Первый слайд презентации: философия эпохи Нового времени
Модернизация: от аграрной - к индустриальной цивилизации Научная революция Буржуазные революции Утверждение свободомыслия и атеизма: «Поместить веру в границы разума!»
Учение о субстанции (монизм, дуализм, плюрализм) Учение о методе научного познания (эмпиризм, сенсуализм, рационализм) Социально-политические теории ( теория естественного права и «общественного договора)
Слайд 4: Учение о субстанции
Субстанция (от лат. substanzia – нечто, лежащее в основе) – предельное основание, является причиной единства многообразных вещей, процессов, явлений; нечто вечное, самодостаточное, существующее в самом себе и благодаря самому себе Три основных подхода: монизм (Б. Спиноза), плюрализм (Г. Лейбниц), дуализм (Р. Декарт) .
Слайд 5: Б. Спиноза
Монизм (от греч. mones – один) – принцип рассмотрения многообразия явлений из единого начала, единой основы. Признание одной субстанции – Бога, понимаемого как природа (пантеизм).
Слайд 6: Г. Лейбниц
Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) – признание существования множества независимых и несводимых друг к другу начал бытия. Монады – духовные неделимые частицы мира Монадология – учение о б ессмертных монадах, координирующихся высшей монадой – Богом.
Слайд 7: Р. Декарт
Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – исходит из признания двух равноправных начал – духа и материи. Мир- две равноправные субстанции (материальная и духовная). Атрибут духовной – мышление, материальной – протяженность.
Слайд 8: Основные понятия философии Нового времени
Эмпиризм ( от греч. emperia – опыт ) – направление в гносеологии, которое основным источником знания считает чувственный опыт (эмпирию). Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) - метод познания посредством органов чувств, выводящий любые знания из ощущений. Рационализм ( от лат. ratio – разум, rationalis – разумный ) – совокупность философских концепций, основывающихся на признании приоритета разума в познании.
Слайд 9: Эмпиризм и сенсуализм( Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм )
Главный источник знаний - опыт Связь со средневековым номинализмом Против концепции «врожденных идей» как источника познания Против категории «субстанция» как чисто абстрактного понятия Индуктивный метод, опытное познание Индукция -( inductio – от лат. наведение ) восхождение от частного к общему
Слайд 10: Ф. Бэкон
« Знание – сила» Факторы, препятствующие познанию – «Идолы познания»: « идол пещеры» «идол театра» «идол площади» «идол рода»
Слайд 11: Идолы познания» Ф. Бэкона
«Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое… отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде». «Призраки пещеры» — индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого … есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы». «Призраки площади (рынка)» — следствие общения: «Люди объединяются речью. Слова…устанавливаются сообразно разумению толпы.». «Призраки театра» — усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».
Слайд 12: Три пути познания
1)«путь паука» –размышления без опоры на данные опыта: рационалисты «ткут паутину мыслей из своего ума»; 2) «путь муравья» –способ познания из наблюдений и опыта, но сбор разрозненных фактов не дает знаний о сущности предметов; 3) «путь пчелы» – идеальный путь познания, индукция: сбор фактов на основе исследования отдельных свойств, их обобщение и выявление общих закономерностей в предметах.
Слайд 13: Рационализм ( Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц )
Главный источник знаний - разум Связь со средневековым реализмом Основа познания - уяснение «врожденных идей» «Субстанция» - одна из основных категорий Дедуктивный метод, теоретическое познание Дедукция ( от лат. deductio – выведение ) - выведение частного из общего
Слайд 14: Р. Декарт
« Я мыслю, следовательно, я существую» «Врожденные идеи» - обобщенные истинные знания в сознании мыслящего субъекта, привнесенные человеческой душой из иного мира Метод «радикального сомнения» Интеллектуальная интуиция и дедукция
Слайд 15: Метод «радикального сомнения» Р. Декарта
«Чтобы создать новую систему взглядов, следует усомниться во всем предыдущем знании, …надо подвергнуть сомнению и существование окружающего». «Врожденные идеи - неотъемлемые сущности сознания. Из них и следует вывести все возможное знание об окружающем мире. …надо раскрыть, проявить или реализовать уже имеющиеся доопытные представления. Они являются теми общими положениями, из которых возможно делать выводы в каждом конкретном случае».
Слайд 16: Социально-политические теории (Т. Гоббс, Дж. Локк)
Теории государства и общественного договора Развитие юридического мировоззрения Установление юридического «равенства без уравнивания» - равенства возможностей разных личностей Подчинение всех людей одним и тем же юридическим законам Юридическое обоснование отношений собственности
Слайд 17: Т. Гоббс
Мир – единая материальная субстанция. Теория государства как «договора между людьми». « Без общественного договора люди в силу своей естественной вражды друг с другом не способны к мирному сосуществованию».
Слайд 18: Дж. Локк
В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах. Личность от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, свободу и собственность (естественные и неотчуждаемые права человека).
Слайд 19: Просвещение
Просвещение – эпоха XVII - XVIII вв. в Англии и Франции, породившая движение по распространению научных знаний в обществе и идеологию, основанную на преобразовательной роли разума. Естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое. Просвещение – совокупность философских и культурно-идеологических концепций, отличающихся: рационализмом и историческим оптимизмом; ориентацией на развитие естествознания ; либерализмом и радикализмом.
Слайд 20: Субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм)
Ощущения – основа познания. Идеи – это ощущения или результаты воздействия разума на ощущения. Существовать – быть воспринимаемым. Мир есть комплекс моих ощущений (Д. Юм).
Слайд 21: Материализм и атеизм (П. Гольбах)
Труд «Система природы» - «библия материализма»:, обоснование вечности и несотворенности материи. «Природа есть причина всего». Отвергал идею существования Бога.
Слайд 22: Механицизм (Ж.-О. Ламетри)
Механицизм – метод познания, признающий механические формы движения материи единственно объективными. Че ловек - самозаводящаяся машина.
Слайд 23: Деизм (Вольтер)
Свобода вероисповедания: и «естественная религия» (Бог –Творец, но не более). «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» Призыв к уничтожению церкви: «Раздавите гадину!»
Слайд 24: Утопический социализм (Г. Бабеф, К. Сен-Симон)
Теория идеального общества на основе равенства и социальной. справедливости Утверждение нового христианства, без священников и догм Интернационализм и братская любовь.
Слайд 25: Натурализм Ж.-Ж.Руссо
«Все является прекрасным, когда только выходит из рук Творца, но вырождается под руками человека». Концепция «естественного» человека: «Назад к природе!»
Слайд 26: Основные черты философии эпохи Нового времени
Учение о субстанции : монизм, дуализм, плюрализм (онтология ) Признание разума высшей инстанцией (гносеология) Учение о методе научного познания : эмпиризм, сенсуализм, рационализм (гносеология) Деизм и атеизм (философия религии) Принцип автономного мыслящего субъекта (антропология) Обоснование и защита прав гражданина и человека (политика и этика)
Слайд 27: Задание
1. Специфика философского знания эпохи Нового времени (3-5 примеров). 2. Проблема разума и познания: рационализм и эмпиризм (2-3 концепции по выбору). 3. Внести записи в таблицу по теме: «Философия Нового времени».