Первый слайд презентации: Биология – наука о живой природе
Теодор Руз, немецкий профессор анатомии, в 1779 г. впервые употребил термин «биология». Аристотель - основоположник биологии и зоологии. Ж.-Б. Ламарк и Г. Р. Тревиранус в 1802 году независимо друг от друга предложили название науки «биология». 384-322 до н.э. 1774-1829 1776-1837
Слайд 3: Многообразие живых организмов
500 тыс. видов высших растений 1,5 млн. видов животных сотни тысяч видов грибов и прокариот Возможно, что около 2 млн. видов живых организмов еще не открыто Надцарство прокариот Царство бактерии Надцарство эукариот Царство растения Царство животные Царство грибы
Слайд 4
Биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. Классификация биологических наук по объекту изучения, например: - вирусология – царство вирусов; - микробиология – царство бактерий; - ботаника – царство растений. Классификация биологических наук по исследуемым проявлениям жизни, например: - науки о строении организмов – анатомия, гистология, цитология, эмбриология и др.; - науки о жизнедеятельности организмов – физиология, общая биология, экология и др.; - науки о психике и поведении организмов – психология, зоопсихология, этология; - наука о наследственности и изменчивости – генетика.
Слайд 7
Связь биологии с другими науками Биохимия : концентрируется на химическом составе живых организмов и основных жизненных химических процессах организма ; Биофизика: изучает значение физических закономерностей в процессах жизнедеятельности организмов ; Биогеография: представляет собой комплексную науку, изучающую распространение на планете живых организмов ; Космическая биология: изучение специфики функционирования живых систем в условиях космических аппаратов и Вселенной; Бионика: занимается исследованиями особенностей строения и жизнедеятельности организмов с последующим созданием различных технических систем и приборов … и т.д.
Слайд 14: Единство элементного и биохимического состава
Основные химические элементы: С, Н, О, N, Основные органические вещества: у глеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты
Слайд 16: Рост и развитие
Рост – увеличение размеров и массы. Развитие – необратимые качественные изменения в течение времени. Рост и развитие
Слайд 20: Самовоспроизведение
– обеспечивает преемственность жизни Самовоспроизведение
Слайд 23: Обмен веществ и энергии
- обеспечивает постоянную связь организма со средой обитания и поддержание его жизни. Обмен веществ и энергии
Слайд 27
Описательный – сбор фактического материала, его описание на основе наблюдения Сравнительный – выявляются сходства и различия между организмами и их частями (клеточная теория) Исторический – помогает осмыслить полученные факты, сопоставить их с ранее известными результатами (Ч. Дарвин) Экспериментальный – позволяет изучать то или иное явление жизни с помощью опыта (Уильям Гарвей) Моделирование как высшая форма эксперимента Методы познания живой природы
Слайд 30: Темы рефератов (электронный презентаций)
Значение практической биологии для современного общества и природы. Биологическое разнообразие, как проблема этического и эстетического миропонимания. Мониторинг в экологических исследованиях окружающей среды.
Слайд 82: Домашнее задание
Ответьте на вопросы: Почему Аристотеля считают основоположником биологии и зоологии? Чем отличаются прокариоты от эукариот? Какое царство живой природы самое многочисленное по видовому разнообразию? Какие объекты живой природы изучают следующие биологические науки: альгология, бриология, гельминтология, малакология, карцинология, ихтиология, герпетология, териология? Какие исследуемые проявления жизни изучают науки: анатомия, физиология, генетика, цитология, гистология, систематика, экология? Приведите примеры биохимических и биофизических процессов в живых организмах. Чем отличается ткань от органа? Приведите примеры тканей животных и растений и примеры органов животных и растений. Чем отличаются понятия популяция, сообщество, биогеоценоз? Приведите примеры каждого из этих уровней организации жизни. Название какого из этих уровней является синонимом понятия «экосистема»? К какому из уровней организации живого относят следующие компоненты живых систем: ДНК, мышечная клетка, эпителиальная ткань, вирус гриппа, эвглена зеленая, стая журавлей, хвойная тайга?
Слайд 83: Домашнее задание (продолжение)
Ответьте на вопросы: Из каких основных химических элементов построены биологические молекулы: белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты? Можно ли одноклеточный организм считать целым организмом? Докажите. Чем отличаются понятия рост и развитие? Какое из этих понятий качественное, какое количественное? Докажите. Какой синоним можно подобрать к понятию «самовоспроизведение»? Какие типы размножение существуют в природе? Чем они отличаются? Приведите примеры раздражимости у животных и растений. Докажите, что растения способны к движению. Что лежит в основе движения растений? Какие регулирующие системы в ходе эволюции появились у живых организмов? На примере дыхания покажите связь нервной и гуморальной регуляции у человека. Какие из перечисленных химических элементов относятся к макроэлементам, а какие к микроэлементам: Zn, C, F, Fe, O, B, Na, Mg, I, H, Se.Какие из перечисленных макроэлементов относятся у группе органогенов? Какой из элементов отвечает за перенос кислорода, а какой нужен для работы щитовидной железы? Какие вещества поддерживают осмотическое давление в клетке? Почему концентрация солей внутри клетки и вокруг нее должна быть одинаковой?
Последний слайд презентации: Биология – наука о живой природе
Домашнее задание (продолжение) Ответьте на вопросы: Приведите примеры гидрофобных и гидрофильных веществ клетки? Что означают эти понятия? В чем заключается энергетическая, структурная и защитная функция липидов в клетке? Приведите примеры. Какие из перечисленных углеводов относятся к моносахаридам, дисахаридам и полисахаридам: крахмал, сахароза, глюкоза, целлюлоза, хитин, дезоксирибоза, гликоген, фруктоза? Какое из этих веществ является главным источником энергии в клетке? А какое – является главным запасным веществом растений? Из чего состоят белки? В какой структуре они выполняют свою функцию? Как называется процесс необратимого разрушения всех структур белка? Какую роль выполняют белки ферменты и белки гормоны в клетке. Приведите примеры. Охарактеризуйте структурную, транспортную, двигательную и защитную функции белка. Приведите примеры. Какие нуклеиновые кислоты есть в клетке? Из чего состоят нуклеиновые кислоты? Как устроен отдельный нуклеотид? Какую роль в клетке выполняет ДНК, и-РНК, т-РНК, р-РНК? Кто расшифровал структуру ДНК?