Первый слайд презентации: Александр Николаевич Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву».
Слайд 2
Жанр путешествия. Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее. Сентиментализм - литературное направление конца 18 и начала 19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни.
Слайд 3
Эпиграф к тексту: "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй ". (" Тилемахида «, том II, кн. XVIII. стих 514.) ( Обло. - тучно; озорно - нагло, пакостливо; лаяй – лающее). Эпиграф - слегка измененный стих поэмы В. К. Тредиаковского " Тилемахида " (1766г.) У Тредиаковского злым царям в аду показывают зеркало Истины, в котором они видят себя более страшными, чем самые страшные чудовища. Приводя эти слова, Радищев бросает вызов деспотическому самодержавию. Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову, в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала».
Слайд 4: Композиция произведения
Первая глава – «Выезд», остальные 24 главы имеют топонимические названия реальных почтовых станций на тракте между двумя столицами: Петербургом и Москвой. Но книга Радищева - не дневник одного путешествия: она вобрала в себя весь опыт человека и писателя. В тексте «Путешествия…» соединены в одном повествовании «Слово о Ломоносове», ода «Вольность», вставные жанры: «найденная рукопись», «разговор с прохожим», «найденное письмо», «сон». Реальное путешествие чувствительного героя одновременно оказывается аллегорией рассуждающего автора. Композиция произведения.
Слайд 5: Герой — Путешественник
Путешественник — дворянин, не имеющий крепостных крестьян, чиновник, имеющий отношение к «таможенной пристани» в Петербурге. Путешественник — прекрасно образованный человек, свободно упоминающий десятки имён писателей, художников, учёных. Он - знаток истории, юриспруденции, литературы, философии, военного дела, экономики, блестящий мыслитель, находящийся в курсе споров по самым острым и жгучим вопросам современности и высказывающий при этом самые прогрессивные идеи.
Слайд 6: Черты сентиментализма в книге Радищева
Для Радищева чувствительность – выше разума, одно из главных качеств свободной личности, причём и крестьяне у него умеют чувствовать.
Слайд 10: Взгляды Радищева на человека и общество
Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание.
Слайд 11: Анализ
В повести «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев раскрывает неприглядные стороны жизни крепостной России, затрагивая общественный, политический и экономический строй. Анализ
Слайд 12
Год написания — 1790. История создания — автор написал повесть в традициях сентиментального путешествия, описывающего поездку героя и его наблюдения. В повести Радищева было много критики и описания неприглядных сторон жизни, но цензоры поленились читать, поэтому книга была опубликована. Но после публикации Радищев был осужден на смертную казнь, которую заменили 10-летней ссылкой. Цензурный запрет продержался 115 лет. Жанр — повесть, сентиментальное путешествие. Направление — сентиментализм. Основная идея — Расцвет государства невозможен, если народ страдает от произвола властей и нищеты. Тема — Критика самодержавной власти и крепостничества. Проблема — Эпоха абсолютизма в России стала самым тяжелым периодом в жизни народа, так как власть дворянства усилилась, а положение народа стало максимально бесправным. Композиция — повесть содержит в себе разрозненные путевые заметки о жизни российского общества, которые делает герой во время путешествия. Главы называются так же, как и станции, на которых путник останавливается. Внутри повести есть включения других произведений Радищева – оды «Вольность» и очерка «Слово о Ломоносове».
Слайд 13: п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Усиливающийся гнет крепостного строя. Проблема: Бесправие и беззащитность крестьян перед помещиками и верховной властью. 2. Тема: Упадок в экономике, перекос в распределении богатств и ресурсов страны. Проблема: Крепостное право невыгодно для страны, оно тормозит экономическое развитие. 3. Тема: Отставание российского общества в вопросах прав человека. Проблема: Законы, если и есть, не соблюдаются. А многих законов попросту нет, потому что не сформировалось представление о человеческих и гражданских правах. 4. Тема: Равнодушие и черствость помещиков по отношению к простым людям. Проблема: Слепота государства к проблемам и нуждам народа, непонимание идеи равноправия, несправедливость самодержавия. 5. Тема: Недостатки и пороки государственного устройства. Проблема: Растрата государственной казны на содержание дворянского сословия, беззащитность простого человека перед неправым судом. *Также подняты темы: разврат и пьянство в народе, низкий уровень образованности всех сословий, злоупотребление властью на всех уровнях, устаревшая традиция отдавать юношей на службу. п.1. Тематика и проблематика
Слайд 14: п.2. Идея и пафос
Радищев за время путешествия встречается с людьми разных сословий – помещиками, крестьянами, купцами, солдатами, чиновниками. Беседуя с ними или наблюдая за историями их жизни, он подсвечивает: общество функционирует неправильно, а самодержавие и абсолютизм вредят всем сословиям. Абсолютная власть порождает произвол и безнаказанность, отчего она становится особенно жестокой, уничтожающей. А в народной среде копятся гнев и желание свергнуть поработителей. Страна, в которой народ еле выживает, не способна выйти в зону экономического роста, напротив, повсюду наблюдаются разруха и стагнация. п.2. Идея и пафос
Слайд 15: п.3. Основные герои
Герой-путешественник (фигура автора) — автобиографический персонаж, который за семь суток преодолевает путь из Петербурга в Москву, а по пути делает заметки обо всем, что видит. В повести один главный герой, через призму его мыслей и чувств читатель наблюдает за происходящим. Вот кого встречает путешественник: ✓чиновник-исследователь дворянских родов; ✓пахарь; ✓приятель, чуть не утонувший в Финском заливе; ✓чиновник, потерявший в один день имение, семью и чин из-за несовершенства законов; ✓разорившийся купец; ✓ Крестьянкин, бывший председатель уголовной палаты; ✓отец, отправляющий на службу своих сыновей; ✓отец, похоронивший своего сына, умершего от болезни; ✓крестьянка Аннушка, поразившая путника своим целомудрием; ✓крестьяне, которых забирают в солдаты; ✓книгопечатник, жалующийся на цензуру; ✓слуги, которых продают на торгах после разорения хозяина; ✓приятель-поэт; ✓наглый офицер, наводящий страх на крестьян; ✓слепой старец, бывший солдат. Эти герои являются второстепенными, но все они важны для целостного понимания общественной жизни в России. п.3. Основные герои
Слайд 16: п.4. Литературные приёмы
✓Мотив дороги — композиционно связывает все станции и заметки путешественника. Символически обозначает движение, стремление к цели. Также она отражает бескрайность просторов России и многообразие картин русской жизни. ✓Торжественный слог, возвышенная лексика — примета сентиментализма и романтизма, отражает серьезное отношение к языку как к проводнику важных идей. ✓Реальное, художественное и историческое время в повести. Реальное: путешествие длится семь суток. Художественное время может длиться вечно, если автор продолжит «хождения по Руси». Историческое – показывает развитие Руси от древних времен до 1790 года. ✓Открытое проявление чувств и эмоций — примета сентиментализма: автор не стыдится своих слез и глубоких переживаний, также описаны и крестьяне. Зато помещики показаны подчеркнуто бесчувственными и жестокими. п.4. Литературные приёмы
Слайд 17: п.5. Конфликт произведения
В повести ярко представлен внешний конфликт народа и государственной власти, которая не хочет с ним считаться. На протяжении всего пути наблюдатель фиксирует разнообразие произвола и беззакония в России, оттого что власть считает народ ресурсом, а не людьми. Внутренний конфликт наблюдается между героем и окружающей его действительностью, с которой он не может смириться. Поэтому они ставит перед собой задачу донести до людей важность перемен в российском обществе. п.5. Конфликт произведения