Первый слайд презентации: Экономическая теория
Слайд 3: План
3 План Предмет экономической теории, его эволюция. Методология экономической теории.
Слайд 4: Что такое экономика?
4 Что такое экономика? Термин «экономика» происходит от греческих слов: οικος ( ойкос) – дом, хозяйство νομος (номос) – правило, закон, порядок, строй. Следовательно, экономика – это наука о ведении хозяйства
Слайд 6: Экономическая мысль древности
6 Экономическая мысль древности Представители : Ксенофонт автор труда «Экономикос» Платон Аристотель
Слайд 11: Экономическая мысль древности
11 Экономическая мысль древности Развивалась в рамках общей системы знаний о мире (философии). Основной объект изучения – домашнее хозяйство.
Слайд 12: Экономика как самостоятельная наука
12 Экономика как самостоятельная наука формировалась по мере развития хозяйственных связей в период разложения феодального строя Основные вопросы: В чем состоит источник богатства народов? Какова роль государства в развитии экономики?
Слайд 15: Меркантилизм
15 Меркантилизм Период : конец XVI – XVII вв. Представители : Уильям Стаффорд Томас Мэн Антуан Монкретьен автор труда «Трактат политической экономии»
Слайд 16: Меркантилизм
16 Меркантилизм Название восходит к итальянскому слову: mercante (мерканте) – торговец.
Слайд 17: Меркантилизм
17 Меркантилизм Основные идеи : Воплощение богатства – деньги. Источник богатства – сфера обмена (торговля), ее и должна изучать экономическая наука. Государство должно играть активную роль в развитии экономики. Задача экономистов – дать рекомендации правителям.
Слайд 18: Политическая экономия
18 Политическая экономия Меркантилисты дали экономической науке ее первое «имя» – «политическая экономия». Происходит от греческих слов: πολις (полис) - государство οικος ( ойкос) – дом, хозяйство νομος (номос) – правило, закон, порядок, строй
Слайд 21: Школа физиократов
21 Школа физиократов Период : конец XVII – XVIII вв. Представители : Франсуа Кенэ Жак Тюрго
Слайд 23: Anne Robert Jacques Turgot (1694–1774)
23 Anne Robert Jacques Turgot (1694–1774)
Слайд 24: Школа физиократов
24 Школа физиократов Название восходит к древнегреческим словам: φυσις (фюзис) – природа; κρατος (кратос) – власть.
Слайд 25: Школа физиократов
25 Школа физиократов Основные идеи : Воплощение богатства – не деньги, а блага. Источник богатства – сельское хозяйство, оно и должно быть объектом экономической науки. Государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность, соблюдая принцип свободы предпринимательства ( laissez faire, laissez passer).
Слайд 27
27 Меркантилизм Классическая школа Школа физиократов Экономическая мысль древности
Слайд 28: Классическая политическая экономия
28 Классическая политическая экономия Период : конец XVIII – XIX вв. Представители : Уильям Петти Адам Смит Давид Рикардо Жан-Батист Сэй Джон Стюарт Милль
Слайд 34: Классическая политическая экономия
34 Классическая политическая экономия Основные идеи : Воплощение богатства – блага, продукты. Источник богатства – все общественное производствое хозяйство). Государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность, экономика регулируется невидимой рукой рынка ( invisible hand).
Слайд 35
35 Меркантилизм Классическая школа Школа физиократов Экономическая мысль древности
Слайд 36
36 Меркантилизм Классическая школа Школа физиократов Экономическая мысль древности Марксизм
Слайд 37: Марксистская политическая экономия
37 Марксистская политическая экономия Период : с конца XIX в. Представители : Карл Маркс Фридрих Энгельс В.И. Ульянов (Ленин) Г.В. Плеханов
Слайд 40: В. И. Ульянов (Ленин) (1 8 70–1924)
40 В. И. Ульянов (Ленин) (1 8 70–1924)
Слайд 42: Марксистская политическая экономия
42 Марксистская политическая экономия Основные идеи : Объект изучения политической экономии – общественные производственные отношения и законы их развития. Противоречия капитализма неизбежно ведут к его гибели и становлению коммунистических производственных отношений. Наиболее эффективна экономика, планомерно регулируемая государством.
Слайд 43
43 Меркантилизм Классическая школа Школа физиократов Экономическая мысль древности Марксизм
Слайд 44
44 Меркантилизм Классическая школа Школа физиократов Экономическая мысль древности Неоклассическая школа Марксизм
Слайд 45: Неоклассическая школа
45 Неоклассическая школа Период : с конца XIX в. Представители : Альфред Маршалл автор труда «Принципы экономикс» Карл Менгер Фридрих фон Хайек Милтон Фридмен В современных условиях развивается в рамках монетаризма.
Слайд 48: Friedrich August von Hayek (1 899 – 1992)
48 Friedrich August von Hayek (1 899 – 1992)
Слайд 50: Экономическая теория (экономика)
50 Экономическая теория (экономика) А. Маршалл отказался от слова «политическая» в названии науки и предложил использовать более короткое экономика ( economics). Поскольку в русском языке слово «экономика» означает не только науку, но и систему отношений общественного производства, мы, как правило, добавляем в названии слово «теория» (экономическая теория).
Слайд 51: Неоклассическая школа
51 Неоклассическая школа Основные идеи : Государство не должно вмешиваться в экономику (идея классиков). Объекты изучения – фирма, домохозяйство. Неоклассики заложили основы микроэкономики как раздела экономической науки. Основная проблема микроэкономики – эффективное использование ограниченных ресурсов.
Слайд 52
52 Меркантилизм Классическая школа Школа физиократов Экономическая мысль древности Неоклассическая школа Марксизм
Слайд 53
53 Меркантилизм Классическая школа Школа физиократов Экономическая мысль древности Неоклассическая школа Кейнсианство Марксизм
Слайд 54: Кейнсианская школа
54 Кейнсианская школа Период : с 30-х гг. XX в. Представители : Джон Мейнард Кейнс Алвин Хансен Рой Харрод Пол Самуэльсон Джон Хикс В современных условиях развивается в рамках неокейнсианства.
Слайд 55: John M a ynard Keynes (1 883 – 1946)
55 John M a ynard Keynes (1 883 – 1946)
Слайд 56: Alvin Harvey Hansen (1 887 – 1975)
56 Alvin Harvey Hansen (1 887 – 1975)
Слайд 60: Кейнсианская школа
60 Кейнсианская школа Основные идеи : Государство играет важную роль в экономике. Объект изучения – национальная экономика. Кейнсианцы заложили основы макроэкономики как раздела экономической науки. Основная проблема макроэкономики – выработка эффективной экономической политики государства.
Слайд 61
61 Меркантилизм Классическая школа Школа физиократов Экономическая мысль древности Неоклассическая школа Кейнсианство Марксизм
Слайд 62
62 Меркантилизм Классическая школа Школа физиократов Экономическая мысль древности Неоклассическая школа Кейнсианство Марксизм Институционализм
Слайд 63: Институционализм
63 Институционализм Период : с 20-30-х гг. XX в. Представители : Торстейн Веблен Джон Кеннет Гэлбрейт Рональд Коуз Дуглас Норт
Слайд 65: John Kenneth Galbraith (1 908 -2006 )
65 John Kenneth Galbraith (1 908 -2006 )
Слайд 68: Институционализм
68 Институционализм Основные идеи : Объект изучения – социальные (в том числе неэкономические) институты и их эволюция. Основная проблема – повышение эффективности социальных институтов и экономической системы.
Слайд 69: Предмет экономической теории
69 Предмет экономической теории общественные производственные отношения и объективные законы их функционирования и развития ( общая экономическая теория ); поведение отдельных экономических субъектов в условиях ограниченности ресурсов ( микроэкономика ); функционирование экономики в целом, способы обеспечения ее стабильного развития ( макроэкономика ).
Слайд 70: Функции экономической теории
70 Функции экономической теории познавательная; практическая; идеологическая; методологическая.
Слайд 71: Позитивная и нормативная экономическая теория
71 Позитивная и нормативная экономическая теория Позитивная экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические проблемы. Нормативная экономическая теория дает рекомендации, определяет пути решения проблем; на ней основана экономическая политика.
Слайд 72: Система экономических наук
72 Система экономических наук экономическая теория; функциональные экономические науки; стыковые экономические науки.
Слайд 74: Отраслевые экономические науки
74 Отраслевые экономические науки Экономика промышленности; Экономика АПК; Экономика торговли; Экономика строительства; Банковское дело; Страховое дело и др.
Слайд 75: Функциональные экономические науки
75 Функциональные экономические науки Финансы; Деньги и кредит; Бухгалтерский учет; Экономический анализ ; Статистика; Маркетинг; Менеджмент и др.
Слайд 76: Стыковые экономические науки
76 Стыковые экономические науки Экономическая история; Экономическая география; Экономика природопользования; Демография; Экономическая социология; Экономическая психология и др.
Слайд 77: Методы познания экономических явлений
77 Методы познания экономических явлений диалектический метод; общенаучные методы.
Слайд 78
78 Методы познания экономических явлений Диалектический метод Общенаучные методы
Слайд 79: Диалектический метод
79 Диалектический метод означает, что экономические явления и процессы рассматриваются: во взаимосвязи друг с другом; в состоянии непрерывного развития.
Слайд 80
80 Методы познания экономических явлений Диалектический метод Общенаучные методы
Слайд 81
81 Методы познания экономических явлений Диалектический метод Метод научной абстракции Общенаучные методы
Слайд 82: Метод научной абстракции
82 Метод научной абстракции отвлечение от несущественного, единичного, случайного в исследуемых процессах и явлениях; выделение в них прочного, устойчивого, типичного.
Слайд 83: Экономические категории
83 Экономические категории логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны отдельных экономических отношений.
Слайд 84: Инструменты метода научной абстракции
84 Инструменты метода научной абстракции анализ и синтез; исторический и логический подход; индукция и дедукция.
Слайд 85: Анализ и синтез
85 Анализ и синтез Анализ - восхождение от конкретного к абстрактному. Все многообразие конкретных явлений экономической жизни расчленяется на составляющие части и стороны, которые последовательно изучаются, анализируются. Синтез - восхождение от абстрактного к конкретному. Различные стороны познаваемого явления соединяются между собой, из отдельных частей воссоздается единое целое.
Слайд 86: Исторический и логический подход
86 Исторический и логический подход Исторический подход предполагает достоверное описание истории экономических отношений. Логический подход – это исторический подход, но «очищенный» от случайных воздействий, отклонений от генеральной тенденции, обусловленной действием экономических законов.
Слайд 87: Индукция и дедукция
87 Индукция и дедукция Индукция – выведение теоретических положений (закономерностей, принципов) из фактов. Дедукция – построение гипотез на основе применения положений теории к фактам.
Слайд 88
88 Методы познания экономических явлений Диалектический метод Метод научной абстракции Общенаучные методы
Слайд 89
89 Методы познания экономических явлений Диалектический метод Метод научной абстракции Общенаучные методы Системный подход
Слайд 90: Системный подход
90 Системный подход предполагает рассмотрение любого объекта как системы, состоящей из элементов и имеющей определенную структуру.
Слайд 91: Понятия системного подхода
91 Понятия системного подхода Система – совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом и с окружающей средой и образующих определенную целостность, единство. Элемент – относительно неделимая составная часть системы, обладающая определенной самостоятельностью. Структура – способ организации взаимосвязей и отношений между элементами системы.
Слайд 92
92 Методы познания экономических явлений Диалектический метод Метод научной абстракции Общенаучные методы Системный подход
Слайд 93
93 Методы познания экономических явлений Диалектический метод Метод научной абстракции Общенаучные методы Системный подход Эксперимент
Слайд 94: Экспериментальный метод
94 Экспериментальный метод апробация теоретических концепций в хозяйственной деятельности; лабораторный эксперимент (в т.ч. математическое моделирование).
Слайд 95
95 Методы познания экономических явлений Диалектический метод Метод научной абстракции Общенаучные методы Системный подход Эксперимент
Слайд 96
96 Методы познания экономических явлений Диалектический метод Общенаучные методы Метод научной абстракции Системный подход Эксперимент Математические методы
Слайд 97: Математические методы
97 Математические методы номинальные и реальные величины; общие, средние и предельные величины; статистические методы; линейное программирование и др.
Слайд 98
98 Методы познания экономических явлений Диалектический метод Общенаучные методы Метод научной абстракции Системный подход Эксперимент Математические методы
Слайд 99
99 Методы познания экономических явлений Диалектический метод Общенаучные методы Математические методы Прочие методы Метод научной абстракции Системный подход Эксперимент
Слайд 100: Прочие методы
100 Прочие методы метод сравнений и аналогий; учет фактора времени (краткосрочный и долгосрочный период) и др.
Слайд 101: Экономический образ мышления
101 Экономический образ мышления всесторонность; глубина; аналитичность; научность.
Слайд 102
102 «Профессиональному экономисту необходимо обладать редкой комбинацией способностей. Он должен быть математиком, историком, философом, государственным деятелем – в некоторой степени. Он должен понимать значение символов и уметь выражать мысли словами.
Слайд 103
103 Он должен выражать частное в терминах общего и одновременно касаться абстрактного и конкретного. Он должен изучать настоящее в свете прошлого для создания будущего. Ни одна часть человеческой природы или человеческих институтов не должна укрыться от его взора.