Первый слайд презентации: Этология собак и онтогенез поведения
Курс «Биология собак» Преподаватель: Ханов И.А.
Слайд 2: Основные понятия
Этология – наука, изучающая общебиологические основы и закономерности поведения животных. Поведение - совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Основные понятия
Слайд 3: Онтогенез и филогенез
Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти. Филогене́з ( др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos — имеющий отношение к рождению) — историческое развитие биологического вида во времени. Говоря о развитии поведения мы тоже можем выделять его онто - и филогенез. Онтогенез и филогенез
Слайд 4: Онтогенез поведения
– результат совместного действия генов и среды, приводящего к развитию жизнеспособного организма. В процессе онтогенеза одни формы поведения сменяют другие, животное накапливает индивидуальный опыт и постепенно приспосабливается к жизни в конкретных условиях, сохраняя при этом определённый видоспецифичный репертуар поведения. Онтогенез поведения
Слайд 5: Периодизация онтогенеза
Каждый период развития, состоящий из ряда определённых фаз, характеризуется определёнными взаимоотношениями организма со средой и особой чувствительностью к тем или иным её воздействиям. В онтогенезе поведения выделяют два основных периода: Пренатальный. Постнатальный. Периодизация онтогенеза
Слайд 6: Пренатальный период
развития поведения у животного проходит в материнской утробе. Он заканчивается родами. Развивающийся в материнской утробе детёныш производит множество движений, которые представляют собой элементы будущих двигательных актов, но ещё лишены соответствующего функционального значения. Пренатальный период
Слайд 7: Пренатальный период
В 20-30 годах XX века китайский и американский учёный Цин Янг Куо доказал, что уже в ходе эмбриогенеза происходит упражнение зачатков будущих органов, постепенное развитие и совершенствование двигательных функций путём накопления «эмбрионального опыта» или « эмбрионального научения ». Пренатальный период
Слайд 8: Гуморальное воздействие организма матери
Постоянная связь развивающегося зародыша млекопитающего с материнским организмом посредством плаценты создаёт особые условия для развития эмбрионального поведения. Исследования показали, что введение беременным самкам мужского полового гормона способствовали появлению у родившихся самок самцового поведения. Эксперименты, в ходе которых у беременных самок регулярно вызывали состояние беспокойства, приводили к рождению более пугливых и возбудимых детёнышей. Гуморальное воздействие организма матери
Слайд 9: Постнатальный период
развития поведения начинается у животного после родов и заканчивается естественной смертью в результате старения. Постнатальный период у млекопитающих включает в себя следующие фазы (периоды): Новорожденности (раннюю постнатальную). Смешанного вскармливания. Ювенильную. Полового созревания. Морфофизиологической зрелости. Старения. Постнатальный период
Слайд 10: Период новорожденности
имеет исключительное значение для жизни особи, т.к. на этом этапе развития формируются важнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой, устанавливаются связи с жизненно важными компонентами этой среды, закладываются основы поведения. Этот период характерен для незрелорождающихся детёнышей и птенцов птенцовых птиц. Зрелорождающиеся детёныши проводят этот период ещё в процессе пренатального развития. Период новорожденности
Слайд 11: Развитие поведения в период новорожденности
К моменту рождения у детёныша функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный анализаторы. Первая поведенческая реакция новорожденного – положительная реакция на тёплую, покрытую шерстью поверхность. Это способствует т.н. реакции скучивания. Только что родившийся детёныш уже начинает путь к соскам и, по их достижении, начинает сосать. Это врождённая пищевая реакция. Головной мозг новорожденного щенка составляет не более 12% от массы головного мозга взрослой собаки. К моменту рождения лучше всего развиты те области ЦНС, которые обеспечивают регуляцию жизненно важных функций – пищеварения, дыхания и сосания. Развитие поведения в период новорожденности
Слайд 12: Период новорожденности
Таким образом, первый период в жизни детёныша характеризуется прежде всего быстрым ростом и совершенствованием безусловно-рефлекторных реакций. Период новорожденности у собачьих продолжается 18-20 дней. К его концу детёныши начинают ходить, у них открываются глаза. Период новорожденности
Слайд 13: Период смешанного вскармливания
Начало этого периода знаменует появление интереса к пище, потребляемой взрослыми животными. В этот период нервная система наиболее подвержена влияниям как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий среды. В этот период у детёныша прорезываются зубы и появляются жевательные движения. Период смешанного вскармливания
Слайд 14: Период смешанного вскармливания
По мере повышения количества раздражителей окружающей среды усиливается исследовательская деятельность щенков. У них появляется ориентировочно-исследовательский рефлекс ( рефлекс «Что такое?»). В это же время щенок начинает активно контактировать с другими членами семьи, начинается его период социализации. Период смешанного вскармливания
Слайд 15: Ювенильный период
Ювенильный (подростковый) период начинается у щенка в возрасте 4 месяцев и продолжается вплоть до начала полового созревания. В это время у щенков продолжается социализация, но уже не на уровне семьи, а на уровне того сложного социума, в котором ему предстоит существовать в течение жизни. Формируются типологические особенности темперамента и характера, оборонительные реакции. Идёт подготовка к половому созреванию. Этот период - самый насыщенный и важный в онтогенезе поведения. Ювенильный период
Слайд 16: Роль игры в процессе развития
Исключительно важную роль в становлении психики и развитии социального поведения животного имеет игровая деятельность. Игры детёнышей и молодняка очень разнообразны и охватывают все сферы поведения животного в ходе его взросления. Роль игры в процессе развития
Слайд 17: Типы игр
Манипуляционные – детёныш хватает различные предметы, переносит с места на место, грызёт, подкидывает. В процессе манипуляционной игры животное знакомится со свойствами предметов, овладевает исследовательскими навыками. Типы игр
Слайд 18: Типы игр
Локомоторные – детёныш быстро бегает, совершает высокие прыжки, пробует различные движения. Они формируют двигательные навыки и освоение законов движения. К ним относятся и «прятки», «догонялки», когда животное учится охотиться. Типы игр
Слайд 19: Типы игр
Совместные – в таких играх присутствуют согласованные действия двух и более партнёров. Детёныши бегают друг за другом, прячутся и выслеживают друг друга, борются. В ходе этих игр формируется групповое поведение, начинается становление иерархических отношений. Типы игр
Слайд 20: Игры – это важно!
На примере животных разных видов показано, что детёныши, выросшие в изоляции и лишённые возможности играть, становились неспособными к социальным контактам, их поведение было сильно искажено. Поэтому для нормального развития дальнейшего поведения детёнышу, растущему в одиночку, необходимо обеспечить максимально близких по возрасту партнёров для игр. Игры – это важно!
Слайд 21: Становление полового поведения
Во время ювенильного периода большое место в поведении детёнышей занимают сексуальные игры, в процессе которых происходит тренировка отдельных компонентов этого сложного поведенческого акта. Огромную роль для формирования нормального полового поведения играет правильное Половое запечатление — процесс, в котором молодое животное определяет характеристики подходящего полового партнёра. В основном этот процесс имеет место у самцов, которые в образе своей матери и сестёр запечатляют характерные признаки самок своего вида. Половое запечатление начинается в периоде новорожденности и длится до полового созревания. Становление полового поведения
Слайд 22: Становление полового поведения
У животных, выращенных в искусственных условиях и лишённых контакта с представителями своего вида, нередко объектом полового запечатления оказывается человек. Становление полового поведения
Слайд 23: Последующие периоды онтогенеза
Период полового созревания – с начала сперматогенеза у самцов и оогенеза у самок. У собак это обычно 8-12 месяцев. Животные начинают интенсивно метить свою территорию, пытаются всерьёз определить своё место в стае. Период морфофизиологической зрелости – наступает с момента первой течки у самок и начала устойчивого сперматогенеза у самцов. Последующие периоды онтогенеза