Первый слайд презентации: Западная философия XX века, её основные направления
Слайд 2: Западная философия XX века
Окончание Нового времени На рубеже XIX-XX вв. появились коренные перемены в образе жизни и мировоззрении людей
Слайд 3: Изменения в самой философии XX века
В философии общей установкой становится плюрализм (множественность) Разные философские течения и школы сосуществуют, спорят, ведут диалог друг с другом, не претендуя на абсолютные и окончательные истины
Слайд 4
Основные направления западной философии XX века Экзистенциализм Позитивизм и неопозитивизм Структурализм Неотомизм Герменевтика Психоанализ
Слайд 5: Позитивизм
Наиболее распространённое течение западной философии XIX-XX вв. Философия позитивизма изучает Способы и методы достижения положительного, позитивного знания
Слайд 6: Основоположник позитивизма
Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, основоположник позитивизма. «Знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы обладать силой». О.Конт.
Слайд 7: Позитивизм
Философское направление – позитивизм выступало за то, чтобы философия Опиралась только на достоверное научное знание Исследовала лишь факты, а не их внутреннюю сущность Опиралась на научный метод в исследованиях
Слайд 8: Основные принципы позитивизма
Основные принципы позитивизма Опыт – первичный и единственный источник знания Каждая наука вырабатывает собственные внутренние принципы исследования объекта Задача философии – изучение языка и методов науки
Слайд 9: Структурализм
Основами для возникновения структурализма стали Развитие НТР в 60-е гг. XX века Структурные изменения в развитых странах Запада Процесс культурной интеграции народов Изменение массового сознания
Слайд 10: Структурализм
Основа структурализма Системно-структурный подход Рассмотрение целого как системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов
Слайд 11: Неотомизм
Это философское направление – наиболее авторитетное течение современной католической церкви Конец XIX века Возникновение неотомизма Основа неотомизма Учение средневекового философа Фомы Аквинского
Слайд 12: Неотомизм
Центральный принцип Гармония разума и веры, науки и религии, возвышение значения Бога и отдельной человеческой личности Центральная проблема Проблема Бога Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворённая, совершенная реальность, сотворившая всё, что существует вне его
Слайд 13: Герменевтика
Термин «герменевтика» С греческого – разъясняю, истолковываю Искусство и теория интерпретации текстов Бог Гермес в греческой мифологии – посредник между богами и людьми
Слайд 14: Герменевтика
Герменевтика как философское знание Анализ самого процесса понимания движения к истине Герменевтика Это путь к знанию, сама практика получения истины
Слайд 15: Герменевтика
Герменевтика признаёт единственно доступным и ценным мир человеческого общения Мир культурных ценностей внутри общения составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры
Слайд 17: Главные труды З.Фрейда
«Я и Оно» «Тотем и табу» «Толкование сновидений» «Неудовлетворённость культурой» «Психопатология обыденной жизни»
Слайд 19
1)Сознание – образ окружающего нас мира Сознание отражает окружающий нас мир, отражает материю Сознание субъективный образ объективного мира
Слайд 20
2)Сознание Это сравнительно молодой, недавно появившийся на Земле феномен, порождённый материей в ходе её развития Это продукт развития человека и общества, продукт высокоорганизованной материи: общественно развитого человека и его мозга
Слайд 22
4)Сознание – это особая функция или способность материи заключается в субъективном отражении предвосхищении объективной действительности
Слайд 23
Три стороны сознания Предметное сознание Самосознание Сознание как поток непосредственных переживаний Дух Душа
Слайд 24
Предметное сознание Сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий Самосознание Сознание, направленное на самого себя, всё время осознающее самоё себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир
Слайд 25: Три формы самосознания
Самосознание Самопознани е Самооценка Самоконтроль
Слайд 26
Сознание – явление психическое Сознание Психика Не все психические процессы человека находятся под контролем сознания и являются осознанными
Слайд 27: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
ЭТО ТЕ ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ, СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, НО НЕ ОСОЗНАЮТСЯ ИМ
Слайд 28
Бессознательные явления Сон Гипноз Телепатия Ясновидение Интуиция Озарение
Слайд 29: Основные идеи психоанализа З.Фрейда
Начиная с З.Фрейда, бессознательное сделалось предметом пристального внимания и специального исследования Зигмунд Фрейд 1856-1939 Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.
Слайд 31: Теория психоанализа
Зигмунд Фрейд (1856-1939) Австрийский психолог, психиатр, основоположник психоанализа З.Фрейд впервые открыл бессознательное. В центре этого открытия – так называемый эдипов комплекс.
Слайд 32: Эдипов комплекс
Древнегреческий миф о Эдипе: когда у царя Фив родился сын, оракул предсказал, что, когда он вырастет, он убьёт своего отца и женится на матери. В ужасе царь приказал убить младенца, но слуга пожалел его и увёз на другой остров. Эдип вырос, вернулся в Фивы, в окрестностях Дельф случайно встретил своего отца, которого не узнал, и в ссоре убил его. Потом он совершил несколько подвигов, освободил город от Сфинкса, и в благодарность за это его мать Иокаста согласилась выйти за него замуж, не зная, что он её сын. Боги сурово наказали Эдипа: когда он узнал правду, он в отчаянии выколол себе глаза, а его мать покончила с собой. Жан Энгр «Эдип и Сфинкс» 1808 год
Слайд 33: Эдипов комплекс
По мнению Фрейда, Эдипов комплекс глубоко укоренён в психике любого человека – она так работает. Каждый ребёнок в раннем возрасте бессознательно ревнует отца к матери и даже желает его смерти, конечно, не осознавая этого. По мере взросления этот странный комплекс почти у всех людей проходит, хотя у некоторых он принимает странные патологические формы. Гюстав Моро «Странник Эдип» 1888 г.
Слайд 34: Учение З.Фрейда о бессознательном
Исследуя сферу бессознательного, Зигмунд Фрейд создал модель психической структуры личности.
Слайд 35: Модель психической структуры личности
Сверх-Я (Супер-Эго) – сверхсознание Ценности, нравственность, духовность, самоконтроль Я (Эго) – сознание Разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль Оно (Ид) – подсознание = бессознательное Инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля
Слайд 36: Первый уровень – «Оно»
Это низшая сфера бессознательного – «кипящий котёл» неосознаваемых влечений и инстинктов Инстинкт жизни (Эрос) Инстинкт смерти (Танатос) Стремление к сохранению и продолжению рода Агрессивная сила, необходимая для уравновешивания раздражений, вызываемых инстинктом жизни
Слайд 37: Второй уровень – «Я» (Эго)
Это сфера сознания – маленькое пламя свечи в огромном тёмном подвале бессознательного «Я» формируется как оттиск внешней реальности «Я» зависит от влечений и инстинктов «Оно»
Слайд 38: Третий уровень – «Сверх-Я» (Супер-Эго)
Это высшая сфера бессознательного Формируется воспитательными запретами, социальными и моральными нормами Источник моральных принципов человека, которые проявляются в сознании (совесть)
Слайд 39
Сознание Страсти и инстинкты Требования общества Поддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть к насилию, агрессивность и др.) нельзя: общество не потерпит Подавить инстинкты тоже нельзя – это приводит к нервным срывам, к неврозам, к психическим заболеваниям
Слайд 42: Главный вывод Фрейда
Человек никогда не может сам себя знать до конца Психоанализ Помогает человеку разобраться в самом себе
Слайд 43: Карл Густав Юнг
К.Г.Юнг (1875-1964) продолжил исследования З.Фрейда. Создал так называемую «глубинную (аналитическую) психологию», психологию коллективного бессознательного. Юнговская концепция бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии. Юнг ввёл в научный оборот понятие «коллективного бессознательного».
Слайд 44: Теория архетипов
Карл Густав Юнг 1875-1961 Швейцарский психиатр Юнг выдвинул гипотезу о существовании коллективного бессознательного, под которым понимал итог жизни человеческого рода, то, что присуще всем людям.
Слайд 45: Архетип
Архетип сам непосредственно не может достичь сознания, только с помощью символов, например, Бога нельзя видеть, он дан через символы Архетипические образы особенно наглядно могут выступать в символической форме искусства
Слайд 46
Архетип – это мифологическая фигура, которая является итогом огромного типического опыта бесчисленного ряда предков, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа В каждой такой фигуре (образе) кристаллизовалась частица человеческой психики и человеческой судьбы, частица страдания и наслаждения – переживаний, несчётное число раз повторявшихся у бесконечного ряда предков
Слайд 47: Архетипы
Наиболее адекватная форма проявления архетипов Сны Юнг считал, что к снам нельзя относиться легкомысленно, чаще всего это не наши сны, это порождение коллективной души Сны нередко предупреждают нас об опасности, только мы не понимаем их языка
Слайд 48: Коллективное бессознательное К.Юнга
Перед первой мировой войной К.Юнг в течение нескольких недель видел один и тот же сон. Будто бы из земли проступает кровь и поднимается всё выше и выше, заливая всё вокруг. Юнг бежит от этого потопа в горы, но море крови подходит и туда, и в нём плавают обрубки человеческих тел. Он уже решил, что сходит с ума и решил обратиться к врачу, как вдруг разразилась мировая война, и сны прекратились. Потом Юнг выяснил, что подобные сны снились многим людям. Коллективное бессознательное жило в предчувствии войны и предстоящих ужасов массового уничтожения людей.
Слайд 49: Коллективное бессознательное Юнга
Коллективное бессознательное Универсальное начало психики, память всего человечества, общечеловеческий опыт «Наша психология тащит за собой длинный, как у ящерицы, хвост, заключающий в себе всю историю индивидуального рода, нации, Европы и всего человечества». К.Г.Юнг
Слайд 50: Архетипы
Коллективное бессознательное Совокупность архетипов Архетип Типичные, устойчивые формы коллективной памяти, система установок и реакций на мир древних людей
Слайд 51: Архетипы
Архетип Может достичь сознания только с помощью символов Бог Бога нельзя увидеть, он всегда дан только через символы
Слайд 52: Символы Бога
Символом Бога для христиан является Иисус Христос Символом Бога для мусульман является пророк Мохаммед
Слайд 53
Все наиболее действенные идеалы всегда суть более или менее откровенные варианты архетипа Родина в образе матери Мудрость в образе старца-основателя или пожилого мужчины
Слайд 54: Архетипы
Как-то Юнгу родители рано умершей от болезни девочки принесли альбом с изображением всяких страшных чудовищ. Они хотели у него узнать, не сошла ли она перед смертью с ума. Юнг показал им старинный альбом с изображением таких же чудовищ и сказал, что люди знали о них столетия назад. Это символические звери, являвшиеся ребёнку во сне, были свидетельствами нарождающейся болезни.
Слайд 55: Структура психики по К.Юнгу
Юнг выделяет пять структурных элементов психики: Я, Анима, Персона, Тень и Самость.
Слайд 56: Анима – бессознательное женское начало в психике мужчины и мужское в психике женщины
Анима – это природный архетип. Она сводит воедино все проявления бессознательного, она есть основа настроений, реакций, импульсов, всего, что психически спонтанно. Она живёт из самой себя и делает нас живущими. Для сына в первые годы жизни Анима сливается со всесильной матерью, что затем накладывает отпечаток на всю его судьбу. Эта связь сохраняется на протяжении всей жизни и, либо препятствует человеку, либо даёт ему мужество для самых смелых деяний
Слайд 57: Персона
Персона – это маска, которую человек бессознательно надевает на себя, чтобы производить впечатление на других и скрывать свою истинную природу
Слайд 58: Тень
Тень – это всё мерзкое, грязное, неприятное, что живёт внутри нас, и что мы прячем где-то глубоко в себе
Слайд 59: Самость
Самость – это когда все структуры психики находятся между собой в относительной или полной гармонии, это – целостный человек, как бы образ Бога в нас, идеал, к которому мы постоянно стремимся Символическое выражение самости в буддизме
Слайд 60
Коллективное бессознательное Огромный резервуар информации об истории и культуре человечества Находясь в глубинах нашей психики, эта сокровищница доступна каждому
Слайд 64: Неофрейдизм Возникает в 20-30-е годы XX века
Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.
Слайд 66: Выводы
Мы рассмотрели некоторые основные направления западной философии XX века. Направлений много, у каждого из них свои особенности, свои идеи. Это говорит об её антиидеологичности. Она борется против любой идеологии, выступает за диалог автора и читателя, предполагающий развитое воображение читателя, способного на определённый духовный труд. Только в этих взаимных усилиях может раскрыться подлинный смысл и значимость философского произведения. Современная философия считает, что есть только один путь изменения мира – изменение человеком самого себя. Современный мир неизбежно рухнет, если каждый человек не будет поддерживать его существование своими усилиями, своей верой, своими попытками во что бы то ни стало сохранять в себе человеческий облик.