ДУХОВНАЯ СФЕРА — презентация
logo
ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • Культура
  • Материальная и духовная культура
  • Функции культуры
  • Структура духовной жизни общества
  • Формы и разновидности культуры
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • Формы культуры
  • Народная культура (фольклор)
  • Элитарная (высокая) культура
  • Массовая культура
  • Многообразие культур
  • Взаимодействие культур
  • Современная отечественная культура
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • Специфика искусства
  • Общественные функции искусства
  • Общественные функции искусства
  • Общественные функции искусства
  • Специфика познания посредством искусства
  • Виды искусства
  • Современное искусство: постмодернизм
  • Специфика науки
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • Социальные функции науки
  • Моральные (этические) нормы современного ученого
  • Особенности современной науки
  • НАУКА
  • Последствия НТР
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • Специфика образования
  • Функции образования
  • Основные направления развития современного образования
  • Принципы государственной политики с сфер образования
  • Уровни образования
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • Специфика религии
  • Элементы религии
  • Функции религии
  • Этапы эволюции религии
  • Этапы эволюции религии
  • Этапы эволюции религии
  • Этапы эволюции религии
  • Атеизм и свободомыслие
  • Роль религии в современном мире
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • Специфика морали
  • Специфика морали
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • Основные элементы
  • Моральные требования и представления
  • Функции морали
  • Единство морали и права
  • Различия
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • Общественная психология и идеология
  • Общественное мнение
  • Средства массовой коммуникации
  • Функции СМК
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • Ресурсы
1/65

Первый слайд презентации: ДУХОВНАЯ СФЕРА

наука, мораль, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людей Учитель истории и обществознания ГБОУ Школа №1353 г. Москвы Елена Анатольевна Завираева

Изображение слайда

Слайд 2: Культура

Узкое понимание Широкое понимание Духовная жизнь общества Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей(«вторая природа») Характеристики определенных исторических эпох Характеристики определенных видов деятельности лат. cultura – возделывание, обрабатывание

Изображение слайда

результат – вещи (артефакты) результат – символы Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками, служащих удовлетворению жизненных потребностей Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Социальная культура – характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.

Изображение слайда

Изображение слайда

Слайд 5: Структура духовной жизни общества

Изображение слайда

Слайд 6: Формы и разновидности культуры

Изображение слайда

Слайд 7

? Первоначальное понятие культуры означало: все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты совокупность знаний, верований, искусства, морали и права возделывание земли все, что создано человеком К функциям духовной культуры не относится: образовательно-воспитательная интегрирующая регулирующая материально-производственная

Изображение слайда

Слайд 8

? К элементам духовной культуры не относится: религия наука средства производства мораль

Изображение слайда

Слайд 9: Формы культуры

Изображение слайда

Слайд 10: Народная культура (фольклор)

Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки. В ней отражается менталитет народа. Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты. По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми. может быть разделена на популярную и фольклорную

Изображение слайда

Слайд 11: Элитарная (высокая) культура

Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства. Рассчитана на узкий круг потребителей Высокий уровень (сложность) содержания Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»). Не ставит целью коммерческую выгоду, Стремится к наиболее полному самовыражению создателя Определяет развитие всей культуры фр. elite – лучшее, избранное

Изображение слайда

Слайд 12: Массовая культура

Не выражает изысканных вкусов, Понятна и доступна широким слоям населения (общедоступность) Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей (занимательность) Главной целью является получение коммерческой выгоды. Серийность, тиражируемость Пассивность восприятия Возникла в середине ХХ века = поп-культура, китч, развлекательное искусство

Изображение слайда

Слайд 13: Многообразие культур

Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя. Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями. часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе

Изображение слайда

Слайд 14: Взаимодействие культур

Изображение слайда

Слайд 15: Современная отечественная культура

Положительные последствия Отрицательные последствия Раскрепощение сознания народа Расширение художественного творчества Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип») Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры Ориентация на запросы массового зрителя  культ насилия, примитивизм… Засилье западной кинопродукции внутренние изменения исторические факторы западная массовая культура

Изображение слайда

Слайд 16

? Какое суждение верно?: А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу Б. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ верно только А верно только Б верно и А, и Б оба положения неверны

Изображение слайда

Слайд 17: Специфика искусства

Искусство 1) специфическая форма практически-духовного освоения мира; высший уровень мастерства особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах, одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры, художественно-образная форма познавательной деятельности человека

Изображение слайда

Слайд 18: Общественные функции искусства

Изображение слайда

Слайд 19: Общественные функции искусства

Изображение слайда

Слайд 20: Общественные функции искусства

Изображение слайда

Слайд 21: Специфика познания посредством искусства

Изображение слайда

Слайд 22: Виды искусства

Изображение слайда

Слайд 23: Современное искусство: постмодернизм

Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства. Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией. Одна из главных форм – коллаж

Изображение слайда

Слайд 24: Специфика науки

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании; Основная цель : постижение истины и открытие объективных законов. Основные элементы : особая система знаний о природе, обществе, человеке особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний система специальных организаций и учреждений

Изображение слайда

Слайд 25

Изображение слайда

Слайд 26

Изображение слайда

Слайд 27: Социальные функции науки

Изображение слайда

Слайд 28: Моральные (этические) нормы современного ученого

Изображение слайда

Слайд 29: Особенности современной науки

постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет) охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин) растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов) наука превратилась в особую профессию

Изображение слайда

Слайд 30: НАУКА

Изображение слайда

Слайд 31: Последствия НТР

позитивные возрастание роли научных знаний; развитие образования, применение новых видов энергии, искусственных материалов, овладение высокими скоростями, безопасность работать в труднодоступных или вредных условиях, уменьшения числа занятых в производстве и количества используемой энергии и сырья, изменение облика работника в отраслевой и профессиональной структуре. негативные техногенные катастрофы, рост безработицы, особенно среди лиц среднего возраста и молодежи, вызванной циклическими спадами производства, развитием автоматизации, структурной перестройки экономики, неумение части работников осваивать постоянно обновляющиеся знания превращает их в «лишних» людей многочисленные экологические проблемы.

Изображение слайда

Слайд 32

? Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника, три – процесс работы ученого выбор сюжета выдвижение гипотезы выстраивание композиции теоретическое осмысление фактов создание художественных образов экспериментальная проверка

Изображение слайда

Слайд 33: Специфика образования

Образование – это целенаправленная деятельность по получению людьми знаний, умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов. Цель образования : приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Изображение слайда

Слайд 34: Функции образования

Изображение слайда

Слайд 35: Основные направления развития современного образования

Изображение слайда

Слайд 36: Принципы государственной политики с сфер образования

признание приоритетности сферы образования обеспечение права каждого на образование гуманистический характер образования единство образовательного пространства на территории РФ светский характер образования свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствие с потребностями личности автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся демократический, государственно-общественный характер управления образованием сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования

Изображение слайда

Слайд 37: Уровни образования

Среднее профессиональное образование Дошкольное образование Высшее образование: бакалавриат и магистратура Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование

Изображение слайда

Слайд 38

? Социальная функция образования заключается в том, что оно: А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности верно только А верно только Б верно и А, и Б оба положения неверны

Изображение слайда

Слайд 39: Специфика религии

Религия – это вера в сверхъестественное; совокупность взглядов и представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность

Изображение слайда

Слайд 40: Элементы религии

Религиозные представления Религиозные настроения Религиозные действия Религиозные организации и институты мифы, легенды, сказания, Библия, Коран… любовь к Богу, страх перед злыми духами… молитва, проповедь, таинство… церковь, секта, монастырь…

Изображение слайда

Слайд 41: Функции религии

Изображение слайда

Слайд 42: Этапы эволюции религии

Родоплеменные древние верования Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями) Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов) Анимизм (вера в существование духов и душ) Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т. д.)

Изображение слайда

Слайд 43: Этапы эволюции религии

Национально-государственные религии ( иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.) возникли в период разложения родового строя и возникновения классового поклонение богам – покровителям своего народа сложная обрядность с элементами национальной культуры оформился особый слой служителей культа (жрецы)

Изображение слайда

Слайд 44: Этапы эволюции религии

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) огромное число последователей космополитизм (выход за пределы народов, государств) эгалитаризм (проповедь равенства всех людей) прозелитизм (стремление обратить в свою веру других)

Изображение слайда

Слайд 45: Этапы эволюции религии

Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм …) основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение) возглавляются харизматическими лидерами обещают достижения счастья в земной жизни тяготеют к синкретизму (смешению)

Изображение слайда

Слайд 46: Атеизм и свободомыслие

Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем свобода совести?

Изображение слайда

Слайд 47: Роль религии в современном мире

Изображение слайда

Слайд 48

? Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это: культ клир религиозные представления религиозные организации

Изображение слайда

Слайд 49

? К функциям религии не относится: мировоззренческая утешительно-компенсаторная регулирующая гедоническая

Изображение слайда

Слайд 50

? Национальной религией является: христианство конфуцианство ислам буддизм

Изображение слайда

Слайд 51: Специфика морали

Изображение слайда

Слайд 52: Специфика морали

Изображение слайда

Слайд 53

Изображение слайда

Слайд 54: Основные элементы

Изображение слайда

Слайд 55: Моральные требования и представления

Изображение слайда

Слайд 56: Функции морали

Изображение слайда

Слайд 57: Единство морали и права

Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо) Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека самые универсальные, распространяющиеся на все общество имеют один объект регулирования – общественные отношения выступают мерой свободы в обществе связаны с категорией «социальная справедливость»

Изображение слайда

Слайд 58: Различия

Мораль Право Ориентирует людей на идеальные нормы Поддерживает порядок, исходя из реальности Смысл конкретной жизненной ситуации уникален Основывается на типичном, стандартном Исключает прямое принуждение Поддерживается принудительной силой государства Пронизывает все стороны жизни, в т. ч. дружбу, любовь Регулируют только существенные отношения Главные категории – добро и зло, совесть, счастье, смысл жизни… Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное

Изображение слайда

Слайд 59

? Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется: регулирующей аксиологической воспитательной коммуникативной

Изображение слайда

Слайд 60: Общественная психология и идеология

Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп. Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами

Изображение слайда

Слайд 61: Общественное мнение

Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам формирование целенаправленно стихийно по структуре монистическое плюралистическое

Изображение слайда

Слайд 62: Средства массовой коммуникации

передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов

Изображение слайда

Слайд 63: Функции СМК

Информационная (предоставление информации) Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением) Культурологическая (распространение достижений культуры)

Изображение слайда

Слайд 64

? Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации: газета «Аргументы и факты» журнал «Вопросы философии» радиостанция «Европа+» детектив Д. Донцовой театр «Сатирикон» киностудия «Мосфильм»

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ДУХОВНАЯ СФЕРА: Ресурсы

П.А.Баранов – Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ, « Астрель », 2015г. И.А. Шемаханова – Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ, АСТ, 2014г. С.К. Свечников, 2006-2007 svechnikov-sk@mail.ru

Изображение слайда

Похожие презентации