Первый слайд презентации: Духовная сфера жизни общества
Слайд 2: Духовная жизнь общества
область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Слайд 3: Определение понятия
1. Слово «Культура» ( от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа» 2. «Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
Слайд 4: Компоненты духовной сферы
Материальная культура Духовная культура
Слайд 6: Особенности
Материальная культура Связана с производством и освоением предметов материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др. Духовная культура Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
Слайд 7: Функции культуры
Познавательная. Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе. Оценочная. Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций. Регулятивная (нормативная). Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
Слайд 8: Функции культуры
Информативная. Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений. Коммуникативная. Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение. Социализации. Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению.
Слайд 9: Структура духовной жизни общества
Духовные потребности. Духовная деятельность (духовное производство). Духовные блага (ценности).
Слайд 10: Формы культуры
Элитарная - создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Народная - создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы). Массовая - понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры).
Слайд 11: Разновидности культуры
Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная).
Слайд 12: Разновидности культуры
Контркулътура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.)
Слайд 13: Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:
Готы — поклонники готик-рока и готик-метала Джанглисты — поклонники джангла и драм энд бейса Трансеры — поклонники стиля электронной музыки « транс ». Металисты — поклонники метала и его разновидностей Панки — поклонники панк-рока Растаманы — поклонники регги (см. также Растафарианство ) Рэйверы — поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек Рэперы — поклонники рэпа и хип-хопа Эмо — поклонники эмо и пост-хардкора
Слайд 14: Имиджевые субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению
Кибер-готы Моды Нудисты Стиляги Тедди-бои Милитари Фрики
Слайд 15
Реклама СМИ Комиксы Игры Шоу-бизнес Музыка Кино, мульт- фильмы Мода Массовая культура
Слайд 16: Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное Утверждает простые и понятные представления о мире людей, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире. Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к зрителю, учитывают его запросы Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени Имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству
Слайд 17: Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Негативное • Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека. • Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей • Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере • Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.) Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности
Слайд 19: Задание 1
1. Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать частью культуры массовой. Так же связаны между собой культуры массовая и народная. Проиллюстрируйте любыми тремя примерами взаимосвязь и взаимодействие между различными формами культуры. (Сначала запишите иллюстрируемую взаимосвязь, затем конкретный пример.)
Слайд 20: Задание 2
2. К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.
Слайд 21: Задание 3
3. Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани, одежду - для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры.
Слайд 22: Наука как компонент культуры
Наука- это сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе, человеке. Наука – это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, научной деятельности ученых
Слайд 23: Особенности:
Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов. Рационалистическая обоснованность. Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия). Проверяемость с помощью различных методов научного познания.
Слайд 24
эмпирическое познание теоретическое познание наблюдение и эксперимент научное моделирование, аналогия, абстрагирование в отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, подвергнуть его специальным воздействиям моделью выступает научная гипотеза, то есть предположение, догадка Методы научного познания
Слайд 25
эмпирическое познание имеет дело с фактами, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента теоретическое познани е имеет дело с абстрактными научными законами, а также такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру -электроны, гены Закон Архимеда Закон всемирного тяготения, законы наследственности Уровни научного познания
Слайд 26: Функции науки
Культурно-мировоззренческая Непосредственная производительная сила общества (включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производства Социальная функция (данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития)
Слайд 27: Образование как компонент культуры
Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и государства
Слайд 28: Черты (принципы) образования
гуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы 2. гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов 3. интернационализация – формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования
Слайд 30: Религия (лат. Religae - связывать)
Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом
Слайд 31: Функции религии
Мировоззренческа я - создание религиозной картины мира Компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих
Слайд 32: Классификация
Первоначальные формы религии: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия Национальные религии: иудаизм, индуизм, синтоизм Мировые религии: буддизм, христианство. ислам
Слайд 33
Мировая религия— религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов Чтобы религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим критериям, предложенным ЮНЕСКО : 1.объединение крупной общности людей 2.наличие последователей во многих странах и среди различных народов
Слайд 35: Формы религии
Пантеизм – МИР = БОГ Политеизм (язычество) – МНОГОБОЖИЕ Монотеизм – МОНОБОЖИЕ Атеизм – БЕЗБОЖИЕ, неверие в Бога и сверхъестественные силы
Слайд 36: Мораль как компонент культуры
Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в обществе, их обязанности друг перед другом и перед обществом Опирается на Авторитет общественного мнения Нравственные убеждения личности Основные нравственные понятия: добро, зло, долг, совесть, гуманизм. Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому, как к самому себе Мораль как компонент культуры
Слайд 37: Искусство как компонент культуры
Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором Искусство- это сфера духовно-практической деятельности, которая направлена на художественное постижение и освоение мира Мастерство Творческая деятельность Произведения искусства Искусство как компонент культуры
Слайд 39: Задание 1. Докажи (опровергни) тезис
«Мораль ограничивает свободу человека» 2. «Свобода ограничена выбором человека»
Слайд 40: Задание 2. Подумай над вопросом
1. С какими проблемами сталкивается человек, когда он осуществляет выбор в пользу свободы? 2. Может ли человек в современном обществе быть абсолютно свободным?
Последний слайд презентации: Духовная сфера жизни общества: Литература по теме
История мировой культуры. М., 1998 (под ред. Драча Г.В.) Культурология в вопросах и ответах М., 1999. Торчинов Е.А. Религии мира. М, 1994. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология. — М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2010.