Первый слайд презентации: Если хорошие щи, так другой пищи не ищи
Презентация к уроку русского родного языка во 2 классе
Слайд 2: Расставьте слова в три столбика
Первое Второе Третье борщ тюря репня щи каша похлёбка компот чай суп кисель плов кофе - Какие слова вызвали затруднения? Почему? - Прочитайте текст упражнения 1 на с.21-22 - Чем мы будем заниматься на уроке?
Слайд 4
Первые блюда на Руси - тюря Тю́ря — традиционное русское блюдо, представляющее собой холодный хлебный суп: нарезанный хлеб, сухари или корки, покрошенные в воду, молоко или квас, как правило сдобренные небольшим количеством постного масла и соли. (Википедия)
Слайд 5
Вы знаете, что все блюда готовятся по рецепту? Познакомьтесь с отрывками из сказки М.Горького «Про Иванушку Дурачка» по упражнению 2. Какое блюдо приказала приготовить хозяйка? Расскажите, как Иванушка исполнил приказание. Можно ли, как этот работник, готовить еду? Сейчас мы с вами восстановим рецепт старинной похлёбки. Где вы его нашли? Выпишите это предложение. Составляем рецепт похлёбки
Слайд 6
Составляем рецепт похлёбки Возьми воды, муки, картошки, покроши да свари - будет тебе похлёбка.
Слайд 7: Из истории языка
Издавна основной жидкой пищей русского народа были щи. Возможно, слово щи связано со словом сытый. Сначала слово щи писалось совсем по-другому: сти,шти. История слова помогает нам понять, что щи — это сытная еда; еда, которая делает человека сытым. (По И. Лутовиновой )
Слайд 8
Из этимологии слова Тебе встретились слова сытный, сытый. Что общего у этих слов? Могут ли слова насытиться, насыщенный продолжить этот ряд слов?
Слайд 9: Щи из русской печи
Щи должны были обязательно готовиться в чугунке или глиняном горшке в русской печи, и не просто вариться, а томиться и настаиваться некоторое время для того, чтобы они приобрели свой насыщенный вкус. Сам горшок для щей был особо важным и почитаемым предметом быта людей, его тщательно мыли и очень берегли.
Слайд 10: Профессор кислых щей – кто это?
Профессор кислых щей (иначе — мастер кислых щей) — малосведущий, не разбирающийся в предмете рассуждений человек.
Слайд 11: Правильно употребляй фразеологизмы!
Прочитайте рассказ В.Ю. Драгунского «Профессор кислых щей», и ты узнаешь, как Дениска попал в сложную ситуацию, когда, обращаясь к настоящему профессору, употребил это выражение (см. видео)
Слайд 12: Рефлексия
Сегодня я узнал на уроке… Мне было интересно… Было трудно… Я понял, что… Меня удивило, что…