Человеческий капитал — презентация
logo
Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Теория человеческого капитала
  • Человеческий капитал
  • Теория человеческого капитала
  • Человеческие активы
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Категории
  • Категории
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал
  • Человеческий капитал формируется
  • Человеческий капитал
1/26

Первый слайд презентации: Человеческий капитал

Лекция 2

Изображение слайда

– направление современной экономической науки, изучающее процессы накопления и использования качественных характеристик человеческих ресурсов; в более узком смысле – экономическая теория образования и подготовки специалистов и работников, управляющего персонала.

Изображение слайда

Слайд 3: Человеческий капитал

Оформление теории человеческого капитала ( Human Capital) приходится на конец 50-х и начало 60-х годов XX века. У истоков её стояли известные американские экономисты – лауреаты Нобелевской премии – Теодор Шульц и Гэри Беккер. Классическим сочинением, во многом определившим дальнейшее направление исследований в этой области считается книга Беккера «Человеческий капитал» (первое издание - 1964 г., второе - 1975 г.)

Изображение слайда

Слайд 4: Теория человеческого капитала

базируется на достижениях институциональной теории, неоклассической теории, неокейнсианства и других частных экономических теориях. Её появление стало ответом экономической теории и смежных с ней наук на востребованность реальной экономики. Возникла проблема понимания роли человека и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на темпы и качество развития общества. Толчком к созданию теории человеческого капитала стали статистические данные роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста. Анализ реальных процессов экономического роста привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.

Изображение слайда

– совокупность коллективных знаний сотрудников фирмы, организации, их творческих способностей, умения решать проблемы, управленческих, руководящих и предпринимательских качеств, поведения в различных ситуациях.

Изображение слайда

Слайд 6: Человеческий капитал

Человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный конкретным человеком определённый запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства

Изображение слайда

Слайд 7: Человеческий капитал

- владение знаниями, практическим опытом, профессиональным умением и культурными навыками, межкультурным общением. Ценность его определяется возможностями субъекта реализовать себя в какой-либо деятельности, в самовыражении в соответствии с имеющимися способностями, в гармонизации с другими субъектами и адаптации с внешней средой. Ценность персонифицированного человеческого капитала для организации (корпорации) заключается в способности этих нематериальных активов увеличивать ее доходы (прибыль).

Изображение слайда

Слайд 8

Человеческий капитал

Изображение слайда

Слайд 9

Изображение слайда

Слайд 10

Человеческий капитал Человеческий капитал (т.е. запас знаний и способностей, накопленных работником) может реализоваться только в труде своего обладателя. Напротив, возрастание стоимости капитала не требует от собственника каких-либо затрат труда с его стороны. Отличаясь по своему экономическому содержанию, формирование физического капитала и формирование человеческого капитала (рабочей силы) имеют определенное технико-экономическое сходство: и то, и другое требует отвлечения значительных средств в ущерб текущему потреблению, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, оба типа вложений дают длительный по своему характеру производительный эффект.

Изображение слайда

Слайд 11

Инвестиции в человеческий капитал К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал ) относятся: 1) прямые затраты, в том числе плата за обучение и другие расходы на образование, смену места жительства и работы; 2) упущенный заработок, являющийся элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования, смена места жительства и работы связаны с потерей доходов; 3) моральный ущерб, так как получение образования является трудным и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истощает нервную систему, а миграция приводит к потере старых друзей и знакомых.

Изображение слайда

Слайд 12

К ожидаемой отдаче от инвестиций в человеческий капитал относятся более высокий уровень заработной платы, большее удовлетворение от избранной работы в течение жизни, а также более высокая оценка нерыночных видов деятельности. Главная особенность человеческого капитала заключается в неотделимости от личности своего носителя. Этим он отличается от физического капитала. Инвестиции в человеческий капитал

Изображение слайда

Слайд 13

Кривая Беккера Подготовка оказывает серьезное влияние на характер взаимосвязи между заработками и возрастом. Предположим, что не прошедшие подготовку лица получают постоянный заработок независимо от возраста, как это показывает горизонтальная прямая UU на графике. Проходящие подготовку лица будут иметь более низкие заработки в течение периода подготовки, потому что в это время они осуществляют ее оплату, и более высокие заработки в старших возрастах за счет получаемого тогда дохода от подготовки. Совместное действие этих факторов - плата за подготовку и получение от нее доходов - будет вести к тому, что кривая изменения заработков с возрастом у прошедших подготовку (кривая ТТ на графике) окажется круче по сравнению с теми, кто ее не проходил. Различие будет тем сильнее, чем больше издержки инвестирования и отдача от них. Инвестиции в человеческий капитал

Изображение слайда

Слайд 14

Затраты на производство человеческого капитала включают: • прямые затраты, в том числе плату за обучение и другие расходы на образование, смену места жительства и работы; • упущенный заработок, являющийся элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования, смена места жительства и работы связаны с потерей доходов; • моральный ущерб, так как получение образования является труд­ным и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истоща­ет нервную систему, а миграция приводит к потере старых друзей и знакомых. Инвестиции в человеческий капитал

Изображение слайда

Слайд 15

Инвестиции в человеческий капитал Выгоды от образования могут выступать в виде: • более высоких заработков в будущем; • более широкого доступа к интересной, приятной и перспективной работе; • высокого престижа профессии или повышенного удовольствия от нерыночных видов деятельности в будущем.

Изображение слайда

Слайд 16: Категории

Интеллектуальный капитал – стоимость совокупности отчуждаемых и неотчуждаемых интеллектуальных активов, участвующих в хозяйственной деятельности юридического лица, включая интеллектуальную стоимость. Идеосфера – сфера идей, знаний, способностей, навыков, опыта и результатов творчества субъекта и его инфраструктуры, обеспечивающей их практическое использование. В данном случае могут быть абстрактные и конкретные субъекты: личность, семья, предприятие (организация), мегаполис, регион, государство, группа государств, человечество в целом.

Изображение слайда

Слайд 17: Категории

Интеллектуальные активы – знания, опыт, навыки персонала, индивида, другие результаты их творческой, интеллектуальной деятельности, используемые в хозяйственной деятельности, способные приносить доходы в бизнесе. Интеллектуальная рента – доход, приносимый знаниями как основой интеллектуального капитала. Интеллектуальная собственность – отношения, складывающиеся между индивидами, субъектами (фирмами, государством, странами) по поводу присвоения интеллектуальных благ – результатов интеллектуальной деятельности в различных областях.

Изображение слайда

Слайд 18

Инвестиции в человеческий капитал Для расчета выгод от инвестиций в человеческий капитал (в нашем случае - в высшее образование) необходимо провести прогрессивное дисконтирование выгод ожидаемых в будущем. Дисконтирование представляет собой приведение друг к другу потоков доходов (выгод) и затрат на основе ставки дисконта с целью получения текущей (сегодняшней) стоимости будущих доходов. Текущая стоимость потока ежегодных выгод (В) через время (Т) может быть рассчитана по формуле: Текущая стоимость =, где r – процентная ставка (или ставка дисконтирования).

Изображение слайда

Слайд 19

Инвестиции в человеческий капитал Инвестиции в образовании имеют смысл, если текущая стоимость выгод (денежных и моральных) больше или хотя бы равняется издержкам: где С - общие издержки на образование (например, в объеме вуза); В - ежегодная разница в заработках выпускника вуза и средней школы.

Изображение слайда

Слайд 20

Человеческий капитал и экономическое развитие Одно из важных положений теории человеческого капитала заключается в том, что его увеличение находится среди главных причин экономического развития, поскольку человеческий капитал составляет большую часть благосостояния общества. Поэтому инвестирование в человеческий капитал является абсолютно необходимым для любой национальной экономики, особенно в развивающихся странах.

Изображение слайда

Слайд 21: Человеческий капитал

Говоря о бизнесе, можно описать человеческий капитал как комбинацию следующих основных факторов: Качества, которые человек привносит в свою работу: ум, энергия, позитивность, надежность, преданность. Способность человека учиться: одаренность, воображение, творческий характер личности, смекалка («как делать дела»). Побуждения человека делиться информацией и знаниями: командный дух и ориентация на цели.

Изображение слайда

Слайд 22

Человеческий капитал и экономическое развитие Подобно любому рынку капиталовложений, рынок человеческого капитала не свободен от недостатков. Среди них можно указать следующие: Относительная свобода передвижения рабочей силы снижает готовность работодателей вкладывать средства в её развитие;

Изображение слайда

Слайд 23

Человеческий капитал и экономическое развитие 2. Недостаток информации о ценности образования, особенно среди молодёжи, приводит к недостаточному или неправильному вложению в человеческий капитал; 3. Значительной части населения не хватает средств для серьёзных капиталовложений.

Изображение слайда

Слайд 24

Человеческий капитал и экономическое развитие Из-за изложенных выше и некоторых других изъянов рынка инвестиций в человеческий капитал, вероятно, не стоит рассчитывать на то, что рыночные механизмы сами по себе обеспечат оптимальный для экономики уровень подобных вложений. Поэтому жизненно необходимым становится участие правительства в процессе инвестирования в человеческий капитал.

Изображение слайда

- за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность. В том числе – в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется человеческий капитал и за счет притока из других стран, или убывает за счет его оттока. Экономическое развитие в ХХI веке будет определяться не столько наличием и производительностью материальных и природных ресурсов, сколько объемом интеллектуального капитала, доступностью и скоростью распространения информации в обществе, эффективной реализацией человеческого капитала в экономике. Человеческий капитал формируется

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Человеческий капитал

Ценится ли на российском рынке человеческий капитал Процесс системной трансформации в России сопровождался гигантским, одномоментным обесценением человеческого капитала, накопленного в предыдущую эпоху. Это массовое обесценение образовательного потенциала не могло не сказаться на производительности труда и стало одним из главных факторов её резкого снижения. Как следствие, возник глубокий разрыв между фактическими и желаемыми запасами человеческого капитала на уровне каждого отдельного человека

Изображение слайда

Похожие презентации