Первый слайд презентации: Экономическая психология
Лектор – к.э.н., доцент каф. истории экономики и экономической мысли Григорьева Ирина Викторовна тел.273- 49 - 33, E-mail: grigirina61@yandex.ru Санкт-Петербург 2012 1
Слайд 2: Рекомендуемая литература
Бункина М.К.Экономика и психология, М., 2006 Дейнека О.С. Экономическая психология. Изд-во СПбГУ, 2000 Райзберг Б.А. Психология в экономике и управлении. М., 2005 Райзберг Б.А. Психологическая экономика. М., 2005 Ходырева Н.В. Психология экономического поведения. СПб., 2003 2
Предмет экономической психологии и её место в системе наук Методы и приёмы исследования в экономической психологии Возникновение и развитие экономической психологии 3
Слайд 5: Экономическая психология как наука
Экономика ( Economics) – наука о закономерностях функционирования хозяйствующих единиц в условиях ограниченности ресурсов и ситуации выбора Психология – наука о закономерностях функционирования психики человека как особой формы его жизнедеятельности Социология - наука об обществе и взаимоотношениях людей в обществе 5
Слайд 6: Экономическая психология как наука
Психика – форма активного отображения субъектом объективной реальности в процессе его взаимодействия с внешним миром => индивид действует, реагируя на своё восприятие и оценку этой реальности (образ) => экономическое поведение формируют не только факторы объективной реальности, но и факторы, отражающие закономерности психики человека человек - социальное существо => типовые черты экономического поведения 6
Слайд 7: Экономическая психология как наука
Экономическая психология - наука, изучающая психические особенности субъекта хозяйственной деятельности, формы и механизмы психического отражения экономических явлений в его сознании и экономическое поведение, основанное на них 7
Слайд 8: Экономическое поведение
- поведение людей, связанное с формированием экономических предпочтений, принятием экономических решений, а также с реакцией на последствия этих решений 8
Слайд 9: Предмет и цели исследования экономической психологии
Предмет экономической психологии - процесс отражения в психике человека хозяйственных отношений и формирование моделей экономического поведения Цели экономической психологии: – выявление закономерностей экономического поведения человека - объяснение вариативности экономического поведения - анализ психологических факторов, влияющих на выбор и принятие экономических решений 9
Слайд 10: Субъект исследования в экономической психологии
Экономическая психология есть психология субъекта хозяйственной деятельности Субъект хозяйственной деятельности – субъект, осуществляющий деятельность по производству, обмену, распределению и потреблению материальных и нематериальных благ 10
Слайд 11: Уровни исследования в экономической психологии
Микроуровень индивид, семья (домашнее хозяйство), фирма, организация Макроуровень отрасль, национальное хозяйство, государственное хозяйство Мегауровень мировое хозяйство, международные экономические организации 11
Слайд 12: Микроуровень
Экономическая среда: рынок и бизнес Разделы экономической психологии: психология потребления, психология накопления, психология собственности, психология предпринимательства, психология менеджмента и др. Главная проблема: выбор и принятие решения в ситуации неопределённости и конкурентной среды 12
Слайд 13: Макроуровень
Экономическая среда: рынок и экономическая политика Разделы экономической психологии: психология денег, психология финансов, психология занятости, психология власти, психология экономического цикла и др. Главная психолого-экономическая проблема: выбор и принятие решений в условиях корреляция социальных и экономических целей развития общества 13
Слайд 14: Мегауровень
Экономическая среда: глобальная экономика и политика Разделы экономической психологии: экологическая психология, психология благосостояния, психология конфликтов, психология цивилизации и др. Главные проблемы: выбор и принятие решений в условиях обеспечения приоритета общечеловеческих ценностей 14
Слайд 18: Эмпирические методы
Самонаблюдение - исследование человеком собственного душевного мира, особенностей восприятия окружающего мира Наблюдение - метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики другого человека 18
Слайд 19: Организационные методы
Сравнительный – метод «поперечного среза», заключающийся в сопоставлении различных лиц (групп) населения на определенный момент времени по их отношению к каким-либо явлениям и процессам Лонгитюдный — метод «продольного среза», состоящий в многократных обследованиях одних и тех же лиц (групп) на протяжении длительного времени Комплексный метод — способ изучения, сочетающий методы продольного и поперечного среза 19
Слайд 20: Экспериментальные методы
Лабораторный эксперимент – проводится в специально оборудованных лабораториях с помощью специальных приборов Естественный эксперимент – проводится в естественных условиях Искусственный эксперимент – внелабораторный, испытуемые знают, что участвуют в эксперименте 20
Слайд 21: Психодиагностические методы
Интервью, беседа - вспомогательные методы разговора с индивидом, применяемые в особых условиях Тестирование, анкетирование – методы, посредством которых можно выявить индивидуальные различия и особенности личности человека 21
Слайд 22: Методы экономической психологии
22 Собственные методы: программно-целевые
Слайд 23: Возникновение и развитие экономической психологии
Истоки в экономической науке: А.Смит – концепция «экономического человека» и экономического рационализма А.Маршалл – проблема мотивации экономических действий, понятия «излишка потребителя» и «реальных издержек» Ф.Лист, В.Зомбарт – «национальная политическая экономия» Дж.М.Кейнс – «основной экономический закон», «склонность к сбережению (потреблению)», «мотивы сбережения», «инвестиционное поведение» и др. Т.Веблен – психологические основы институциональной экономики 23
Слайд 24: Возникновение и развитие экономической психологии
Истоки в социологии и философии: М.Вебер – «протестантская этика», «дух капитализма», «идеальная бюрократия» С.И.Булгаков – «философия хозяйства», «душа экономики» А.В.Чаянов – «патриархальная психология», «хозяйственный дух» 24
Слайд 25: Возникновение и развитие экономической психологии
Экономическая психология в России: 1982 г. – «Промышленная социальная психология» под ред. Е.С.Кузьмина и А.Л.Свенцицкого А.И.Китов, В.Д.Попов, Л.И.Абалкин, А.Г.Аганбегян, А.Л.Журавлёв, А.В.Филиппов, М.К.Бункина и др. 25
Слайд 26: Возникновение и развитие экономической психологии
Истоки в психологии: I этап – начало ХХ века Г.Тард – маркетинговая ветвь психологии («Экономическая психология»,1902) Г. фон Мюнстерберг – производственная ветвь психологии («Психология и экономическая жизнь») 26
Слайд 27: Возникновение и развитие экономической психологии
Истоки в психологии: II этап – 50-70-е годы ХХ века Дж.Катона, П.Рейно – психология потребительского поведения Э. Льюис, Ф. Ван Раай, Э. Коутс и др 27
Слайд 28: Возникновение и развитие экономической психологии
Истоки в психологии: III этап – с 7 0- х годов ХХ века Г.Саймон – концепция «ограниченной рациональности» и «удовлетворительного решения» («Психологическая экономика») Дж. фон Нейман и О.Моргенштерн – теория ожидаемой полезности («Теория игр и экономическое поведение») 28
Слайд 29: Возникновение и развитие экономической психологии
2002 г. Д.Канеман, А.Тверски – теория принятия решений в условиях неопределённости В.Смит – создание моделей финансовых, товарных и трудовых рынков 29