Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии — презентация
logo
Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Биология и ее место в систем мед. образования
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Биология и ее место в систем мед. образования
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Классификация живого
  • Объекты биологических исследований
  • Объекты биологических исследований
  • Объекты биологических исследований
  • Объекты биологических исследований
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Основные задачи биологической науки :
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Свойства живых систем
  • Хиральность биополимеров
  • Хиральность биополимеров
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Уровни изучения жизни
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Эукариотических тип организации клеток:
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Образование биомембран
  • Образование биомембран
  • Функции мембран
  • Функции мембран
  • Функции мембран
  • Функции мембран
  • Функции мембран
  • Функции мембран
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • ПЛАСТИДЫ
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Хромосомы – материальные носители наследственной информации
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Свойства ДНК
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
  • Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии
1/76

Первый слайд презентации

Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии в подготовке врача Кафедра биологии c экологией и курсом фармакогнозии Доцент Дегерменджи Н.Н.

Изображение слайда

Слайд 2

ПЛАН 1.Биология как наука о живом, ее место в системе медицинских наук. 2.Человек – центральный объект современной биологии 3.Определение жизни. Биопоэз. Фундаментальные свойства живых систем. 4. Уровни организации живого. 5. Клетка. Ее структура и функции.

Изображение слайда

Биология – наука о жизни Представляет собой комплексную систему знаний, изучающую жизнь во всех ее проявлениях. Термин «биология» предложен французским ученным Ж.Б. Ламарком в 1802 году.

Изображение слайда

Слайд 4

Термин «БИОЛОГИЯ» – (греческого bios – жизнь, logos – слово, понятие, наука) введен независимо друг от друга в 1802 Ж.Б.Ламарком и Г. Тревиранусом Ж.Б.Ламарк

Изображение слайда

В системе медицинского образования биология играет важную роль Гиппократ «Каждый врач должен понимать природу» «Медицина взятая в плане теории – прежде всего общая биология» Давыдовский И.В.

Изображение слайда

Слайд 6

Накопление знаний по анатомии человека Знание анатомии ацтеков связано с ритуалом человеческими жертвоприношений. Анатомия человека изображение из трудов Авицена (ибн-Сина)

Изображение слайда

Слайд 7

XIV век Представления врачей о связи знаков зодиака с частями тела человека. XVII столетие «Канон врачебной науки» - лучшее медицинское сочинение для врачей Востока, Запада

Изображение слайда

Слайд 8

К.Линней Т.Шванн Г.Мендель Т.Морган Ч. Дарвин И.Шмальгаузен

Изображение слайда

Слайд 9

Геоботаники : А. Тенсли и В.Н.Сукачев В. И. Вернадский

Изображение слайда

На земном шаре обитает около 1,5 млн. видов животных; 500 тыс. видов растений; 100 тыс. видов микроорганизмов. Живые организмы Неклеточные Клеточные Царство Вирусы Прокариоты Эукариоты Царство Дробянки Тип Бактерии Тип Миксомицеты Подцарство Архебактерии Царство Грибы Царство Растения ЦарствоЖивотные

Изображение слайда

Главным объектом деятельности врача является Человек, представляющий часть живой природы

Изображение слайда

Слайд 12: Объекты биологических исследований

Прокариоты Размеры клеток – d – 0,05-5мкм Строение организмов - одноклеточные и нитчатые Генетический материал - кольцевая молекула ДНК в цитоплазме. Отсутствуют ядро и хромосомы. Органоиды- мало, отсутствуют двойные мембраны. Рибосомы более мелкие.

Изображение слайда

Слайд 13: Объекты биологических исследований

Эукариоты Размеры клеток – d -около 40 мкм. Строение организмов - одноклеточные, нитчатые, многоклеточные. Генетический материал - молекула ДНК связана с белками гистонами и образуют хромосомы внутри ядра.

Изображение слайда

Слайд 14: Объекты биологических исследований

Эукариоты Органоиды - много. 1)немембранные:рибосомы, микротрубочки, клеточный центр. 2)одномембранные: ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы. 3)двумембранные:митохондрии, хлоропласты. Клеточные стенки- у растений содержат целлюлозу, у грибов-хитин, у животных – отсутствуют.

Изображение слайда

Слайд 15

Морфологические дисциплины цитология гистология анатомия Интегративные науки Биофизика Биохимия Генетика Радиобиология

Изображение слайда

Слайд 16: Основные задачи биологической науки :

1. Выяснение сущности жизни и разработка методов управления жизненными процессами. 2. Изучение молекулярно-генетических механизмов. Возможность их использования в медицине. 3. Охрана биосферы и разработка природоохранительных мероприятий.

Изображение слайда

Слайд 17

Предметом Биологии является ЖИЗНЬ во всех ее проявлениях: это строение, физиология, поведение, онтогенез, филогенез, развитие организмов и их взаимоотношение друг с другом и с окружающей их средой.

Изображение слайда

Слайд 18

ЧЕЛОВЕК Биологическая сущность : - большой объем коры головного мозга, - бинокулярное зрение, - освобожденные передние конечности, изменение генофонда под действием факторов естественного отбора Социальная сущность: общественное устройство, труд, производство - обеспечивают выживание, расселение и благополучие человека

Изображение слайда

Слайд 19

И.В. Давыдовский «Закономерность болезней вытекает из основных свойств жизни – из умения приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Полнота приспособления и есть полнота здоровья!».

Изображение слайда

Слайд 20

ЖИЗНЬ – питание, рост, одряхление. ЖИЗНЬ – целеустремленность ЖИЗНЬ – это химическая функция А.Лавуазье И.П.Павлов ЖИЗНЬ – сложный химический процесс Аристотель

Изображение слайда

Слайд 21

ЖИЗНЬ - есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка. Ф. ЭНГЕЛЬС

Изображение слайда

Слайд 22

Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот. М.В. Волькенштейн

Изображение слайда

Слайд 23

Современное определение ЖИЗНИ ЖИВАЯ СИСТЕМА – это коллоидная, макромолекулярная открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самопостроению, самообновлению, самовоспроизведению и саморегуляции при постоянном обмене с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

Изображение слайда

Слайд 24: Свойства живых систем

Единство химического состава Дискретность и целостность Обмен веществ, энергии и информации Упорядоченность в пространстве и во времени Самовоспроизведение и самообновление Наследственность и изменчивость Рост и развитие Хиральность биополимеров Раздражимость и движение

Изображение слайда

Слайд 25: Хиральность биополимеров

Луи Пастер в 1847 г. Открыл явление оптической (зеркальной ) изомерии химических соединений. Молекулы, в которых имеется ассиметричный атом углерода существует в двух зеркальных антиподных формах Это так называемые левые L и правые D оптически активные зеркальные стереоизомеры Их свойство вращение влево или вправо плоскости поляризации падающего на него света О C OH H C NH 2 R = D - изомер О C OH H 2 N C H R L - изомер =

Изображение слайда

Слайд 26: Хиральность биополимеров

Зеркальной изомерией обладают такие биохимические соединения как аминокислоты и сахара, в том числе входящие в состав РНК В биологическом мире существует абсолютная хиральная чистота : все природные аминокислоты – левые L, а природные сахара правые D зеркальные изомеры При синтезе этих соединений в лабораторных условиях могут возникать рацемические смеси не обладающие оптической активностью и вызывающие нарушения физиологических и генетических процессов

Изображение слайда

Слайд 27

Опарина – Холдейна (1924-1928 ГГ.) Д. Бернала 1947 Г. Этапы: Абиогенный – синтез неорганических соединений Синтез мономеров : метана, аммиака, сероводорода, оксида и диоксида углерода, цианистых соединений Полимеризация мономеров в биологические полимеры – полипептиды и полинуклеотиды Теории происхождения жизни

Изображение слайда

Слайд 28

Уровни организации Элементарная единица ( ЭЕ ) - это структура или объект Элементарное явление (ЭЯ) – это закономерные изменения ЭЕ в процессе сохранения и развития Жизни

Изображение слайда

Слайд 29

Уровни организации живого Молекулярно-генетический: ЭЕ – ген, элементарное явление ЭЯ – конвариантная репликация, или самовоспроизведение с возникновением некоторых изменений матрицы;

Изображение слайда

Слайд 30

Уровни организации живого Клеточный: ЭЕ - клетка, ЭЯ – клеточный метаболизм (потоки вещества, энергии, информации); - Тканевой: ЭЕ – совокупность сходных клеток, ЭЯ - становление структуры и функционирования в едином организме;

Изображение слайда

Слайд 31

Уровни организации живого Органный: ЭЕ – органы, ЭЯ - становление их структуры и функции; - Организменный (онтогенетический): ЭЕ – особь, ЭЯ – закономерности изменения особи в онтогенезе (рост, дифференциация частей, интеграция);

Изображение слайда

Слайд 32

Уровни организации живого Популяционно-видовой: ЭЕ – популяция, ЭЯ – эволюционно-значимые изменения генофонда популяции за счет ЭЭФ); - БГЦенотический: ЭЕ – БГЦ, ЭЯ - вещественно-энергетический круговорот;

Изображение слайда

Слайд 33

Уровни организации живого Биосферный: ЭЕ – живая оболочка земли, ЭЯ - все явления жизни, активно приобретаемые живыми организмами.

Изображение слайда

Слайд 34: Уровни изучения жизни

1. Планетарный 2. Биогеоценотический 3. Популяционно- видовой 4. Организменный 5. Системный 6. Тканево-органный 7. Клеточный 8. Субклеточный 9. Молекулярный 10. Субмолекулярный 3 9 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Изображение слайда

Слайд 35

КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (1838-1839гг Т.Шванн,М.Шлейден) 1. Клетки растений и животных принципиально сходны между собой 2.Каждая клетка функционирует независимо от других, но вместе со всеми 3.Все клетки возникают из бесструктурного вещества неживой материи.

Изображение слайда

Слайд 36

Рудольф Вирхов (патологоанатом) «Целлюлярная патология» (1859) внес существенные уточнения в последнее положение клеточной теории : -все клетки возникают из клеток путем их деления ( omnia cellulae e cellula )

Изображение слайда

Слайд 37

Клетка – это обособленная, наименьшая по размерам структура, которой присуща вся совокупность свойств жизни и которая может во внешних условиях поддерживать эти свойства в себе самой и передавать их в ряду поколений.

Изображение слайда

Слайд 38

Независимо от индивидуальных структурно-функциональных Особенностей все клетки одинаковым образом: 1. Хранят биологическую информацию 2. Редуплицируют генетический материал 3. Используют генетическую информацию для осуществления своих функций на основе синтеза белка 4. Хранят и переносят энергию 5. Превращают энергию в работу 6. Регулируют обмен веществ.

Изображение слайда

Слайд 39: Эукариотических тип организации клеток:

Характерен для одно- и многоклеточных организмов. Типична высокая упорядоченность внутреннего содержимого клеток за счет явления КОМПАРТМЕНТАЛИЗАЦИИ ее объема (деления на ячейки, отличающиеся ферментативным составом). Включают 3 составные части : клеточную мембрану с надмембранными образованиями, цитоплазму, клеточное ядро.

Изображение слайда

Слайд 40

Плазматическая мембрана (плазмалемма) от греческого – plasma - форма, lemma – оболочка 1935г – Н.Даусон и Р.Даниэлли - «Бутербродная» модель строения мембраны 1972г – С. С(З)ингер и Д.Николсон модель «жидкой мозаичной мембраны»

Изображение слайда

Слайд 41

Жидкостно-мозаичная модель Интегральные белки Полуинтегральные белки Поверхностные белки Липиды Полисахариды

Изображение слайда

Слайд 42: Образование биомембран

Липиды определяют структурную целостность мембран. Их молекулы имеют два полюса. Один конец гидрофильный – полярный, другой гидрофобный - неполярный Н 3 С Н 3 С Н 3 С N + - CH 2 O O CH 2 CH 2 CH CH 2 CH 2 CO CH 2 CO CH 2 CH 2 CH 2 CH 2 CH 2 O O O O P 1. Гидрофильная «головка» 2. Гидрофобные «хвосты» 1. 2.

Изображение слайда

Слайд 43: Образование биомембран

Белки в мембране делятся на три группы : Периферические -соединяются с головками, благодаря электростатическим взаимодействиям Погруженные – образуют на мембране биохимический «конвейер» Интегральные - обеспечивают передачу информацию в двух направлениях : в клетку и обратно. Они бывают двух типов переносчики и каналообразующие

Изображение слайда

Слайд 44: Функции мембран

Разграничительная – в клетке обеспечивают компартментализацию Рецепторная – обеспечивается молекулами интегральных белков, имеющих полисахаридные концы

Изображение слайда

Слайд 45: Функции мембран

Транспортная – обеспечивают гомеостаз в клетке Различают пассивный и активный транспорт Пассивный транспорт происходит без затраты энергии путем : простой диффузии, облегченной диффузии и осмоса Активный транспорт происходит с затратой энергии при участии белков-переносчиков, например : калий - натриевый насос

Изображение слайда

Слайд 46: Функции мембран

Поступление в клетку крупных макромолекул – эндоцитоз : фагоцитоз и пиноцитоз Происходит с затратой АТФ

Изображение слайда

Слайд 47: Функции мембран

Удаление из клетки – экзоцитоз – выводится из клетки гормоны, белки, и другие продукты обмена Секреторные гранулы в бокаловидных клетках кишечника

Изображение слайда

Слайд 48: Функции мембран

Катализ биохимических процессов за счет мембранных белков Передача нервных импульсов через синапсы

Изображение слайда

Слайд 49: Функции мембран

Участие в образовании тканей за счет контактов : плотных, щелевых и через десмосомы Схема межклеточных контактов Десмосома Простой «Замок» 1 2 3

Изображение слайда

Слайд 50

Состав липидов : 25-60% от состава мембраны. - Глицерофосфаты - Холестерин (в животных клетках) - Сфингомиелины - Фитостерины (в растительных клетках)

Изображение слайда

Слайд 51

Цитоплазма I. Гиалоплазма II. Органоиды Общие Специальные Трофические Секреторные Специальные Экскреторные Мембранные Немембранные Двумембранные Митохондрии Пластиды Одномембранные ЭПС (ЭР) КГ Лизосомы Микротельца Сферосомы Глиоксисомы Рибосомы КЦ Микротрубочки Микрофиламетны III. Включения Реснички Жгутики Миофибриллы Нейрофибриллы Вакуоли

Изображение слайда

Слайд 52

Клеточный центр лизосома Комплекс Гольджи микрофиламенты

Изображение слайда

Слайд 53

Лизосомы и комплекс Гольджи

Изображение слайда

Слайд 54

Гранулярная эндоплазматическая сеть, рибосомы

Изображение слайда

Слайд 55

Митохондрии (окраска родамином. Фото А.Минина)

Изображение слайда

Слайд 56

Клеточный центр в дробящейся яйцеклетке лошадиной аскариды Центриоли и лучистая сфера

Изображение слайда

Слайд 57: ПЛАСТИДЫ

ХЛОРОПЛАСТЫ

Изображение слайда

Слайд 58

Специальные органоиды реснички

Изображение слайда

Слайд 59

1 - Капли жира в клетках печени аксолотля 2 – Ядро клетки 3 - Мембрана 3 1 2 3 1 – Клеточная стенка 2 – Крахмальные зерна 3 - Цитоплазма ТРОФИЧЕСКИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ

Изображение слайда

Слайд 60

ядро 1 – ЯДРО ДИФФУЗНОГО ТИПА (в период интерфазы) 2 – ЯДРО ХРОМОНЕМНОГО ТИПА (подготовка к делению) 1 2

Изображение слайда

Слайд 61: Хромосомы – материальные носители наследственной информации

ФУНКЦИИ – ХРАНЕНИЕ, ПЕРЕДАЧА И РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ГИПОТЕЗА О ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ХРОМОСОМ – Н.К. Кольцов, 1927, 1935

Изображение слайда

Слайд 62

Создание модели ДНК - Джеймс Уотсон и  Фрэнсис Крик 1953 г.

Изображение слайда

Слайд 63

Изображение слайда

Слайд 64: Свойства ДНК

1. репликация 2.репарация 3.транскрипция 4. рекомбинация 5. мутация Основная функция ДНК – хранение и передача наследственной информации.

Изображение слайда

Слайд 65

Начальный уровень компактизации хромосом нуклеосомный нуклеомерный хромомерный хромонемный

Изображение слайда

Слайд 66

1. НУКЛЕОСОМА – дискретная единица хроматина ДНК 146по 4 пары гистонов Нуклеосомы в виде «бусин на нити» уплотнение ДНК в 7 раз

Изображение слайда

Слайд 67

2. нуклеомерный - упаковка нуклеосом с помощью гистоновых белков. -Возникает структура спирального типа – соленоид. Она повышает компактность ДНК еще в 40 -70 раз. Под электронным микроскопом соленоид – фибриллы хроматина.

Изображение слайда

Слайд 68

3. Доменно-петлевой или хромомерный - Связан с негистоновыми белками. - Фибриллы хроматина в местах связывания с негистоновыми белками образуют петли. - Формируется поперечная петлистая структура вдоль хромосомы Уплотнение ДНК в 600-700раз.

Изображение слайда

Слайд 69

4. Дезактивация хроматина, образуется гетерохроматин. В митотических хромосомах ЭТО– хромонемы ( профаза, ранняя телофаза). 5. Спирализация хроматина - образование хромосом.

Изображение слайда

Слайд 70

1 - Нуклеосомный 2 -Нуклеомерный 3- Доменно-петлевой

Изображение слайда

Слайд 71

КАРИОТИП Метафазная пластинка

Изображение слайда

Слайд 72

Изображение слайда

Слайд 73

Изображение слайда

Слайд 74

Изображение слайда

Слайд 75

МИТОЗ МЕРИСТЕМА-ТИЧЕСКИХ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Лекция 1 Вводная. Биология как комплекс наук о живой природе. Значение биологии

Перечислите основные уровни организации жизни СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Изображение слайда

Похожие презентации