Первый слайд презентации: Герменевтика и гуманитарное познание
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК Кафедра философии и методологии науки История формирования герменевтического метода Аврелий Августин: учение о знаках Ф. Шлейермахер : предмет, задачи и цель герменевтики В. Дильтей о проблеме обоснования гуманитарных наук Философская герменевтика Х.Г. Гадамера
Слайд 2: ГЕРМЕНЕВТИКА
(от έρµηνεύω – разъясняю, истолковываю). термин имеет греческое происхождение и связан с именем бога Гермеса У греков герменевтика означала искусство передачи и толкования скрытого содержания, заключенного в послании, в тексте или даже в иносказании Гомер. VIII в. до н.э.
Слайд 3: Античная герменевтика
В центре античной философии языка оказалась проблема семантической неоднозначности слов, что и явилось главной предпосылкой для постановки вопроса, как соотносятся слова и вещи и на чём основывается их связь Гипотеза о конвенциональном характере языка, в которой этимология не существенна для функционирования слова Гипотеза «правильности имён» - для каждой вещи есть слово, этимология которого содержит в латентном виде указание на важнейшие свойства вещи
Слайд 4: Античная герменевтика
«речь есть такое смысловое звукосочетание, части которого в отдельности что-то обозначают как сказывание, но не как утверждение или отрицание » «сущее сказывается многими способами » «бытие сущего само по себе не есть сущее » Аристотель. Об истолковании
Слайд 5: О христианском учении» Августин Аврелий
Идея вещи и идея знака, через который и благодаря которому познается вещь Вещь – то, что не применяется для обозначения чего-либо Знаками что-либо обозначается Знаки делятся на собственные и переносные Собственные знаки используют для обозначения вещей, ради которых они изобретены Переносные используют и тогда, когда сами вещи, которые обозначаются собственными словами, употребляются для обозначения чего-нибудь другого
Слайд 6: О христианском учении». Августин Аврелий
Святое Писание содержит четыре смысла: Исторический Э тиологический (моральный ) Аналогический А ллегорический
Слайд 7: Развитие герменевтики
Как самостоятельное философское учение герменевтика возникла в начале XIX в. Ее родоначальниками считаются немецкие философы Фридрих Шлейермахер (1768-1834 гг.) и Фридрих Шлегель (1772-1829 гг.), которые впервые представили проблему понимания как разновидность искусства Фундаментальная проблема герменевтики - как правильно понимать текст - превратилась в центральную проблему методологии исторических и филологических наук
Слайд 8: Развитие герменевтики
Общество, человек, культура – объекты особого рода, «смыслосодержащие объекты», т.е. объекты, обладающие смысловым содержанием Смысл – закрепленное в опыте человека семантическое значение тех или иных явлений, предметов, процессов и мира в целом Смысл – порождающая основа социальных, культурных и антропологических явлений, процессов Предмет исследования герменевтики – Текст Текст – любые артефакты, общество, культура, деятельность человека
Слайд 9: Фридрих Шлейермахер (1768-1834)
Протестантский богослов, философ и переводчик. Превратил герменевтику в универсальную теорию понимания Речи о религии к образованным людям, ее презирающим ( 1799) Монологи ( 1800) Принципы критики существующих этических систем ( 1803) Христианская вера по принципам евангелической церкви в систематическом изложении ( 1821–1822 )
Слайд 10: Положения герменевтики
Понимание - социально значимый процесс. Понимание интеллектуальных продуктов или мышления индивида, самопонимание возможны и необходимы для установления взаимодействия в рамках общества Понимание реализуется в мыслительной деятельности и ее продуктах Мыслительная деятельность осуществляется лишь через язык и речь, существует в них и через них. Понимание есть составная часть процесса познания. Этим регулируется отношение между герменевтикой и диалектикой
Слайд 11: Герменевтика
Грамматическое истолкование (техническое понимание языка) Психологическое истолкование (понимание художественной формы произведения) Включает в себя Образование понятий о чувственно воспринимаемых феноменах Виды понимания Понимание и усвоение понятий, созданных другими индивидами
Слайд 12: Герменевтический круг
Процесс бесконечного уточнения смыслов в рамках оппозиции: часть – целое Понимание это всегда самодвижение – возврат от целого к частям и наоборот Подобный круг постоянно расширяется, поскольку понятие целого имеет относительное значение Первый уровень - часть текста соотносится со всем текстом как с целым Второй уровень - текст рассматривается как часть, а культура, в которой он функционирует, рассматривается как целое
Слайд 13: Герменевтический круг
Примером простейшей единицы текста, состоящего из взаимосвязанных частей, является предложение. Известно, что само по себе слово всегда неоднозначно. Оно приобретает тот или иной оттенок смысла в зависимости от контекста, т. е. будучи соотнесено со всем предложением
Слайд 14: Выход из герменевтического круга
Выход из круга - есть выход за границы понимания Задача герменевта не выйти из круга, а, наоборот, правильно войти в него, не нарушая сложившейся традиции, не ломая чужих герменевтических опытов Герменевтический опыт объективен Для того чтобы нечто понять, его необходимо объяснить, и наоборот
Слайд 15: Вильгельм Дильтей (1833-1911)
немецкий философ-идеалист, историк культуры Понимал герменевтику как средство воссоздания неповторимых и само-замкнутых культурных миров прошлого «Введение в науки о духе» (1883) «Возникновение герменевтики» (1900) «Переживание и творчество» (1905)
Слайд 16
«Искусство понимания письменно фиксированных жизненных проявлений» Основа герменевтики - понимающая психология, непосредственное постижение целостной душевно-духовной жизни Герменевтика превращается в специфический метод наук о духе, призванный обеспечить реконструкцию духа культур прошлых эпох и «понимание» общественных событий исходя из субъективных намерений деятелей Герменевтика
Слайд 17: Герменевтика как методология
Герменевтика должна «помочь выявиться истинной природе наук о духе и тем способствовать разбиванию оков, в которых держат молодых «сестер» «сестры» старшие и более сильные с тех пор, как Декарт, Спиноза и Гоббс перенесли на эти отстающие науки свои методы, развитые на основе математики и естествознания» Дильтей В. Введение в науки о духе
Слайд 18: Герменевтика как метод
Интерпретатор Интерпретируемое модусы Культурно-историческая реальность
Слайд 19: Герменевтика как метод
Предмет понимания - внутренний мир индивида Средства понимания: Воображение Перевоплощение Интуиция Формы понимания : Транспозиция (перенесение себя на место другого ) Сопереживание Подражание
Слайд 20: Герменевтический круг
« Целое должно быть понято в терминах его индивидуальных частей, индивидуальные части - в терминах целого. Для того чтобы, понять произведение, мы должны обратиться к автору и родственной ему литературе. Такая сравнительная процедура позволяет понять действительно каждое индивидуальное предложение более глубоко, чем прежде. Поэтому понимание целого и его индивидуальных частей является взаимозависимым» Дильтей В. Selected Wrigthings
Слайд 21: Общность
Понимание предполагает наличие общей духовной инстанции - «объективного духа» - религии, права, языка, норм морали, регулирующих общественное поведение людей и выступающих для любого члена общества как объективный дух, который становится посредником при общении и понимании индивидами друг друга
Слайд 22
Ганс-Георг Г á дамер (1900–2002) Основатель «философской герменевтики» Понимание есть форма первичной данности мира человеку «Истина и метод» (1989) «Актуальность прекрасного» (1991)
Слайд 23: Герменевтика
Обосновывает исторический подход к унаследованному знанию и взглядам, раскрывает связи современного мышления с направлениями и результатами мышления прошлых поколений Историческая дистанция не затрудняет, а облегчает процесс понимания Условием понимания является «слияние горизонтов», т. е. опосредованное отношение прошлого и настоящего, при котором сохраняются их специфические особенности
Слайд 24: Понимание в гуманитарных науках
Познание социально-исторического мира не может подняться до уровня науки путем применения индуктивных методов естественных наук. Идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его однократной и исторической конкретности. При этом возможно воздействие сколь угодно большого объема общих знаний; цель же состоит не в их фиксации и расширении для более глубокого понимания общих законов развития людей, народов и государств, но, напротив, в понимании того, каков этот человек, этот народ, это государство, каково было становление, другими словами -как могло получиться, что они стали такими Гадамер Г-Г. Истина и метод
Слайд 25: Принципы философской герменевтики
Важнейшими вненаучными способами раскрытия истины является искусство, философия и история «Историчность»: определенность местом, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает Герменевтика есть философия практического понимания, опыт мира и различные формы практического и эстетического опосредования реальности («опыт истории», «опыт искусства», «опыт философии»)
Слайд 26: Принципы философской герменевтики
Истина — характеристика самого бытия. Она не может быть целиком «схвачена» с помощью метода, а может лишь приоткрыть себя понимающему осмыслению Понимание — способ существования познающего, действующего и оценивающего человека Движение истолкования является диалектическим... прежде всего потому, что толкующее слово, «попадающее» в смысл текста, выражает целостность этого смысла и, значит, дает бесконечности смысла конечное выражение
Слайд 27: Принцип понимания
Принцип понимания текста исходя из него самого Понимание – не реконструкция авторского, но конструирование своего смысла Пред-понимание – это заложенная традицией предпосылка понимания Предрассудки – это идеи, вплетенные в культурную традицию Традиция – сохранение бытия, находящееся внутри каждого исторического изменения Совокупность обусловленных традицией предрассудков Гадамер называет горизонтом понимания
Слайд 28: Герменевтический круг
«…подлинный смысл текста или художественного произведения никогда не может быть исчерпан полностью; приближение к нему – бесконечный процесс. Приходится не только постоянно вести борьбу со все новыми источниками ошибок, так что подлинный смысл отделяется от разного рода замутнений как бы с помощью фильтрации, но постоянно открывать все новые источники понимания, выявляющие неожиданные смысловые связи» Гадамер Г-Г. Истина и метод
Слайд 30
Поль Рикёр (1913-2005) суть герменевтики - многообразие интерпретаций понимание - искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другим сознанием через их внешние выражения «Философия воли» (1950-1960) «Кант и Гуссерль » (1954) «История и истина» (1955) «Об интерпретации. Очерки по Фрейду» (1965) «Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике» (1969) (1913-2005)
Последний слайд презентации: Герменевтика и гуманитарное познание: Литература
История философии. Учебник для вузов/ Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. - Ростов н/Д., 2003 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х кн., Кн. 4., - СПб, 1997 Шульга Е.Н. Когнитивная герменевтика. - М., 2002 Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Философская герменевтика и гуманитарные науки. - СПб., 2008