Первый слайд презентации
§30. Учимся с «Полярной звездой» Географическая исследовательская практикум - Решаем проблему: «Преобразование рек» Домашнее задание: Сформулируйте доводы за и против создания водохранилищ. Сделать вывод: Какой точки зрения вы придерживаетесь и почему?
В ХХ в. России было создано более 20 000 водохранилищ, из них 103- крупные (например, Волжский каскад водохранилищ). Общий объем водохранилищ составляет 338649, 2 млн. м 3. Виды электростанций :
Слайд 3: Информация: общий взгляд на проблему
Строительство водохранилищ и гидроэлектростанций (ГЭС) самая, мощная преобразовательная деятельность человека на реках. Две её главные цели — получение дешёвой электро-энергии и создание эффективной транспортной системы. Кроме того, в засушливых районах решалась и задача орошения земель. Речной транспорт, гораздо более дешёвый, чем железнодорожный. Например обеспечение судоходства на Волге — «главной улице России», требовало строительства плотин для сезонного регулирования стока (предотвращения разрушительных наводнений весной и обмеления летом).
Слайд 4: Информация: сравнение ГЭС и ТЭС
Электроэнергию нельзя запасать. А потребность в ней колеблется в течение суток: минимальна она ночью, когда люди спят, а предприятия не работают (кроме некоторых, где технология не позволяет останавливаться), а максимальна вечером. В каждый данный момент времени электростанции должны производить ровно столько энергии, сколько потребляют иначе неминуема авария. Поэтому электростанции должны то начинать работать (покрывать пиковые нагрузки), то отключаться, а для этого лучше всего подходят именно ГЭС.
Слайд 5: Информация: сравнение ГЭС и ТЭС
Тип Электро- Станции Используемые ресурсы Быстрота запуска в работу Продолжительность и стоимость строительства Влияние на окружающую среду ГЭС Энергия текущей воды (неисчерпаемый ресурс) В течение нескольких минут Строительство длится много лет и стоит очень дорого Оказывает незначительное влияние на окружающую среду, но при строительстве плотины затапливаются огромные площади земель ТЭС Уголь, нефть, газ (Исчерпаемые ресурсы) 2—3 дня Около 3 лет (ТЭС с парогазовой установкой) Сильно загрязняет окружающую среду, особенно ТЭС на угле
Сторонники: Строительство плотин и водохранилищ позволило создать Единую глубоководную систему европейской части России. Суда из Каспийского моря могут проходить в Балтийское и Чёрное. ГЭС Волго-Камского каскада — главный источник покрытия пиковых нагрузок в электроэнергетике европейской части России. Реально их заменить нечем. Водохранилища позволили оросить миллионы гектаров засушливых земель (особенно в Нижнем Поволжье) и сделать более стабильным (меньше страдающим от засухи) наше сельское хозяйство.
Противники: Создание водохранилищ резко замедлило скорость процессов самоочищения (и всех других процессов в реках). Поэтому качество воды ухудшилось, водохранилища превратились в «отстойники» загрязнённых вод. Водохранилища затопили сотни тысяч гектаров самых плодородных земель. Плотины на реках резко ухудшили условия размножения ценных пород рыб, и их запасы сократились. Повышение уровня воды в реке, а затем и уровня грунтовых вод привело к подтоплению и заболачиванию окрестных территорий.
До Балтийского моря ( Волго –Балтийский водный путь, соединивший реку Волга с Невой) До Азовского и Черного морей (Волго- Донский водный путь, соединивший реку Волга с Доном) До Белого моря (Северо-Двинской путь, соединивший реку Волга через реку Шексну с рекой Сухоной Затопленная колокольня в Калязине
Слайд 10: Крупнейшие водохранилища сделали реку судоходной почти на всем протяжении:
Иваньковское Верхневолжское Угличское Рыбинское Чебоксарское Горьковское Самарское Саратовское Волгоградское Камское Воткинское Нижнекамское
Слайд 11: На реке построен каскад из 11 ГЭС, мощностью 13,5 млн. кВт (35% мощности всех российских ГЭС)
Волжская Саратовская Нижнекамская Воткинская Камская Чебоксарская Нижегородская Рыбинская Угличская Конаковская Загорская
Последний слайд презентации: 30. Учимся с «Полярной звездой» Географическая исследовательская практикум -: 30. Домашнее задание: Сформулируйте доводы за и против создания водохранилищ. Результаты совей работы оформите в таблицу: Сделать вывод: Какой точки зрения вы придерживаетесь и почему?
Доводы за Доводы против