Слайд 2: Определение
приобретенный синдром, включающий в себя нарушения мышления и высших психических функций, в том числе речи, праксиса, гнозиса ориентировки и регуляции произвольной деятельности. Эти нарушения затрудняют выполнение социальных и профессиональных функций, ограничивают способность к самообслуживанию.
Слайд 4: Классификация
С учетом преимущественного поражения тех или иных участков мозга различают четыре вида деменции: Корковая деменция. Страдает преимущественно кора больших полушарий. Наблюдается при алкоголизме, болезни Альцгеймера и болезни Пика (лобно-височной деменции). Подкорковая деменция. Страдают подкорковые структуры. Сопровождается неврологическими нарушениями (дрожанием конечностей, скованностью мышц, расстройствами походки и пр.). Возникает при болезни Паркинсона, болезни Хантингтона и кровоизлияниях в белое вещество. Корково-подкорковая деменция. Поражается как кора, так и подкорковые структуры. Наблюдается при сосудистой патологии. Мультифокальная деменция. В различных отделах ЦНС образуются множественные участки некроза и дегенерации. Неврологические нарушения весьма разнообразны и зависят от локализации очагов поражения.
Слайд 5: Классификация
В зависимости от объема поражения различают две формы деменции: При лакунарной деменции страдают структуры, ответственные за определенные виды интеллектуальной деятельности. Ведущую роль в клинической картине обычно играют расстройства кратковременной памяти. Пациенты забывают, где они находятся, что планировали сделать, о чем договаривались всего несколько минут назад. Критика к своему состоянию сохранена, эмоционально-волевые нарушения слабо выражены. Могут выявляться признаки астении: слезливость, эмоциональная неустойчивость. Лакунарная деменция наблюдается при многих заболеваниях, в том числе – на начальной стадии болезни Альцгеймера. При тотальной деменции наблюдается постепенный распад личности. Снижается интеллект, теряются способности к обучению, страдает эмоционально-волевая сфера. Сужается круг интересов, исчезает стыд, становятся незначимыми прежние моральные и нравственные нормы. Тотальная деменция развивается при объемных образованиях и нарушениях кровообращения в лобных долях.
Слайд 6: Классификация
Высокая распространенность деменции у пожилых обусловила создание классификации сенильных деменций : Атрофический ( альцгеймеровский ) тип – провоцируется первичной дегенерацией нейронов головного мозга. Сосудистый тип – поражение нервных клеток возникает вторично, вследствие нарушений кровоснабжения головного мозга при сосудистой патологии. Смешанный тип – смешанная деменция - представляет собой сочетание атрофической и сосудистой деменции.
Слайд 7: Исследование психического статуса
Ориентировка год - страна время года -область месяц -город число -клиника день недели -этаж Регистрация : «Повторите и запомните три слова: карандаш, дом, копейка». Серийный счёт : «От 100 отнимите 7, от того, что получиться ещё 7 и так несколько раз». Исследуется пять вычитаний Память : «Какие слова я просил Вас запомнить?»
Слайд 9: Краткая шкала оценки психического статуса
Называние по показу (ручка, мобильный телефон, часы) Повторите фразу: «Никаких если, да, или но» 3-х этапная команда: «возьмите лист бумаги правой рукой, сложите его вдвое и положите на стол» Прочтите и выполните закройте глаза напишите предложение скопируйте рисунок
Слайд 10: Краткая шкала оценки статуса: результаты
Ориентировка во времени = 0-5 баллов Ориентировка в месте = 0-5 баллов Восприятие (повторение слов) = 0-3 балла Внимание (серийный счёт) = 0-5 баллов Память (воспроизведение слов) = 0 – 3 балла Называние = 0 – 2 балла Фраза = 0 – 1 балла Команда = 0 – 3 балла Чтение = 0 – 1 балл Письмо = 0 – 1 балл Рисунок = 0 – 1 балл ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ = 0-30 баллов 28-30 баллов: норма 24-27 баллов: лёгкие когнитивные нарушения 20-23 баллов: легкая деменция (умеренные когнитив нарушения) 11-19 баллов: умеренно-тяжёлая деменция (выраженные когнитивные нарушения) менее 10: тяжёлая деменция ( истиная деменция )
Слайд 11: БАТАРЕЯ ЛОБНОЙ ДИСФУНКЦИИ :
направлена на исследование произвольной регуляции деятельности, связанной с лобными структурами, и включает несколько тестов, характеризующих концептуализацию, звуковые ассоциации, динамический праксис, простую и усложненную реакции выбора 18 баллов – норма 12-15 баллов - лёгкая лобная дисфункция менее 12 баллов – деменция лобного типа
Слайд 12: БАТАРЕЯ ЛОБНОЙ ДИСФУНКЦИИ
Обобщения: что общего между: яблоком и бананом (ответ «фрукты »=1 балл) пальто и курткой (ответ «одежда» = 1 балл) столом и стулом (ответ «мебель» = 1 балл) Ассоциации (слова на букву «С») более 9 слов - 3 балла от 7 до 9 слов - 2 балла от 4 до 6 слов - 1 балл менее 4 слов - 0 баллов Исследование хватательного рефлекса 3 балла – нет реакции 2 балла - вопрос «я должен схватить?» 1 балл - есть рефлекс, но пациент может его подавить 0 балл - пациент не может подавить рефлекс ИТОГ : 0-18 баллов Динамический праксис 3 балла - пациент выполняет три серии совместно с врачом и 2 раза по три серии самостоятельно 2 балла - пациент выполняет три серии совместно с врачом и три серии самостоятельно 1 балл – выполняет три серии совместно с врачом Реакция выбора 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2 Простая («если я ударю один раз, Вы должны ударить два раза, а если я – два раза, то Вы – один раз») Усложнённая (если я ударю один раз, Вы ничего не делаете, а если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз) 2 балла - 1 ошибки 1 балл - 2 ошибки 0 баллов - эхопраксия
Слайд 13: ВЕРБАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ
предназначен для исследования ассоциативного мышления Литеральные : назвать за одну минуту как можно больше слов на букву С. Оценка - по количеству слов (в норме 20 слов в мин ) Семантические категориальные : назвать за одну минуту как можно больше животных. Оценка - по количеству слов (в норме 20 слов в мин)
Слайд 14
ТЕСТ «5 СЛОВ»: ОБОСНОВАНИЕ ПАТОЛОГИЯ ГИППОКАМПА: ПОДКОРКОВО-ЛОБНЫЙ СИНДРОМ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ» Первичные нарушения запоминания «ДИНАМИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ» Недостаточность воспроизведения
Слайд 15: ТЕСТ «5 СЛОВ»
КИНОТЕАТР (здание) ЛИМОНАД (напиток) КУЗНЕЧИК (насекомое) БЛЮДЦЕ (посуда) ГРУЗОВИК (машина) ТЕСТ «5 СЛОВ»: результаты Непосредственное воспроизведение: 0 – 5 баллов Отсроченное воспроизведение: 0 – 5 баллов ИТОГ: 0 – 10 баллов 9 баллов и менее – деменция альцгеймеровского типа
Слайд 16: ТЕСТ РИСОВАНИЯ ЧАСОВ
12 3 6 9 1 2 4 5 7 8 10 11 10 - баллов - норма, нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время 9 баллов - незначительные неточности расположения стрелок 8 баллов - более заметные ошибки в расположении стрелок 7 баллов - стрелки показывают совершенно неправильное время 6 баллов - стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком) 5 баллов - неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между числами неодинаковое 4 балла - утрачена целостность часов, часть чисел отсутствуют или расположены вне круга 3 балла - числа и циферблат не связаны друг с другом 2 балла - деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно 1 балл - больной не делает даже попыток выполнить инструкцию
Слайд 17: Тест Мини- Cog
Повторить 3 слова и постарайтесь их запомнить: груша, стул, тетрадь Нарисовать часы и установить время Вспомнить 3 слова Результаты: 1б за каждое правильное слово после теста с часами 3б-недементный 1-2б, в зависимости от часов, если правильно- недементный 1-2б с ошибками в часах – дементный 0б - дементный 12 3 6 9 1 2 4 5 7 8 10 11
Слайд 18: МОКАТЕСТ
Не имеет шкалы оценки выявленного балла и степени когнитивного дефицита, но дифференцирует нарушение отдельных видов когнитивных функций и дает возможность определить локализацию поражения. По окончании теста суммируются все баллы. Максимум 30б, при больше 26б – нет признаков когнитивного снижения.
Слайд 19: ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА
это комплексная методика, включающая оценку мнестико -интеллектуальной сферы при деменциях позднего возраста. Методика состоит из нескольких шкал, в том числе на реципрокную координацию, определение сходства, оценку памяти и графомоторную пробу. Шкала «реципрокная координация» — это проба, направленная на исследование динамического праксиса, а также межполушарного взаимодействия. « Графомоторная проба» предназначена для изучения динамического праксиса. Тест «Сходства» позволяет исследовать уровень обобщения. По шкале «Память» оцениваются различные компоненты мнестической функции — зрительная и слухоречевая память. I. Внимание (0-37) II. Активность и переключаемость (0-37) III. Конструктивный праксис (0-6) IV. Обобщения (0-39) V. Память (0-25) СУММА (0-144)
Слайд 20: ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА Внимание
Выполнение команд А. Откройте рот и закройте глаза Покажите язык и поднимите правую руку (1 балл за каждую команду, максимальный - 2 ) Если пациент выполняет 1 и 2 команды, Б и Вне смотрим и оцениваем их по максимальному баллу. Б. Откройте рот Закройте глаза Покажите язык Поднимите правую руку (1 балл за каждую успешно выполненную команду, максимальный балл - 4) В. Повторить те же действия вслед за психологом. (1 балл за каждую успешно выполненную команду, максимальный балл - 4) ОЦЕНКА : 0-10 баллов
Слайд 21: ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА, Активность и Переключаемость
Вербальные пробы Ассоциации: Супермаркет: «Назовите всё, что продаётся в супермаркете». Оценка по количеству товаров, названных за одну минуту. 1 балл за каждый товар, максимально – 20. Одежда: «Перечислите предметы одежды, которые сейчас надеты на Вас». Оценка по количеству слов, названных за одну минуту, максимальный балл – 8 Повторение: Скажите «кол», «год», «сад». Теперь сразу «кол-год-сад» 4 раза подряд. Оценка - 1 балл Скажите «би», «ба», « бо ». Теперь «би-ба- бо » 4 раза подряд. Оценка - 1 балл Макс – 30б
Слайд 22: ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА, Активность и Переключаемость
Моторные 1. Повторить за врачом а) левая кисть ладонью вверх, правая - вниз, и наоборот - несколько раз ( 1 балл дается за корректное выполнение 5 чередующихся движений, максимальный балл - 1) ( Если пациент выполняет задание 1а, то 1в и 1с не смотрим и оцениваем по макс. баллу) в ) правая кисть в кулаке, ладонь вниз, левая кисть - пальцы разогнуты, ладонь вниз (меняем положение рук несколько раз ) ( 1 балл дается за корректное выполнение 5 чередующихся движений, макс. балл - 1 ) с ) теппинг (1 балл дается за корректное выполнение 10 чередующихся движений, макс. балл - 1) ОЦЕНКА: 0-3 балла
Слайд 23: ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА, Конструктивный праксис
а) Скопировать (1 балл ) Если пациент выполняет а), то не смотрим в), с), d), е) и f) и оцениваем их максимально в ) Скопировать ( 1 балл) с) Скопировать ( 1 балл) d ) Скопировать (1 балл) Максимально – 6 баллов
Слайд 24: ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА, Обобщение
Свободное обобщение (что общего между :) яблоком и бананом столом и стулом пальто и курткой лодкой и велосипедом Обобщение с предшествующей подсказкой Назовите три кушанья … одежды … вида транспорта. Что общего между ___, _____ и _______ Третий лишний : собака-кошка-машина мальчик-дверь-мужчина рыба-машина-поезд Обобщения с множественным выбором : яблоко и груша: животные, фрукты или зелёные? стол и стул: транспорт, деревянные или мебель? пальто и куртка: одежда, сделаны из шерсти, мебель? Лодка и велосипед: движутся, транспорт, одежда?
Слайд 25: ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА, Память
Запоминание предложений : повторите и запомните: «У мальчика была большая чёрная собака» Придумайте предложение со словами «человек» и «машина» и запомните его Ориентировка: день месяца - город - президент день недели - клиника - премьер-министр месяц - мэр города год
Слайд 26: ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА, Внимание
Прочтите вслух 4 раза подряд: вечер растение открыть машина огонь ШКАЛА ДЕМЕНЦИИ МАТТИСА, Внимание