Тема 5. Философия Нового времени — презентация
logo
Тема 5. Философия Нового времени
  • Тема 5. Философия Нового времени
  • Рационализм. Декарт
  • Рационализм. Декарт
  • Рационализм. Декарт
  • Рационализм. Декарт
  • Рационализм. Декарт
  • Рационализм. Декарт
  • Рационализм. Спиноза
  • Рационализм. Спиноза
  • Эмпиризм. Бэкон
  • Эмпиризм. Бэкон
  • Эмпиризм. Бэкон
  • Эмпиризм. Бэкон
  • Эмпиризм. Бэкон
  • Эмпиризм. Гоббс
  • Эмпиризм. Гоббс
  • Эмпиризм. Гоббс
  • Эмпиризм. Локк
  • Эмпиризм. Локк
  • Тема 6. Философия Просвещения (XVIII в. )
  • Просвещение
  • Просвещение
  • Просвещение
1/23

Первый слайд презентации: Тема 5. Философия Нового времени

Особенность философии Нового времени – переход к изучению принципов и границ самого познания. Главный вопрос: Что является источником знания (разум или чувства)? Варианты ответа: Рационализм – источник знания только разум. Эмпиризм (и сенсуализм) – источник знания опыт или чувства.

Изображение слайда

Слайд 2: Рационализм. Декарт

Рене Декарт (1596 – 1650), основоположник рационализма, французский философ и математик. В основе бытия и познания лежит разум, поскольку: абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться следовательно, сомнение реально существует сомнение – свойство мысли мыслить может реально существующий человек Афоризм: «Я мыслю, следовательно я существую».

Изображение слайда

Слайд 3: Рационализм. Декарт

Характеристика бытия: Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Бог и есть высшая субстанция. Бог создал мир, который тоже состоит из субстанций. Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи); духовные (идеи).

Изображение слайда

Слайд 4: Рационализм. Декарт

Коренные свойства ( атрибуты ) каждого рода субстанций: протяжение – материальные субстанции обладают общим для всех признаком протяженностью (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. мышление – духовные субстанции обладают свойством мышления и неделимы.

Изображение слайда

Слайд 5: Рационализм. Декарт

Остальные свойства производны от коренных свойств (атрибутов) и называются модусами. модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения. Человек состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Изображение слайда

Слайд 6: Рационализм. Декарт

Деизм Декарта: Бог - мировой разум, создал целесообразную машину природы и дал ей законы и движение Дуализм Декарта: Ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Дедукция – научный метод Декарта

Изображение слайда

Слайд 7: Рационализм. Декарт

Учение о врожденных идеях Данные идеи изначально очевидны и могут быть двух видов: Понятия (напр.: Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.) Суждения (напр.: «целое большое своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть»)

Изображение слайда

Бенедикт Спиноза (1632–1677) использует геометрический метод : сначала дает основные определения (например, определения Бога), затем – аксиомы, после этого четко формулируются теоремы и даётся их доказательство. Идеи: Субстанция – причина самого себя Спиноза объединяет понятия Бог, природа и субстанция (пантеизм)

Изображение слайда

Слайд 9: Рационализм. Спиноза

Пантеизм: Бог в понимании Спинозы существует, но он не вне мира, а в самом мире. Бог = Природа Против дуализма: Спиноза отстаивает тезис об одной-единственной, притом абсолютной божественной субстанции – природе. Против антропоморфных толкований Бога: философ отстаивает идею неличностного, чисто сущностного философского Бога

Изображение слайда

Слайд 10: Эмпиризм. Бэкон

Френсис Бэкон (1561–1626), английский философ и политический деятель Идеи: В основе познания лежит исключительно опыт. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе ( Знание – сила ).

Изображение слайда

Слайд 11: Эмпиризм. Бэкон

Пути познания: Путь паука - получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Недостатки: снижается роль конкретных фактов Путь муравья - во внимание принимается исключительно опыт (радикальный эмпиризм). Недостатки: нет обобщения Путь пчелы - идеальный способ познания, синтез

Изображение слайда

Слайд 12: Эмпиризм. Бэкон

Причины, которые мешают познанию: «призраки» («идолы») призраки рода; призраки пещеры; призраки рынка; призраки театра.

Изображение слайда

Слайд 13: Эмпиризм. Бэкон

Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей (смешение природы познания с собственной природой). Призраки рода - искажение познания из-за особенностей природы человека Призраки пещеры – искажение познания из-за индивидуальных особенностей человека.

Изображение слайда

Слайд 14: Эмпиризм. Бэкон

Призраки рынка и призраки театра – приобретенные заблуждения. Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата. Призраки театра – влияние на процесс познания существующей научной традиции.

Изображение слайда

Слайд 15: Эмпиризм. Гоббс

Томас Гоббс (1588–1679), ученик Бэкона Идеи: Человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Проблема общества и государства главная в философии. Цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности

Изображение слайда

Слайд 16: Эмпиризм. Гоббс

Книга «Левиафан» («Чудовище»): человек обладает изначально злой природой; движущей силой человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты ; это приводит к сознанию каждым человеком права на все ; право каждого человека на все приводит к «войне всех против всех» для выживания люди ограничили свои притязания и «право всех на все»;

Изображение слайда

Слайд 17: Эмпиризм. Гоббс

для предотвращения «войны всех против всех» существует государство ; чтобы выполнять свои функции, государство должно стать всесильным ; государство – всесильное чудовище, «Левиафан», которое необходимо для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

Изображение слайда

Слайд 18: Эмпиризм. Локк

Джон Локк (1632–1704) Идеи: в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»); сознание – пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом, «чистая доска» («tabula rasa»); источником опыта выступает внешний мир;

Изображение слайда

Слайд 19: Эмпиризм. Локк

Цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; Идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Значение: Локк первым выдвинул эту идею.

Изображение слайда

Центр - Франция Просветители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 гг. Направления: деистическое атеистическо-материалистическое утопическо-социалистическое (коммунистическое)

Изображение слайда

Слайд 21: Просвещение

Деизм – направление в философии, сторонники которого: отвергали идею личного Бога; видели в Боге первоначально, причину всего сущего (но не более); отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворение. Представители: Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Изображение слайда

Слайд 22: Просвещение

Атеистическо-материалистическое направление Атеисты отвергали идею существования Бога в любых формах Объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представители: Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Тема 5. Философия Нового времени: Просвещение

Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление Формируется в середине XVIII в., особое распространение получило во время и после Великой французской революции 1789 – 1794  гг. Проблема разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости Представители: Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

Изображение слайда

Похожие презентации