Первый слайд презентации: Философия, ее предмет, смысл, функции и роль в обществе
Слайд 2: План лекции
Понятие философии Происхождение философии Природа философского знания. Философия в системе культуры. Взгляды на предмет философии Основаные разделы философии Основные функции философии. Три философские традиции Этапы развития философского знания (периодизация западной философии)
Слайд 3: Происхождение термина философия
Φιλοσοφία φιλειν – любить σοφία – мудрость Пифагор ( VI в. до н.э.)
Философия – это любовь к мудрости ( с греч. филео – люблю, София - мудрость); Философия – это совокупность знаний о мире и месте человека в нём, об отношениях между человеком и миром; Философия – это наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека (т.е. процесс познания).
Слайд 6: Три взгляда на предмет философии
Наука о наиболее общих законах мироздания (о мире как целом) Познание, свободное от догм, но не достигшее научной точности Изучение не мира самого по себе, а отношения человека и мира Аристотель Рассел
Слайд 7
Предмет философии Человек Человек - человек Человек - общество Человек - природа Человек - мир Ч Е Л О В Е К ОБЩЕСТВО ПРИРОДА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 10 Ф И Л О С О Ф И Я 1.Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека. 2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру 3.Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления Ф и л о с о ф и я С В Я З И
Слайд 9: Формы мировоззрения
Формы мировоззрения - это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человек, в нормы его мышления и поступков. Мировоззрение человека формируется двумя путями: Стихийно-индивидуально Целенаправленно
Слайд 10: Формы мировоззрения
Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Религиозное мировоззрение, в отличии от мифологического делит действительность на два мира: сверхъестественный и естественный, разделяет знание и веру, утверждает первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество и человека.
Слайд 11
Обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка смысла своей жизни, деятельности; 7 Философия и мировоззрение Мировоззрение Философия Рационально – теоретическая форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир, и на место в нем человека, и исследующая вытекающие отсюда познавательное, этическое и эстетическое отношения человека к миру
Слайд 12: Философия в системе культуры
Философия в отличии от других наук, религии, искусства не ограничивается одним предметом и сферой деятельности и пытается охватить весь мир. Философию можно определить как специфическую форму, которая пытается различными способами охватить, описать и понять в наиболее общих чертах мирозданье и человека
Слайд 13
Структура философии Логика Эстетика Социальная философия Философская антропология Философия истории Философия культуры Философия права Философия и методология науки Аксиология История философии Этика Гносеология Онтология
Слайд 14: Основные разделы философии
Философия Онтология (метафизика) Гносеология (эпистемология) Этика (аксиология ) учение о бытии учение о знании учение о благе и ценностях
Слайд 15: Основные разделы философии
Онтология ( греч. όν, род. όντος, сущее, и λόγος, слово, понятие) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия. Метафизика ( греч. μετά τά φυσικά, то, что после физики) – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология».
Слайд 16
Бытие – это философская категория, в которой фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и его самого со своим сознанием. Бытие - объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека (в философии).(Ефремова Т.Ф.) Бытие - объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа.( Гуськова А.П., Сотин Б.В.) Бытие - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека.(Большая Советская Энциклопедия) Бытие – философская категория, обозначающая то, что неизменно, абсолютно и находится за границами наших чувственных восприятий. ( В.П.Кохановский )
Слайд 18: Б
Действительность Реальность существование предельно общее понятие О существовании, о сущем вообще ВСЁ существует! природное духовное состояние
Слайд 22: Древняя Индия
Впервые понятие «бытие» ( сат ) в сопоставлении с понятием «небытие» ( асат ) упоминается в древнеиндийском философском тракте « Ригведа »
Слайд 23: Древний Китай
В древнекитайской философии сторонники учения об инь и янь выдвинули положение о пяти первоэлементах мироздания: это – металл, дерево, огонь, вода и земля.
Слайд 24
ИНЬ НЕБЫТИЕ ЯН БЫТИЕ Один из самых древних символов, который дошел до нашего времени — монада. Этот символ говорит о взаимном проникновении двух противоборствующих явлений, которые никогда не пересекутся, не смешаются, не перейдут друг в друга, но они же не могут существовать отдельно. В каждом явлении есть точка другого противоположного — символ зарождения ян внутри инь и наоборот
Слайд 25: Древние славяне
Велесова книга - это книга новгородских жрецов девятого века, посвященная богу богатства и мудрости древних славян Велесу. В книге отражена история многих европейских и азиатских народов Велесова книга - сложный и объемный источник древних знаний.
Слайд 26
ЯВЬ НАВЬ ПРАВЬ Небытие потусторонний Бытие видимый В « Велесовой книге», бытие представлено тремя субстанциями. Это – Явь, т.е. мир видимый, материальный, или реальный мир, Навь – мир нематериальный, или потусторонний мир мертвецов, и Правь – истина и закон Сварога, которые управляют всем миром. После смерти человека его душа покидает Явь и попадает в Навь. Там она странствует до тех пор, пока не достигает Ирия, или Рая, где живут Сварог, сварожичи и предки руссов.
Слайд 27: Древняя Греция
У древних греков термин «бытие» использовался в практике элейской школы. Парменид доказывал, что бытие непрерывно, однородно и неподвижно, оно не содержит в себе никакого небытия и воспринимается только мыслью. Этим самым Парменид подчеркивал постоянную текучесть чувственного мира, его неустойчивость и невозможность познания вечно ускользающих моментов бытия.
Слайд 28
ТВЕРДОЕ ВЕЩЕСТВО (БЫТИЕ) ПУСТОТА (НЕБЫТИЕ) Атомисты Левкипп и Демокрит фиксировали бытие как специфическую категорию для обозначения твердого вещества в его противопоставлении с небытием (пустотой).
Слайд 29: Средние века
Слово «библия» - древнегреческого происхождения. На языке древних греков « библос » означало - «книги». В наше время мы называем этим словом одну определенную книгу, состоящую из нескольких десятков отдельных религиозных произведений. Внешне Библия представляет собой книгу, объемлющую свыше тысячи страниц. Она состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет.
Слайд 30
В начале сотворил Бог небо и землю. В Ветхом Завете первая книга называется БЫТИЕ
Слайд 31: Немецкая классическая философия
БЫТИЕ НЕБЫТИЕ НЕБЫТИЕ Гегель понимал бытие как «…исчезающее бытие", что происходило в "небытие", переходит в «бытие», а из «бытия» в «небытие», в результате чего все в мире является становлением. Но становление это уже более богатая категория, характеризующая бытие, и последнее является предпосылкой становления. Немецкая классическая философия
Слайд 32: Выводы:
Бытие - это философская категория; История бытия продолжительна; Бытие существует физически и психически; Бытие человека уникально, неповторимо; Бытие – это чистая мысль.
Слайд 33
7 14 Онтологические направления Отношение сознания - к материи, духа – к природе Первая сторона Что первично: материя или сознание? Вторая сторона Тождество мышления и бытия (вопрос о познаваемости мира) Дуализм Материя первична, сознание есть свойство высокоорганизованной материи Материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга Первично сознание, материя независимо от сознания не существует Материализм Идеализм
Слайд 34
17 Основные характеристики материализма Материализм – направление в философии, признающее первичность материи и, считающее сознание свойством материи, т.е. вторичным по отношению к ней По отношению к общественно-исторической практике различают созерцательный мат-м и практически действенный С т.з. используемого метода, различают метафизический материализм и диалектический материализм По толкованию сущности сознания различают материализм научный и вульгарный С т.з. оценки роли различных сторон процесса познания различают школы рационалистического и сенсуалистического материализма Различают сознательный и стихийный (наивный), философски не оформленный материализм
Слайд 35
18 Основные формы материализма Формы материализма Наивный (созерцательный) материализм Основной метод познания: созерцательный Представители: Фалес (625-547гг до н.э.) Гераклит (544-482 до н.э.) Демокрит (460-371 до н.э.) Эпикур (341-270 до н.э.) Лукреций Кар (99-55 до н.э.) Метафизический материализм Основной метод познания: метафизический Представители Ф.Бэкон (1561-1626) Б.Спиноза (1632-1677) Д.Локк (1632-1704) П.Гольбах (1723-1789) М.Ломоносов (1711-1765) Л.Фейербах (1804-1872) Диалектический материализм Основной метод познания: диалектический Представители: К.Маркс (1818-1883) Ф.Энгельс (1820-1895) И.Дицген (1828-1888) Г.Плеханов ( 1856-1918) В.Ленин (1870-1924)
Слайд 36
19 Общая характеристика идеализма Идеализм – направление в философии, исходящее из первичности духа, идеи, сознания, вторичности материи, природы, бытия. Объективный идеализм Объективные идеалисты принимают за первичное некую идею вообще, безликий разум, который они называют «абсолютной идеей», «мировой волей». Идеальное начало, мировой дух, говорят они, творит мир и все бытие. Представители: Платон (460-370 до н.э), Лейбниц (1647-1716), Гегель (1770-1831), Шеллинг (1775-1854); неотомизм Субъективный идеализм За первичное принимают сознание субъекта, чувствующего и мыслящего «Я», а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на этом основании так или иначе отрицают существование предметов реального мира и объективный характер законов его развития. Следовательно, человек воспринимает лишь свои собственные ощущения. Представители: Беркли (1685-1753), Юм (1711-1776), Фихте (1762-1814), Мах (1838-1916), Авенариус (1843-1896).
Слайд 37: Основные разделы философии
Гносеология ( греч. γνώσις, знание, познание, и λόγος, слово, понятие) – теория познания, раздел философии, изучающий природу и возможности знания, его предпосылки, средства, и условия достоверности. Эпистемология ( греч. επιςτήμη, знание, и λόγος, слово, понятие) – теория познания; синоним слова «гносеология», употребляемый в английском и французском языках.
Слайд 38
15 Основной вопрос философии (продолжение) Вопрос о познаваемости мира Мир познаваем Мир непознаваем Идеализм Материализм Человек имеет дело только с ощущениями, мы не знаем, что за ними каков мир, и существует ли он вне нас Д.Юм (1711-1776 ) Мир «вещей в себе» не познаваем И.Кант (1724-1804) Агностицизм (субъективный идеализм) Сознание отражает объективный мир Материализм Сознание человека есть постижение духовного основания мира, самопознание духа Объективный идеализм
Слайд 39: Основные разделы философии
Этика ( греч. ηθικ ά, от ηθικός, относящийся к нраву, характеру; лат. ethica ) – раздел философии, изучающий мораль как сферу высших ценностей и долженствования и нравственность как сторону жизнедеятельности человека и форму общественного сознания. Аксиология ( греч. αξια, ценность, и λόγος, слово, понятие) – учение о ценности, философская дисциплина, изучающая характеристики, структуру и иерархии ценностного мира, его онтологический статус и способы познания, природу и специфику ценностных суждений.
Слайд 40
12 Функции философии Мировоззренческая 1. Выработка средств мировоззренческой ориентации человека 2. Выработка системы взглядов на объективный мир, и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации Методологическая 1.Выработка системы принципов и способов теоретической и практической деятельности 2.Выработка методологических принципов исследования в области частных наук Основные Основные направления применения философии, через которые реализуются ее назначение.
Слайд 41
Мировоззренческая Методологическая Функции философии Онтологическая подфункция Гносеологическая подфункция Социально-историческая подфункция Формирование идеалов и ценностных ориентаций Аксиологическая подфункция Выработка познавательной и практически – преобразовательной деятельности человека
Слайд 42
Функции философии Мировоззренческая Гносеологическая Методологическая Социальная Аксиологическая Гуманистическая рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции всех видов человеческой практики и культуры оценка принципиальных возможностей познания разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса разработка теории поисковой деятельности, ее принципов, способов, норм гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений сверхзадача философии – показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком. И.Кант 11
Последний слайд презентации: Философия, ее предмет, смысл, функции и роль в обществе: Периодизация западной философии
Античная философия ( VI в. до н.э. – III в. н.э.) Ранняя античная философия ( VI-V в. до н.э.) «Высокая классика» (конец V – IV в. до н.э.) Эллинистическая философия ( конец IV – I в. до н.э.) Поздняя античная философия ( I-III вв. н.э.) Средневековая философия ( IV-XIV вв.) Патристика ( IV - VIII вв.) Схоластика ( XI-XIV вв.) Философия Возрождения ( XV-XVI вв.) Новая философия ( философия нового времени) ( XVII – 1- ая треть XIX в.) Начальный период ( XVII – начало XVIII в.) Философия Просвещения (середина XVIII в.) Немецкая классическая философия (конец XVIII – 1- ая треть XIX в.) Современная философия ( с 40-х гг. XIX в.)