прерывателей и т.д.) появляется при электромагнитных воздействиях.