Первый слайд презентации: Философия эпохи Просвещения
18 век, Просвещение (франц. Lumière, нем. Aufklärung, англ. Enlightenment ) Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого… Sapere aude ! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения. И.Кант
Слайд 2: Философия эпохи Просвещения
18 век, Просвещение (франц. Lumière, нем. Aufklärung, англ. Enlightenment ) Важнейшие идеи: 1) Разум - единственное средство и способ познания человека и общества. 2) Разум один и тот же для всех мыслящих субъектов, для всех наций, эпох и культур. 3) разум – это ключ к решению не только научных и философских, но и социальных проблем.
Слайд 3: Философия эпохи Просвещения
«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751–1780) Жан Лерон Д'Аламбер (1717–1783) Дени Дидро (1713-1784) Вольтер (Мари Франсуа Аруэ ) (1694-1778) Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Слайд 4: Философия эпохи Просвещения
Важнейшие понятия: разум; природа; воспитание; суверенная личность; - здравый смысл. Учение о природе Социальные теории
Слайд 5: Философия эпохи Просвещения
1. Учение о природе Материализм Атеизм Поль Гольбах (1723 – 1789) Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение. Ее совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий. П.Гольбах «Система природы» Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) Деизм
Слайд 6: Философия эпохи Просвещения
2. Социальные теории 1) Человек – естественное, природное существо, все его свойства определены природой; 2) им движет « любовь к себе », забота о себе; 3) разум позволяет понять, что нужно ограничить себя, учесть интересы других людей для собственной же выгоды. Теория разумного эгоизма Клод Адриан Гельвеций (1715-1771)
Слайд 7: Философия эпохи Просвещения
2. Социальные теории Теория общественного договора естественное состояние государство Джон Локк (1632—1704) Томас Гоббс (1588 – 1679 ) Жан-Жак Руссо (1712-1778) - часть свободы
Слайд 8: Философия эпохи Просвещения
2. Социальные теории Теория общественного договора естественное состояние государство Томас Гоббс (1588 – 1679 ) - часть свободы
Слайд 9: Философия эпохи Просвещения
2. Социальные теории Теория общественного договора естественное состояние государство Джон Локк (1632—1704) - часть свободы Полная свобода + риск Частичная свобода + гарантия соблюдения естественных прав
Слайд 10: Философия эпохи Просвещения
2. Социальные теории Жан-Жак Руссо (1712-1778) «Нетипичный» просветитель «Золотой век» Появление частной собственности Возникновение государства Несправедливость, злоба, неравенство
Слайд 11: Немецкая классическая философия
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) Иммануил Кант (1724—1804) Иоганн Готлиб Фихте (1762— 1814) Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854) Людвиг Андреас Фейербах (1804— 1872) ?
Слайд 12: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Периоды творчества: 1) докритический (до 1770 г.); Естественнонаучные проблемы. "Всеобщая естественная история и теория неба". 2) критический. «Критика чистого разума» «Критика практического разума» «Критика способности суждения»
Слайд 13: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Гносеология « Коперниканский переворот»: Раньше: «от предмета опыта к субъекту» Кант: «от субъекта к предмету опыта» Предмет опыта ≠ объект Предмет опыта – это явление (для нас, в нашем сознании) Объект – это «вещь в себе» (как оно на самом деле, само по себе)
Слайд 14: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Гносеология « Коперниканский переворот»: Предмет опыта ≠ объект Предмет опыта – это явление (для нас, в нашем сознании) Объект – это «вещь в себе» (как оно на самом деле, само по себе)
Слайд 15: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Гносеология Аналитическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) заключено в содержании логического подлежащего (субъекта). Синтетическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) не заключено в содержании логического подлежащего (субъекта).
Слайд 16: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Гносеология Аналитическое суждение Синтетическое суждение S P S P
Слайд 17: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Гносеология Аналитическое суждение: Синтетическое суждение: Треугольник – это геометрическая фигура на плоскости, ограниченная тремя пересекающимися прямыми, образующими три внутренних угла Молекула SO 3 имеет форму треугольника, в центре которого находится атом серы
Слайд 18: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Гносеология Априорное суждение – суждение, истинность которого устанавливается независимо от опыта. Апостериорное суждение – суждение, истинность которого удостоверена опытом. Вопрос: как возможны априорные синтетические суждения ? (Наука должна бы основываться на априорных синтетических суждениях, т.к. законы науки всеобщи, необходимы, но не следуют из опыта)
Слайд 19: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Гносеология Всё познание должно строиться не в соответствии с предметами, скорее предметы должны строиться в соответствии с нашими познавательными способностями. И.Кант Познавательные способности человека
Слайд 20: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Гносеология Всё познание должно строиться не в соответствии с предметами, скорее предметы должны строиться в соответствии с нашими познавательными способностями. И.Кант Познавательные способности человека Чув-ствен-ность Рассудок Разум «Вещь в себе»
Слайд 21: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Гносеология Всё познание должно строиться не в соответствии с предметами, скорее предметы должны строиться в соответствии с нашими познавательными способностями. И.Кант Познавательные способности человека Чувственность Априорные формы созерцания: пространство и время «Вещь в себе»
Слайд 22: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Гносеология Всё познание должно строиться не в соответствии с предметами, скорее предметы должны строиться в соответствии с нашими познавательными способностями. И.Кант Познавательные способности человека Чув-ствен-ность Рассудок Априорные категории «Вещь в себе»
Слайд 23: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Гносеология Рассудок Априорные категории
Слайд 24: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Гносеология Всё познание должно строиться не в соответствии с предметами, скорее предметы должны строиться в соответствии с нашими познавательными способностями. И.Кант Познавательные способности человека Чув-ствен-ность Рассудок Разум Выход за пределы опыта Три идеи: мир, душа, бог «Вещь в себе»
Слайд 25: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Гносеология Всё познание должно строиться не в соответствии с предметами, скорее предметы должны строиться в соответствии с нашими познавательными способностями. И.Кант Уровень синтеза Способность Априорные формы Наука Чувственность Созерцание Пространство и время Математика Рассудок Суждение Двенадцать категорий Естествознание Разум Умозаключение Три идеи: мир, душа, бог Метафизика
Слайд 26: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Этика В мире явлений – несвободен В мире вещей в себе – свободен Этика возможна
Слайд 27: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Этика Легальные по субъективным мотивам Моральные только из чувства долга Лишь добрая воля добра сама по себе; всё прочее, считающееся благом, может быть и вредным, будучи соединено со злой волей. И.Кант Внешне «хорошие» поступки
Слайд 28: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Этика Максимы личные принципы поведения Императивы требования, повеления, общезначимые предписания Лишь добрая воля добра сама по себе; всё прочее, считающееся благом, может быть и вредным, будучи соединено со злой волей. И.Кант Нравственные предписания
Слайд 29: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Этика Лишь добрая воля добра сама по себе; всё прочее, считающееся благом, может быть и вредным, будучи соединено со злой волей. И.Кант Категорический императив 1. Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства.
Слайд 30: Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724—1804) Этика Лишь добрая воля добра сама по себе; всё прочее, считающееся благом, может быть и вредным, будучи соединено со злой волей. И.Кант Категорический императив 2. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.
Слайд 31: Немецкая классическая философия
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) Система абсолютного логического идеализма Идея тождества субстанции и субъекта. Принцип тождества бытия и мышления. В основе бытия – Абсолютная идея. Она хочет познать саму себя. Развитие бытия есть процесс самопознания Абсолютной идеи.
Слайд 32: Немецкая классическая философия
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) Система абсолютного логического идеализма
Слайд 33: Немецкая классическая философия
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) Диалектика «Это постижение противоположностей в их единстве» 1. Качество есть определённость, тождественная с бытием. Н ечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. «Качество в естественном языка ≠ «качество» в философском языке
Слайд 34: Немецкая классическая философия
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) Диалектика «Это постижение противоположностей в их единстве» 1. Качество есть определённость, тождественная с бытием. Н ечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. 2. Количество есть определённость бытия, не тождественная с самим бытием. При его изменении нечто остается собой.
Слайд 35: Немецкая классическая философия
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) Диалектика «Это постижение противоположностей в их единстве» 1. Качество есть определённость, тождественная с бытием. Н ечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. 2. Количество есть определённость бытия, не тождественная с самим бытием. При его изменении нечто остается собой. 3. Мера есть единство качество и количества Качественное количество + =
Слайд 36: Немецкая классическая философия
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) Законы диалектики Фридрих Энгельс (1820 – 1895) Понятие есть сущность вещи «Законы эти были впервые развиты всеобъемлющим образом, но в мистифицированной форме, Гегелем». Материалистическая диалектика Идеалистическая диалектика 1) Закон перехода количества в качество и обратно
Слайд 37: Немецкая классическая философия
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) Законы диалектики Фридрих Энгельс (1820 – 1895) Понятие есть сущность вещи «Законы эти были впервые развиты всеобъемлющим образом, но в мистифицированной форме, Гегелем». Материалистическая диалектика Идеалистическая диалектика 2) Закон взаимного проникновения противополож-ностей (единства и борьбы противополож-ностей ).
Слайд 38: Немецкая классическая философия
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) Законы диалектики Фридрих Энгельс (1820 – 1895) Понятие есть сущность вещи «Законы эти были впервые развиты всеобъемлющим образом, но в мистифицированной форме, Гегелем». Материалистическая диалектика Идеалистическая диалектика 3) Закон отрицания отрицания
Слайд 39: Немецкая классическая философия
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) Законы диалектики 3) Закон отрицания отрицания Тезис Антитезис Синтез Отрицание отрицает
Слайд 40: Немецкая классическая философия
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) Логика Природа Дух Система Метод ∞ Противоречие
Слайд 41: Немецкая классическая философия
Людвиг Андреас Фейербах (1804— 1872) ? 1. Сущность религии И создал Господь Бог человека из праха земного, ивдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Бытие, 2.7) Человек создал Бога
Слайд 42: Немецкая классическая философия
Людвиг Андреас Фейербах (1804— 1872) ? 1. Сущность религии ~
Слайд 43: Немецкая классическая философия
Людвиг Андреас Фейербах (1804— 1872) ? 1. Сущность религии ~ Свою собственную человеческую сущность человек воспринимает как чужую — божественную. Не Бог создал человека, а человек Бога. отчуждение отчуждение
Слайд 44: Немецкая классическая философия
Людвиг Андреас Фейербах (1804— 1872) ? 2. Сущность религии Религия любви к Богу Религия любви к человеку Человек человеку Бог!
Слайд 45: Немецкая классическая философия
Людвиг Андреас Фейербах (1804— 1872) ? 2. Учение о природе Бога нет, но есть природа. Природа – причина самой себя. Она бесконечна в пространстве и времени. Природа – базис человека. 3. Теория познания Сенсуализм 4. Антропология Человек – единство материального и духовного 5. Этика Разумный эгоизм Антропологический материализм
Слайд 46: Марксизм
Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 – 1895) Исторический материализм (учение об обществе) Диалектический материализм (учение о природе и познании) +
Слайд 47: Марксизм
Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 – 1895) Диалектический материализм (учение о природе и познании) У Гегеля диалектик а стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно. К.Маркс Диалектика Гегеля Материя (природа) пе рвична, а человеческое сознание (это свойство высокоорганизованной материи); Развитие материи идет по трем законам диалектики, и это законы природы (а только потом – сознания); Познание есть отражение действительности.
Слайд 48: Марксизм
Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 – 1895) Исторический материализм (учение об обществе) Это распространение на общество законов материалистической диалектики. Общественно-экономическая формация Конфликт Бытие определяет сознание
Слайд 49: Марксизм
Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 – 1895) Исторический материализм (учение об обществе) Это распространение на общество законов материалистической диалектики. Развитие общества Конфликт Производительные силы Производственные отношения Новая формация
Слайд 50: Марксизм
Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 – 1895) Исторический материализм (учение об обществе) Это распространение на общество законов материалистической диалектики. Развитие общества
Слайд 51: Марксизм
Карл Маркс (1818 – 1883) Концепция отчужденного труда 1) Отчуждение от продукта труда (он властвует над рабочим) и от внешнего мира, природы вообще. 2 ) Отчуждение от собственной деятельности (она воспринимается как не принадлежащая рабочему) и, в итоге, самоотчуждение. 3) Отчуждение от родовой жизни. Родовая жизнь человека – это производственная жизнь, а для рабочего она становится лишь средством поддержания индивидуального физического существования. «Сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». 4) Отчуждение человека от человека.
Слайд 52: Неомарксизм
в широком смысле: направления, которые так или иначе использовали идеи Маркса в узком смысле : и деи представителей Франкфуртской школы 30-е-60-е годы XX века Макс Хоркхаймер (1895 - 1973) Теодор Адорно (1903 – 1969) Герберт Маркузе (1898 - 1979) Эрих Фромм (1900 – 1980)
Слайд 53: Неомарксизм
Франкфуртская школа Макс Хоркхаймер (1895 - 1973) Теодор Адорно (1903 – 1969) Герберт Маркузе (1898 - 1979) Эрих Фромм (1900 – 1980) Главная задача – анализ современного капиталистического общ ества. Хотели вернуться к Марксу как к философу, опирались на его концепцию отчуждения. Свою социальную теорию назвали «критической теорией».
Слайд 54: Неомарксизм
Макс Хоркхаймер (1895 - 1973) Теодор Адорно (1903 – 1969) Книга «Диалектика Просвещения» (1947) Идеология Просвещения – это «тоталитарная система». Происходит «овеществление» человеческой личности, распространяется товарный фетишизм и т.д. Одни мифы заменяются другими. Теодор Адорно (1903 – 1969) Книга "Негативная диалектика« (1966) Философская классика считала важнейшими категории «единство», «целостность», «тотальность», «тождество». Нужно ставить акцент на уникальности, неповторяемости, инаковости.
Последний слайд презентации: Философия эпохи Просвещения: Неомарксизм
Герберт Маркузе (1898 - 1979) Эрих Фромм (1900 – 1980) Книги «Эрос и цивилизация» (1955) «Одномерный человек» (1964) 1) Цивилизация подавляет естественные наклонности человека (например, сексуальность). 2) Общество навязывает человеку ложные потребности (делает его «одномерным») и так им управляет. 3) Изменить это могут только те, кто «вне системы». 4) Необходим «Великий Отказ » - отказ от репрессивной цивилизации и всех ее ценностей. Фрейдо - марксизм Гуманистический психоанализ «Бегство от свободы» (1941) « Анатомия человеческой деструктивности » ( 1973 ) « Иметь или быть?» ( 1976 )