Герменевтика и гуманитарное познание — презентация
logo
Герменевтика и гуманитарное познание
  • Герменевтика и гуманитарное познание
  • ГЕРМЕНЕВТИКА
  • Античная герменевтика
  • Античная герменевтика
  • «О христианском учении» Августин Аврелий
  • «О христианском учении». Августин Аврелий
  • Развитие герменевтики
  • Развитие герменевтики
  • Фридрих Шлейермахер (1768-1834)
  • Положения герменевтики
  • Герменевтика
  • Герменевтический круг
  • Герменевтический круг
  • Выход из герменевтического круга
  • Вильгельм Дильтей (1833-1911)
  • Герменевтика и гуманитарное познание
  • Герменевтика как методология
  • Герменевтика как метод
  • Герменевтика как метод
  • Герменевтический круг
  • Общность
  • Герменевтика и гуманитарное познание
  • Герменевтика
  • Понимание в гуманитарных науках
  • Принципы философской герменевтики
  • Принципы философской герменевтики
  • Принцип понимания
  • Герменевтический круг
  • Герменевтический круг
  • Герменевтика и гуманитарное познание
  • Литература
1/31

Первый слайд презентации: Герменевтика и гуманитарное познание

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК Кафедра философии и методологии науки История формирования герменевтического метода Аврелий Августин: учение о знаках Ф. Шлейермахер : предмет, задачи и цель герменевтики В. Дильтей о проблеме обоснования гуманитарных наук Философская герменевтика Х.Г. Гадамера

Изображение слайда

Слайд 2: ГЕРМЕНЕВТИКА

(от έρµηνεύω – разъясняю, истолковываю). термин имеет греческое происхождение и связан с именем бога Гермеса У греков герменевтика означала искусство передачи и толкования скрытого содержания, заключенного в послании, в тексте или даже в иносказании Гомер. VIII в. до н.э.

Изображение слайда

Слайд 3: Античная герменевтика

В центре античной философии языка оказалась проблема семантической неоднозначности слов, что и явилось главной предпосылкой для постановки вопроса, как соотносятся слова и вещи и на чём основывается их связь Гипотеза о конвенциональном характере языка, в которой этимология не существенна для функционирования слова Гипотеза «правильности имён» - для каждой вещи есть слово, этимология которого содержит в латентном виде указание на важнейшие свойства вещи

Изображение слайда

Слайд 4: Античная герменевтика

«речь есть такое смысловое звукосочетание, части которого в отдельности что-то обозначают как сказывание, но не как утверждение или отрицание » «сущее сказывается многими способами » «бытие сущего само по себе не есть сущее » Аристотель. Об истолковании

Изображение слайда

Слайд 5: О христианском учении» Августин Аврелий

Идея вещи и идея знака, через который и благодаря которому познается вещь Вещь – то, что не применяется для обозначения чего-либо Знаками что-либо обозначается Знаки делятся на собственные и переносные Собственные знаки используют для обозначения вещей, ради которых они изобретены Переносные используют и тогда, когда сами вещи, которые обозначаются собственными словами, употребляются для обозначения чего-нибудь другого

Изображение слайда

Слайд 6: О христианском учении». Августин Аврелий

Святое Писание содержит четыре смысла: Исторический Э тиологический (моральный ) Аналогический А ллегорический

Изображение слайда

Слайд 7: Развитие герменевтики

Как самостоятельное философское учение герменевтика возникла в начале XIX в. Ее родоначальниками считаются немецкие философы Фридрих Шлейермахер (1768-1834 гг.) и Фридрих Шлегель (1772-1829 гг.), которые впервые представили проблему понимания как разновидность искусства Фундаментальная проблема герменевтики - как правильно понимать текст - превратилась в центральную проблему методологии исторических и филологических наук

Изображение слайда

Слайд 8: Развитие герменевтики

Общество, человек, культура – объекты особого рода, «смыслосодержащие объекты», т.е. объекты, обладающие смысловым содержанием Смысл – закрепленное в опыте человека семантическое значение тех или иных явлений, предметов, процессов и мира в целом Смысл – порождающая основа социальных, культурных и антропологических явлений, процессов Предмет исследования герменевтики – Текст Текст – любые артефакты, общество, культура, деятельность человека

Изображение слайда

Слайд 9: Фридрих Шлейермахер (1768-1834)

Протестантский богослов, философ и переводчик. Превратил герменевтику в универсальную теорию понимания Речи о религии к образованным людям, ее презирающим ( 1799) Монологи ( 1800) Принципы критики существующих этических систем ( 1803) Христианская вера по принципам евангелической церкви в систематическом изложении ( 1821–1822 )

Изображение слайда

Слайд 10: Положения герменевтики

Понимание - социально значимый процесс. Понимание интеллектуальных продуктов или мышления индивида, самопонимание возможны и необхо­димы для установления взаимодействия в рамках общества Понимание реализуется в мыслительной деятельности и ее продуктах Мыслительная деятельность осуществляется лишь через язык и речь, существует в них и через них. Понимание есть составная часть процесса познания. Этим регулируется отноше­ние между герменевтикой и диалектикой

Изображение слайда

Слайд 11: Герменевтика

Грамматическое истолкование (техническое понимание языка) Психологическое истолкование (понимание художественной формы произведения) Включает в себя Образование понятий о чувственно воспринимаемых феноменах Виды понимания Понимание и усвоение понятий, созданных другими индивидами

Изображение слайда

Слайд 12: Герменевтический круг

Про­цесс бесконечного уточнения смыслов в рамках оппозиции: часть – целое По­нимание это всегда самодвижение – возврат от целого к частям и наоборот По­добный круг постоянно расширяется, поскольку понятие целого имеет относи­тельное значение Первый уровень - часть текста соотносится со всем текстом как с целым Второй уровень - текст рассматривается как часть, а культура, в которой он функционирует, рассматривается как целое

Изображение слайда

Слайд 13: Герменевтический круг

Примером простейшей единицы текста, состоящего из взаимосвязанных частей, является предложение. Известно, что само по себе слово всегда неоднозначно. Оно приобретает тот или иной оттенок смысла в зависимости от контекста, т. е. будучи соотнесено со всем предложением

Изображение слайда

Слайд 14: Выход из герменевтического круга

Выход из круга - есть выход за границы понимания Задача герменевта не выйти из круга, а, наоборот, правильно войти в него, не нарушая сложившейся традиции, не ломая чужих герменевтических опытов Герменевтический опыт объективен Для того чтобы нечто понять, его необходимо объяснить, и наоборот

Изображение слайда

Слайд 15: Вильгельм Дильтей (1833-1911)

немецкий философ-идеалист, историк культуры Понимал герменевтику как средство воссоздания неповторимых и само-замкнутых культурных миров прошлого «Введение в науки о духе» (1883) «Возникновение герменевтики» (1900) «Переживание и творчество» (1905)

Изображение слайда

Слайд 16

«Искусство понимания письменно фиксированных жизненных проявлений» Основа герменевтики - понимающая психология, непосредственное постижение целостной душевно-духовной жизни Герменевтика превращается в специфический метод наук о духе, призванный обеспечить реконструкцию духа культур прошлых эпох и «понимание» общественных событий исходя из субъективных намерений деятелей Герменевтика

Изображение слайда

Герменевтика должна «помочь вы­явиться истинной природе наук о духе и тем способствовать разбиванию оков, в которых держат молодых «сестер» «сестры» старшие и более сильные с тех пор, как Декарт, Спиноза и Гоббс перенесли на эти отстающие науки свои ме­тоды, развитые на основе математики и естествознания» Дильтей В. Введение в науки о духе

Изображение слайда

Слайд 18: Герменевтика как метод

Интерпретатор Интерпретируемое модусы Культурно-историческая реальность

Изображение слайда

Слайд 19: Герменевтика как метод

Предмет понимания - внутренний мир индивида Средства понимания: Воображение Перевоплощение Интуиция Формы понимания : Транспозиция (перенесение себя на место другого ) Сопереживание Подражание

Изображение слайда

Слайд 20: Герменевтический круг

« Целое должно быть понято в терминах его индивидуальных частей, индивидуальные части - в терминах целого. Для того чтобы, понять произведение, мы должны обратиться к автору и родственной ему литературе. Такая сравнительная процедура позволяет понять действительно каждое индивидуальное предложение более глубоко, чем прежде. Поэтому понимание целого и его индивидуальных частей является взаимозависимым» Дильтей В. Selected Wrigthings

Изображение слайда

Слайд 21: Общность

Понимание предполагает наличие общей духовной инстанции - «объективного духа» - религии, права, языка, норм морали, регулирующих общественное поведение людей и выступающих для любого члена общества как объективный дух, который становится посредником при общении и понимании индивидами друг друга

Изображение слайда

Слайд 22

Ганс-Георг Г á дамер (1900–2002) Основатель «философской герменевтики» Понимание есть форма первичной данности мира человеку «Истина и метод» (1989) «Актуальность прекрасного» (1991)

Изображение слайда

Слайд 23: Герменевтика

Обосновывает исторический подход к унаследованному знанию и взглядам, раскрывает связи современного мышления с направлениями и результатами мышления прошлых поколений Историческая дистанция не затрудняет, а облегчает процесс понимания Условием понимания является «слияние горизонтов», т. е. опосредованное отношение прошлого и настоящего, при котором сохраняются их специфические особенности

Изображение слайда

Слайд 24: Понимание в гуманитарных науках

Познание социально-исторического мира не может подняться до уровня науки путем применения индуктивных методов естественных наук. Идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его однократной и исторической конкретности. При этом возможно воздействие сколь угодно большого объема общих знаний; цель же состоит не в их фиксации и расширении для более глубокого понимания общих законов развития людей, народов и государств, но, напротив, в понимании того, каков этот человек, этот народ, это государство, каково было становление, другими словами -как могло получиться, что они стали такими Гадамер Г-Г. Истина и метод

Изображение слайда

Важнейши­ми вненаучными способами раскрытия истины является искусст­во, философия и история «Историчность»: определенность местом, временем, конкретной ситуацией, в ко­торой человек себя застает Герменевтика есть философия практического понимания, опыт мира и различные формы практического и эстетического опос­редования реальности («опыт истории», «опыт искусства», «опыт философии»)

Изображение слайда

Истина — характеристика самого бытия. Она не может быть целиком «схвачена» с помощью метода, а может лишь приоткрыть себя понимающему осмыслению По­нимание — способ существования познающего, дей­ствующего и оценивающего человека Движение истолкования является диалектическим... прежде всего потому, что толкующее слово, «попадающее» в смысл текста, выражает целостность этого смысла и, зна­чит, дает бесконечности смысла конечное выражение

Изображение слайда

Слайд 27: Принцип понимания

Принцип понимания текста исходя из него самого Понимание – не реконструкция авторского, но конструирование своего смысла Пред-понимание – это заложенная традицией предпосылка понимания Предрассудки – это идеи, вплетенные в культурную традицию Традиция – сохранение бытия, находящееся внутри каждого исторического изменения Совокупность обусловленных традицией предрассудков Гадамер называет горизонтом понимания

Изображение слайда

Слайд 28: Герменевтический круг

«…подлинный смысл текста или художественного произведения никогда не может быть исчерпан полностью; приближение к нему – бесконечный процесс. Приходится не только постоянно вести борьбу со все новыми источниками ошибок, так что подлинный смысл отделяется от разного рода замутнений как бы с помощью фильтрации, но постоянно открывать все новые источники по­нимания, выявляющие неожиданные смысловые связи» Гадамер Г-Г. Истина и метод

Изображение слайда

Слайд 29: Герменевтический круг

Смысл А Смысл a Смысл b Смысл c

Изображение слайда

Слайд 30

Поль Рикёр (1913-2005) суть герменевтики - многообразие интерпретаций понимание - искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другим сознанием через их внешние выражения «Философия воли» (1950-1960) «Кант и Гуссерль » (1954) «История и истина» (1955) «Об интерпретации. Очерки по Фрейду» (1965) «Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике» (1969) (1913-2005)

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Герменевтика и гуманитарное познание: Литература

История философии. Учебник для вузов/ Под ред. В.П.   Кохановского, В.П.   Яковлева. - Ростов н/Д., 2003 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х кн., Кн. 4., - СПб, 1997 Шульга Е.Н. Когнитивная герменевтика. - М., 2002 Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Философская герменевтика и гуманитарные науки. - СПб., 2008

Изображение слайда

Похожие презентации