Форма Российского государства — презентация
logo
Форма Российского государства
  • Форма Российского государства
  • сОДЕРЖАНИЕ
  • Российская Федерация как демократическое государство.
  • Форма Российского государства
  • Россия как демократическое государство
  • Форма Российского государства
  • Россия как демократическое государство
  • Форма Российского государства
  • Форма Российского государства
  • Форма Российского государства
  • Форма Российского государства
  • Российское государство как федерация
  • Российское государство как федерация
  • Российское государство как федерация
  • Российское государство как федерация
  • Российское государство как федерация
  • Российская Федерация как республика
  • РФ как республика
  • РФ как республика
  • РФ как республика
  • РФ как республика
  • РФ как республика
1/22

Первый слайд презентации

Форма Российского государства

Изображение слайда

Слайд 2: сОДЕРЖАНИЕ

Российская Федерация как демократическое государство. · Российское государство как федерация. · Российская Федерация как республика. сОДЕРЖАНИЕ

Изображение слайда

В соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации Россия представляет собой демократическое государство. Это значит, что единственным источником власти в Российской Федерации выступает народ, а отдельная личность, ее права и свободы являются высшей ценностью. В России как в демократическом государстве должны существовать идеологическое многообразие и местное самоуправление. Народ может осуществлять власть непосредственно через институты прямой демократии, а также через своих представителей - депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. Прямая демократия представляет собой особую форму осуществления власти народа непосредственно самим народом. К институтам прямой демократии относят референдум, выборы, отзыв депутатов и выборных должностных лиц и др. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Изображение слайда

Слайд 4

Россия как демократическое государство Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, связанные с референдумом и выборами, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[209]. В соответствии с ним под выборами понимается участие граждан посредством прямого голосования, в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления. Действующим российским законодательством предусматриваются выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Под референдумом можно понимать голосование избирательного корпуса страны или его части по поводу какого-либо акта или предложения действовать определенным образом. Институт референдума в теории конституционного права считается дальнейшим логическим развитием всеобщего избирательного права, применением механизма всеобщего голосования не только к выбору представителей граждан, но и для решения важнейших вопросов общественной и государственной жизни. В ходе референдума граждане выступают либо в роли законодателей, либо как должностные лица, которые принимают решение.

Изображение слайда

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»[212] под референдумом Российской Федерации понимается всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Проведение референдума на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принятыми в его развитие законами субъектов Российской Федерации. Право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном законодательством, имеет гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

Изображение слайда

Слайд 6

Россия как демократическое государство Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан Российской Федерации о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах голосования и о результатах референдума. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума. Инициатива проведения референдума принадлежит: 1) не менее чем двум миллионам гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них; 2) Конституционному Собранию - в случае тпринятия новой Конституции Российской Федерации; 3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Изображение слайда

. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135 Конституции Российской Федерации. На референдум может выноситься проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум, которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Изображение слайда

Слайд 8

Россия как демократическое государство На референдум не могут выноситься вопросы: 1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации; 2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов; 3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; 5) об избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Изображение слайда

Слайд 9

Россия как демократическое государство Ключевым из положений основ конституционного строя и одновременно новеллой действующей российской Конституции является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Данное положение кардинально меняет сам характер государства. Государство становится средством обеспечения достойной жизни человека. Отказ государства от принципа гарантирования прав и свобод человека, по мнению Б.С. Эбзеева, приводит к «произрастанию благодатной почвы для произрастания административного произвола и полицейского насилия». Регулированию прав и свобод человека и гражданина посвящено около трети объема Конституции Российской Федерации - 57 статей. Большая их часть входит в структуру второй главы «Права и свободы человека и гражданина», которая поставлена на первое место после главы «Основы конституционного строя». Никакие нормы Конституции, законы не должны умалять и отменять права и свободы человека.

Изображение слайда

Слайд 10

Россия как демократическое государство Статья 13 Конституции Российской Федерации закрепляет существование в России идеологического многообразия и многопартийности. Идеологическое многообразие считается одним из важных элементов формирования гражданского общества в России. По мнению С.А. Авакьяна, если граждане свободно могут выражать свои мнения, если для распространения своих взглядов они могут создавать различные, в том числе и политические объединения, то налицо такое качественное состояние общества, при котором оно может именоваться гражданским обществом[214]. Именно этот элемент конституционного строя Российской Федерации позволяет создать благоприятные условия выражения человеком своих взглядов в различных сферах жизни. К тому же это означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Граждане обладают правом на объединение для выражения мнений и защиты своих интересов. Данное право заключается в создании на добровольной основе общественных объединений, вступлении или в воздержании от вступления в них. Объединение граждан – это основанные на автономии воли сообщества (ассоциации) физических лиц, преследующие достижение полезных целей в различных областях человеческой деятельности.

Изображение слайда

Слайд 11

Россия как демократическое гос-во Важным признаком демократического государства является существование системы местного самоуправления, которое представляет собой одну из форм осуществления народовластия. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в России признается и гарантируется местное самоуправление. «Европейская хартия местного самоуправления»[224] принятая Советом Европы в 1990 г., подчеркивает, что местное самоуправление – это важный элемент демократического государственного строя, важный способ приближения гражданина к управлению. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Уточняет конституционные нормы Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Под местным самоуправлением понимается гарантированная Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Изображение слайда

Конституционное оформление современного государственного устройства Российской Федерации происходило в сложных условиях перехода от советской модели федерализма к модели правовой. Поэтому выделенные выше критерии федеративного устройства государства в условиях России имеют свои особенности, а некоторые из них просто неприемлемы. Практически ни в одном федеративном государстве в мире не предполагается наличие единой системы исполнительной власти. В соответствии же со ст. 77 Конституции предполагается создание единой системы исполнительной власти в рамках исключительных предметов ведения Российской Федерации и совместных предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Судебная система Российской Федерации также существенно отличается от судебных систем других федеративных государств, так как является исключительно федеральной. В субъектах РФ могут быть созданы лишь конституционные (уставные) суды с довольно ограниченными полномочиями. Различные виды субъектов РФ (республики, края, области, автономные образования, города федерального значения) и некоторые неопределенности в вопросах равноправности их конституционно-правового статуса делают Россию асимметричной федерацией. Многонациональный состав населения, огромная территория с различными природными и географическими условиями, исторический след в национальных отношениях и конкретная политическая ситуация, связанная с угрозой распада Российского государства - все это обусловливает специфику федеративного устройства России

Изображение слайда

Слайд 13: Российское государство как федерация

Особенность современного российского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала. Особенность современного российского федерализма состоит в том, что это - сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Хотя формально российский федерализм берет свое начало с октября 1917 г., его реальное становление и развитие началось лишь с последнего десятилетия XX в. Одной из особенностей российского федерализма является то, что Российская Федерация - самая большая в мире федерация. Большое количество субъектов создают проблему управляемости. Теория управления определяет масштаб управляемости в пределах 9--13 объектов. Происходящий сегодня процесс объединения субъектов РФ как способ решения данной проблемы пока не дал конкретных результатов.

Изображение слайда

Слайд 14: Российское государство как федерация

.Российская Федерация - асимметричная федерация, допускает разнохарактерный статус, политическое, государственно-правовое и финансовое положение входящих в нее субъектов. Симметрия нарушена, поскольку изначально в основу определения субъектов РФ были заложены разные начала: одни формировались по национальному признаку и стали республиками, другие - по территориальному - края, области, города Москва и Санкт-Петербург, третьи - по смешанному, национально-территориальному - автономная область и автономный округ. Так установилось три модели конституционного устройства субъектов РФ. Конституция исходила из Федеративного Договора и закрепила его компромиссные положения: с одной стороны, равноправие всех субъектов между собой и во взаимоотношениях с органами государственной власти, с другой стороны - подтвердила разнообразие социально-политических статусов Российской Федерации.В соответствии со ст. 66 Конституции статус республики определяется Конституцией и Конституцией Республики. Особенностью Российской Федерации является правовой статус автономных округов - их двойная правосубъектность: они являются самостоятельными субъектами РФ, но территориально входят в состав области, края (таких же равноправных субъектов РФ). Взаимоотношения автономных округов с областью и краем, в состав которого они входят, требуют законодательного регулирования.

Изображение слайда

Слайд 15: Российское государство как федерация

Особенностью и противоречием российского федерализма одновременно является закрепленное в Конституции (ч. 3 ст. 11) положение о том, что разграничение полномочий может осуществляться не только Конституцией, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Исходя их этого, договорные отношения могут иметь конституционный, договорной или смешанный характер. Существующие отношения органов государственной власти субъектов РФ с федеративными органами можно условно разделить на три вида: близкие к конфедеративным, федеративные, но основанные на индивидуальных договорах, строящиеся на Конституции и Федеративном договоре и уставах большинства субъектов Федерации.

Изображение слайда

Слайд 16: Российское государство как федерация

В Конституции не упоминается термин «суверенитет» по отношению к субъектам, государственный суверенитет распространяется на всю территорию Российской Федерации, в то же время федеральная власть компетентна в решении только вопросов, определенных Конституцией и касающихся всего государства. Но ст. 76 Конституции определяет пределы ведения Российской Федерации, совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, осуществление собственного регулирования субъектов РФ - принятие законов и нормативных актов субъектов РФ, причем в данной сфере действует нормативно-правовой акт субъекта РФ, что подчеркивает «суверенность» государственной власти субъекта РФ. Кроме того, субъекты РФ самостоятельно распоряжаются своей собственностью, могут реализовывать свои национальные потребности и интересы. Проблема заключается в том, что конституции ряда субъектов РФ суверенитет республики признают более объемным, повышая статус своего государственного образования, выводя его за рамки, установленные Конституцией и международными принципами федерализма. Эти особенности и противоречия определяют задачи и основные направления развития федеративных отношений, федеральной национальной и региональной политики.

Изображение слайда

Слайд 17: Российская Федерация как республика

Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократи­ческое федеративное правовое государство с республикан­ской формой правления. Республика представляет собой такую форму прав­ления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенацио­нальным представительным учреждением. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки: от­каз от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; создание государственных органов на основе согласо­вания интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных орга­нов путем свободных выборов и на ограниченный срок. Республиканской форме правления имманентно пр­суща демократия, а демократии -республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республиканская форма правления имеет две основные разновидности: президентскую и парламентарную формы правления. Президентская республика характеризуется соединени­ем в руках президента полномочий главы государства и гла­вы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер-министра, а также жесткое разделение властей.

Изображение слайда

Слайд 18: РФ как республика

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента; внепарла­ментский метод формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т.е. возможности роспуска парламента президентом; отсутствие должности премьер-министра, т.е. президент напрямую возглавляет правитель­ство. Юридический статус государственных органов совпада­ет с фактическим, В президентской республике парламент обладает значительными полномочиями; правительство, как правило, стабильно; судебная власть независима. В парламентарной республике провозглашается прин­цип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентар­ной республики является наличие должности премьер-министра. В парламентарной республике правительство формиру­ется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства - президента - в формировании прави­тельства носит чисто номинальный характер. Правитель­ство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Президент в парламентарной республике избирается не народом, а, как правило, парламентом или особой колле­гией, создаваемой на основе парламента. Он не обладает существенными полномочиями и не влияет на политический процесс, осуществление государственной власти. Все его действия должны быть санкционированы правительством.

Изображение слайда

Слайд 19: РФ как республика

В парламентарной республике юридическое и фактиче­ское положение органов государственной власти не совпа­дает. Юридически в парламентарной республике должно существовать верховенство парламента, которому подчи­нено правительство. Фактически государственная власть сосредоточена у правительства, которое, имея поддержку парламентского большинства, всегда может провести через парламент нужный законопроект и даже распустить парла­мент. Президент не вправе издать ни одного акта без под­писи председателя правительства. Конституция РФ не определяет форму республиканско­го правления в России. Анализ текста Конституции позво­ляет сделать вывод, что форма правления в России явля­ется смешанной, сочетающей черты как президентской, так и парламентарной республик. По своей сущности форма республиканского правления России является президентско-парламентарной, с доминирующим положением прези­дента в структурах власти. Президент является сильным главой государства, обладающим значительными полномо­чиями, избирается народом посредством всеобщих, равных, прямых выборов. Перечисленные признаки характерны для президентской республики. В то же время в России есть должность Председателя Правительства. В ситуациях, определенных Конституци­ей РФ, Президент может распустить Государственную Думу, а Государственная Дума досрочно прекратить полно­мочия Президента. Сказанное характерно для парламентар­ной республики.

Изображение слайда

Слайд 20: РФ как республика

В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства. Если рассматривать форму правления с чисто формальных позиций, то можно сказать, что она не оказывает определяющего влияния на характер государственного строя. Ведь известно, что монархическая Великобритания давно уже является демократическим, конституционным государством, в то время как республиканский Советский Союз таким государством не был никогда. И наоборот, монархическая Россия не была ни демократическим, ни конституционным государством, тогда как республиканская Франция таким государством является давно. Республиканская форма правления в большей мере, чем монархическая, соответствует характеру демократического, конституционного государства. Для монархии ее конституционный вариант - такое же искажение ее сути, как для республики - вариант тоталитарный. Конституционная монархия ближе по существу к демократической республике, чем тоталитарная республика. Тоталитарное государство с республиканской формой правления мало чем отличается по своей сути от государства, признанного абсолютной монархией.

Изображение слайда

Слайд 21: РФ как республика

Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок. Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии - республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть. Сочетание признаков президентской и парламентской республик в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Форма Российского государства: РФ как республика

С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики. Однако, став в конечном счете по своему характеру президентской республикой, она по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства. В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, "полупрезидентскую" республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как "полупрезидентскую" республику.

Изображение слайда

Похожие презентации