Лекция 1. Введение в общую биологию — презентация
logo
Лекция 1. Введение в общую биологию
  • Лекция 1. Введение в общую биологию.
  • 1. Биология – наука о живом. Структура дисциплины. Связь с другими естественными науками.
  • Основные задачи биологии:
  • Разделы биологии
  • 2. О природе живого. Физическая и химическая основа жизни.
  • Лекция 1. Введение в общую биологию.
  • Живые тела – открытые системы
  • Лекция 1. Введение в общую биологию.
  • 3. Уровни организации живой материи.
  • Иерархические уровни организации
  • Лекция 1. Введение в общую биологию.
  • Лекция 1. Введение в общую биологию.
  • 4. Свойства живых систем
  • 1. Самообновление
  • 2. Самовоспроизведение
  • 3. Саморегуляция
  • 4. Раздражимость.
  • 5. Наследственность.
  • 6. Изменчивость
  • 7. Дискретность и целостность
  • 8. Индивидуальное развитие (онтогенез)
  • 19. Филогенетическое развитие (филогенез)
  • Вопросы к семинару (часть I )
1/23

Первый слайд презентации: Лекция 1. Введение в общую биологию

1. Биология – наука о живом. Структура дисциплины. Связь с другими естественными науками. 2. О природе живого. Физическая и химическая основа жизни. 3. Уровни организации живой материи. 4. Свойства живых систем. Фотографии В.И. Горшкова и К.И. Ширяева

Изображение слайда

bios – жизнь, logos – учение Биология – наука о жизни Предмет изучения биологии - строение, проявления жизнедеятельности, среда обитания всех живых организмов: прокариотов, грибов, растений и животных Термин «биология» в 1797 году предложил профессор анатомии Т. Руз (Германия)

Изображение слайда

раскрытие общих свойств живых организмов; объяснение причин многообразия организмов на планете; выявление связей между строением и свойствами организма и условиями окружающей среды.

Изображение слайда

микробиология – наука, изучающая строение и свойства микроорганизмов, ботаника – наука о растениях, зоология – наука о животных, генетика – наука, изучающая закономерности наследования признаков, экология – наука о взаимоотношениях организмов и сообществ с окружающей средой, физиология – наука о функционировании организмов, молекулярная биология, цитология – учение о клетке, гистология – учение о тканях и др.

Изображение слайда

Слайд 5: 2. О природе живого. Физическая и химическая основа жизни

Определения понятия «жизнь»: - Аристотель : «жизнь – это питание, рост и одряхление организма»; - А.Л. Лавуазье : «жизнь - это химическая функция материи»; - Г.Р. Тревиранус : «жизнь есть стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний»; - А.И. Опарин : «жизнь – это особая, очень сложная форма движения материи»; - Ф. Энгельс : «Жизнь есть способ существования белковых тел, обменивающихся с окружающей средой веществом и энергией».

Изображение слайда

Слайд 6

Жизнь – это макромолекулярная открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, самосохранению и саморегуляции, а также обмен веществ и тонко регулируемый поток энергии. Поэтому жизнь представляет собой форму движения материи высшую по сравнению с физической и химической формами ее существования.

Изображение слайда

Слайд 7: Живые тела – открытые системы

Под «открытыми» понимают динамические, т. е. не находящиеся в состоянии покоя, системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним энергии извне. энергия и материя в виде пищи поступают из окружающей среды. Покровы живых организмов затрудняют обмен веществ между организмом и внешней средой, сводят к минимуму потери веществ и поддерживают пространственное единство системы.

Изображение слайда

Слайд 8

В живых организмах содержатся те же химические элементы, что и в предметах неживой природы: О, Н, С, N, Р, Na, Ca, K, Fe, Cl и другие. Эти элементы называются биогенными. Субстратом жизни принято считать органические соединения – нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки. Вещества становятся субстратом жизни лишь тогда, когда они находятся и функционируют в клетках.

Изображение слайда

Слайд 9: 3. Уровни организации живой материи

Иерархический принцип организации позволяет выделить в живой природе отдельные уровни. Можно выделить три основные ступени живого: Микросистемы (доорганизменная ступень) включают в себя молекулярный (или молекулярно-генетический) и субклеточный уровни. Мезосистемы (организменная ступень) включают в себя клеточный, тканевой, органный, системный, организменный уровни. Макросистемы (надорганизменная ступень) включают в себя популяционно-видовой, биоценотический и глобальный уровни (биосферу в целом).

Изображение слайда

Слайд 10: Иерархические уровни организации

1. Молекулярно-генетический. Ген – это участок молекулы ДНК ответственный за формирование какого-либо одного признака. 2. Субклеточный уровень. Органелла клетки выполняет свойственные ей функции и вносит свой вклад в работу клетки в целом. 3. Клеточный уровень. Клетка является самостоятельно функционирующей элементарной биологической системой. Для одноклеточных организмов этот уровень совпадает с организменным.

Изображение слайда

Слайд 11

4. Тканевой уровень. Ткань – совокупность клеток с одинаковым типом организации, объединенных выполнением общей функции. 5. Органный уровень. Органы – это структурно-функциональные объединения нескольких типов тканей. 6. Организменный уровень. Элементарная единица – это особь в ее развитии от момента рождения до прекращения ее существования в качестве живой системы.

Изображение слайда

Слайд 12

7. Популяционно-видовой уровень. П опуляция – это совокупность организмов одно го и того же вида, объединенных общим мест ом обитания и свободно скрещивающих ся между собой. 8. Биогеоценотический (экосистемный) уровень. Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами среды их обитания. 9. Биосферный (глобальный) уровень. Биосфера – система высшего порядка, охватывающая все явления жизни на планете.

Изображение слайда

Слайд 13: 4. Свойства живых систем

Изображение слайда

Слайд 14: 1. Самообновление

Связано с потоком и обменом вещества и энергии. Основу обмена веществ составляют процессы ассимиляции (анаболизм, синтез, образование новых веществ) и диссимиляции (катаболизм, распад). В результате ассимиляции происходят обновление структур организма и образование новых его частей (клеток, тканей, частей органов). Диссимиляция определяет расщепление органических соединений, обеспечивает клетку пластическим веществом и энергией. Для образования нового нужен постоянный приток необходимых веществ извне, а в процессе жизнедеятельности (и диссимиляции, в частности) образуются продукты, которые нужно вывести во внешнюю среду.

Изображение слайда

Слайд 15: 2. Самовоспроизведение

Обеспечивает преемственность между сменяющимися генерациями биологических систем. Живые структуры постоянно воспроизводятся и обновляются, не теряя при этом сходства с предыдущими поколениями, несмотря на непрерывное обновление вещества. Нуклеиновые кислоты способны хранить, передавать и воспроизводить наследственную информацию, а также реализовывать ее через синтез белков. Информация, хранимая на ДНК, переносится на молекулу белка с помощью молекул РНК.

Изображение слайда

Слайд 16: 3. Саморегуляция

Это способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность течения физиологических процессов.

Изображение слайда

Слайд 17: 4. Раздражимость

Связана с передачей информаци и извне в любую биологическую систему и отража ет реакцию этой системы на внешний раздражите ль. Раздражимость лежит в основе адаптации организмов к меняющимся условиям среды. Реакция многоклеточных животных на раздражение осуществляется через посредство нервной системы и называется рефлексом. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов. Их реакции выражаютс я в изменении характера движения ( таксисы ) и роста ( тропизмы ). Обычно к их обозначен ию прибавляют название раздражителя, напри мер, фототаксис, геотропизм и т. д.

Изображение слайда

Слайд 18: 5. Наследственность

Заключается в способности организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обусловлена стабильностью, т.е. постоянством строения молекул ДНК.

Изображение слайда

Слайд 19: 6. Изменчивость

Изменчивость – свойство, противоположн ое наследственности, но связанное с ней, т. к. при этом изменяются наследственные задатк и – гены, определяющие развитие тех или иных пр изнаков. Изменчивость связана с ошибками при репродукции, что приводит к появлению новой наследственной информации, новых признаков и свойств. Если новые признаки и свойства полезны для организма в данной среде обитание, то они подхватываются и закрепляются естественным отбором. Создаются новые формы и виды.

Изображение слайда

Слайд 20: 7. Дискретность и целостность

Жизнь на Земле проявляется в виде дискретных форм. Отдельный организм или иная биологическая система (вид, биоценоз и т. д.) состоит из отдельных отграниченных в пространстве, но тесно связанных и взаимодействующих между собой частей. Например, любой вид организмов включает отдельные особи. Тело высокоорганизованной особи образуют органы, которые, в свою очередь, состоят из тканей и т. д.

Изображение слайда

Слайд 21: 8. Индивидуальное развитие (онтогенез)

Онтогенез – воплощение исходной генетической информации, заложенной в в генотипе, в рабочие структуры организма. В ходе этого процесса проявляется такое свойство организма, как способность к росту. Процесс роста базируется на репродукции молекул, размножении, росте и дифференцировке клеток и других структур.

Изображение слайда

Слайд 22: 19. Филогенетическое развитие (филогенез)

Филогенез – это историческое развитие организмов, базирующееся на прогрессивном размножении, наследственности, борьбе за существование и отборе. Результатом филогенетического развития, или эволюции, является все многообразие живых организмов на Земле.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Лекция 1. Введение в общую биологию: Вопросы к семинару (часть I )

Дайте определение биологии и приведите примеры отраслей биологии и смежных с ней дисциплин. Приведите примеры достижений современной биологии. Охарактеризуйте физическую и химическую природу жизни как явления. Назовите ступени и иерархические уровни организации живой материи. Приведите конкретный пример иерархической цепочки. Опишите свойства живых систем. Проследите, если это возможно, аналогии этих свойств в неживой природе.

Изображение слайда

Похожие презентации