Слайд 3: Родословная. Детство
Какова по происхождению фамилия Фонвизиных? Когда они появились в России? Где родился Фонвизин? В честь кого он назван? Где и как он учился?
Слайд 4: Комедия «Недоросль»
Какие недостатки обличает Фонвизин? В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли?
Слайд 5: Постановка комедии
Где впервые была поставлена комедия? Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? Что осудил писатель в комедии? Что раньше обозначало слово «недоросль»?
Слайд 6
Роды литературы Эпос Лирика Драма Чем, по-вашему, драма отличается от лирики и эпоса? Она предназначена для постановки на сцене Её содержание – диалоги и монологи действующих лиц. Их речь сопровождается ремарками
Слайд 7: Термины
Диалог – разговор двух или нескольких лиц Монолог – речь, рассказ, выражение мыслей и чувств от первого лица Ремарка – авторское указание об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах
Слайд 8: Драма – от греч. «действие»
В драматическом произведении движения событий протекают особенно остро и напряжённо. В то же самое время события могут быть просты и обыкновенны., но каждое слово и движение раскрывает характер персонажа.
Слайд 9: Основные виды (жанры) драмы
Трагедия Драма (как жанр) Комедия Водевиль Фарс Мелодрама
Слайд 10: Любовный конфликт
Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Рассказ о Софье и о соискателях на её руку Известие о приезде Стародума Попытка похитить Софью Счастливый финал – соединение Милона и Софьи
Слайд 11: Социально-политический конфликт
Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Рассказ о Простаковой и её семье Известие о приезде Стародума Попытка похитить Софью В финале порок наказан – Простакова и её имение отданы под опеку
Слайд 12: Урок Митрофана
Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
Слайд 13: Тришкин кафтан
Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой ? Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?
Слайд 14: Нравы семьи Простаковых
Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках? Каковы взаимоотношения между членами семьи? Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?
Слайд 15: Отрицательные герои
Каково назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть. К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и крепостного права?
Слайд 16: Образ Стародума
Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?
Слайд 17: Образ Простаковой
Адресат речи Простаковой Примеры речи, слова и обращения 1. С крепостными и учителями 2. С Софьей 3. С Митрофаном 4. Со Стародумом
Слайд 19: Направления в искусстве
Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Модернизм
Слайд 20: Классицизм сложился
В литературе Живописи Скульптуре Архитектуре, садово-парковом искусстве Музыке
Слайд 21: Запишите основные положения лекции
Классицизм сложился во Франции в 17 веке в связи с началом эпохи абсолютной монархии Слово произошло от латинского названия, что значит «образцовый» Классицисты подражали древним грекам и римлянам
Слайд 22: Принципы классицизма
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее Наследование античности как образцу Подражание “украшенной” природе Главная категория – красота
Слайд 23: Пример классицизма в садово-парковом искусстве и архитектуре - Версаль
Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.
Слайд 24: Петродворец
Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма. Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, строгая разбивка парка поражает своими просторами и чистотой пропорций.
Слайд 25: Самсон, разрывающий пасть льва»
Как вы думаете, почему это классицистическое произведение? Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха
Слайд 26: Классицизм в живописи
Картина Жака Луи Давида “Клятва Горациев” Лысенко «Прощание Гектора с Андромахой » Найдите здесь черты классицизма
Слайд 27: Основные требования классицизма в литературе
1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин. 2. Исключалось использование простонародного языка в высокоих жанрах 3. Требование композиционной строгости 4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия. 5. Строгое деление на жанры. 6. Система амплуа в комедии(герой, героиня, ложный герой, субретка, обманутый отец, резонёр) 7. Деление героев на положительных и отрицательных 8. Герой-схема, носитель одного качества 9. Условность места действия 10. Застывшие характеры
Слайд 28: Деление жанров
Высокие жанры Низкие жанры Ода Героическая поэма Трагедия Гимны Басни Комедии Сатиры
Слайд 29: Мольер – знаменитый классицистический комедиограф Франции
“Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”. Ж.-Б. Мольер
Слайд 30: Недоросль» как классицистическая комедия
Черты классицизма Отход от классицизма
Слайд 31: Домашнее задание
Выучить теоретический материал Заполнить таблицу Художественный пересказ комических фрагментов