Первый слайд презентации: Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей
Слайд 2
План Введение Морфологические особенности верхних дыхательных путей Нос Глотка Гортань Трахея Бронхи Легкие Грудная клетка, диафрагма и средостение Особенности физиологии органов дыхания Контрольные вопросы
К системе органов дыхания относятся Введение
Слайд 4
# Слизистая: нежная, тонкая, легко ранимая. # Подслизистый слой: богат кровеносными сосудами. # Недостаточное количество в дыхательных путях и легких эластической ткани. # Снижена продукция иммуноглобулина А и сурфактанта. # Хрящевой каркас нижних отделов дыхательных путей мягкий, податливый. # Недостаточно развиты железы. Морфологические особенности верхних дыхательных путей
Слайд 5
# У новорожденного маленький, иной конфигурации. # Носовые ходы узкие, а нижние – отсутствуют ( появляются к 4 годам ). # Носовые раковины толстые. # Слезно-носовой канал короткий и широкий. # Добавочные пазухи носа плохо развиты или отсутствуют. # При воспалительном процессе быстро возникает отек, поэтому у грудных детей могут появляться не только затрудненное дыхание, но и одышка. # Когда грудные дети лежат, у них слизь может затекать в нижележащие отделы дыхательных путей и возникать кашель. Нос
Слайд 6: Глотка
# Узкая. # Евстахиевая труба короткая и широкая, расположена более горизонтально, чем у детей старшего возраста, отверстие ее находится ближе к хоанам. Это предрасполагает к более легкому инфицированию барабанной полости при рините.
Слайд 7: Гортань
# Надгортанник недоразвит и не прикрывает плотно вход в гортань. Поэтому у детей при рвоте может произойти аспирация. # Гортань расположена выше, поэтому в положении лежа на спине грудные дети могут принимать пищу. # Ниже связок гортани в подсвязочном пространстве имеется анатомическое сужение, поэтому при воспалительном процессе здесь возникает отек, может развиться стеноз гортани (ложный круп).
Слайд 8: Трахея
# Относительно широкая. # Сокращение и расслабление мышечных волокон изменяет её просвет. # Очень подвижна. # Может спадаться на выдохе (у детей до 2-х лет), что является причиной эксператорной одышки или грубого хрипящего дыхания.
Слайд 9: Бронхи
# Бронхиальное дерево к моменту рождения сформировано, но очистительную функцию выполняет недостаточно, так как механизмы самоочищения развиты намного слабее. # Правый бронх шире, расположен более вертикально. # Левый бронх уже и расположен под острым углом. При воспалительном процессе в них часто возникает обструктивный синдром. # В мелких бронхах легко развивается спазм.
Слайд 10: Легкие
# У новорожденного ребенка легкие недостаточно сформированы. # Богаты кровеносными сосудами, в них меньше эластической ткани. # У детей в раннем возрасте имеется особенность, к ателектазам. # Терминальные бронхиолы у новорожденных заканчиваются не гроздью альвеол, а мешочком, из стенок которого формируются альвеолы. Таким образом у новорожденных дыхательная поверхность меньше, поэтому легкие менее воздушные.
Слайд 11: Легкие
# Корень легкого состоит из крупных бронхов, сосудов и лимфатических узлов. Лимфатические узлы реагируют на внедрение инфекции. # Плевра хорошо снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами, относительно толстая, легко растяжимая. Париетальный листок плевры фиксирован слабо. Скопление жидкости в плевральной полости вызывает смещение органов средостения. Легкие
Слайд 12: Грудная клетка, диафрагма и средостение
# Диафрагма расположена высоко. Ее сокращения увеличивают вертикальный размер грудной полости. # Ухудшают вентиляцию легких условия, затрудняющие движения диафрагмы (метеоризм, увеличение размеров паренхиматозных органов).
Слайд 13: Особенности физиологии дыхания у детей
1. Дыхание поверхностное. 2. Дыхание более частое: * у новорожденных - 40-60 в мин; * у детей 1 года - 30-35 в мин. 3. Тип дыхания зависит не от пола, а от возраста: * у новорожденных - преобладает брюшной ; * у грудных детей - преобладает диафрагмальный ; * у детей после 1 года - грудной тип дыхания. После 4-х лет начинает постепенно устанавливаться зависимость типа дыхания от пола. 4. Дыхание в первые дни – аритмичное (неправильное чередование пауз между вдохом и выдохом).
Последний слайд презентации: Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей: Контрольные вопросы
Перечислите морфологические особенности верхних дыхательных путей. Объясните почему острый средний отит является наиболее частым осложнением верхних дыхательных у детей. Перечислите особенности строения легких, грудной клети, диафрагмы, объясняющие частое развитие пневмоний у детей. Назовите функциональные особенности органов дыхания у детей.