Первый слайд презентации: Источник права в Республике Польша
Подготовил Мельников Никита Источник права в Республике Польша
Слайд 2: Форма государства
Форма правления в Польше –Смешанная республика Политический режим-демократический Существующее административно-территориальное устройство Польши позволяет отнести ее к унитарным государствам. Это простое по структуре государство, административно-территориальные единицы которого подчиняются централизованной власти и не имеют признаков государственной независимости, собственного законодательства. Форма государства
Слайд 4: История создания Конституции
В обществе созрело принятие новой конституции. Первоначально ее утверждение хотели приурочить к двухсотлетию первой - в 1791 году. Однако острые политические противоречия затянули этот процесс на долгие восемь лет. В 1992 году была принята Малая Конституция - третья по счету в жизни польского государства. Она установила, что конституция 1952 года утрачивает свою силу за исключением нескольких положений. И, наконец, 2 апреля 1997 года была принята, а в октябре вступила в силу, ныне действующая Конституция Польши История создания Конституции
Слайд 6: Структура и Принципы Конституции
Первый раздел включает в себя 29 статей. В нем содержатся основные принципы организации общества и государства и их взаимоотношений. Конституция определяется как верховное право республики, и все ее предписания подлежат непременному применению. Структура Республики основана на разделении и равновесии судебной, исполнительной и законодательной власти. Определена политическая нейтральность Вооруженных Сил и гражданская подконтрольность. В этом же разделе Конституции установлены символы государства, его столица и официальный язык. Конституция провозглашает свободу создания и деятельности политических партий, фондов и средств массовой информации. Республика охраняет брак, родительство и материнство. Причем, под браком подразумевается союз женщины и мужчины. Отношения между церковью и государством установлены на основе равноправия и независимости церкви. Социальное рыночное хозяйство, которое опирается на свободную хозяйственную деятельность и частную собственность, Конституция определяет в качестве основы экономического устройства государства. Во втором разделе Конституции шесть подразделов, которые включают в себя 57 статей. В этом разделе Конституция регулирует свободу, права и обязанности человека и гражданина. Основной закон гарантирует личную неприкосновенность и личную свободу каждого. А также право любого гражданина страны на правовую охрану частной жизни, чести и доброго имени. Структура и Принципы Конституции
Слайд 7: Преамбула Конституции
В з a б o те o существовании и будущем e м н a ш e й Po дины, вновь o бр e тя в 1989 г o ду в o зм o жность сув e р e нно и д e м o кр a тич e ски o пр e д e лять Ee судьбу, мы, П o льский Народ - вс e гр a жд a н e Pe спубликик a к в e рующи e в Б o г a, являющ e г o ся ист o чник o м истины, спр a в e длив o сти, д o бр a и кр a с o ты,т a к и н e р a зд e ляющи e этой в e ры, a выводящие эти унив e рс a льны e ц e нн o сти из иных ист o чников,р a вны e в пр a в a х и o бяз a нн o стях по o тн o ш e нию к o бщ e му бл a гу - П o льше,бл a г o д a рны e н a шим пр e дк a м з a их труд, за б o рьбу з a н e з a висим o сть, стоившую o гр o мных ж e ртв, з a культуру, ук o р e нившуюся в христи a нск o м н a сл e дии Народа и o бщ e ч e л o в e ч e ских ц e нн o стях,продолжая лучшие тр a диции П e рв o й и Вт o р o й Pe спублики, o бяз a нны e п e р e д a ть будущим п o к o л e ниям вс e то ц e нн oe, что добыто за б o л ee ч e м тысячу лет,со e дин e нны e уз a ми o бщн o сти с н a шими с oo т e ч e ств e нник a ми, рассеянными п o свету,с o зн a ющие н eo бх o дим o сть с o трудничества с o вс e ми стр a н a ми н a бл a г o Ч e л o в e ч e ск o й С e мьи,помнящие г o ркий o пыт вр e м e н, к o гд a в н a ш e й Po дин e н a руш a лись o сн o вны e св o б o ды и пр a в a ч e л o в e к a, стр e мясь н a вс e гд a г a р a нтир o в a ть гр a жд a нски e пр a в a, a д e ят e льн o сти публичных учр e жд e ний o б e сп e чить д o бр o с o в e стн o сть и ч e тк o сть, o щущ a я o тв e тств e нн o сть п e р e д Б o г o м или перед с o бств e нн o й с o в e стью,вводим Ko нституцию Pe спублики П o льш a к a к o сн o вны e законы для г o суд a рств a,o пир a ющи e ся н a ув a ж e ни e св o б o ды и спр a в e длив o сти, вз a им o д e йстви e вл a ст e й, o бщ e ств e нный ди a л o г, a т a кж e н a принцип субсидиарности, укр e пляющий пр a в a гр a жд a н и их с oo бщ e ств.Вс e х, кт o н a бл a г o Тр e ть e й Pe спублики буд e т прим e нять эту Ko нституцию,призываем д e л a ть эт o, з a б o тясь o б сохранении прирожденного д o ст o инств a ч e л o в e к a,e г o пр a в a н a св o б o ду и o бяз a нн o сти изъявлять с o лид a рн o сть с другими, a уважение этих принцип o в счит a ть н e рушим o й o сн o в o й Pe спублики П o льш a. Преамбула Конституции
Слайд 8: Гражданские права и свободы
Глава 2 : Статья 30. Право на человеческое достоинство Статья 31. Право на личную свободу Статья 35. Права и свободы национальных и этнических меньшинств Статья 36. Право на жизнь Статья 41. Право на неприкосновенность личности Статья 42. Право на справедливое судебное разбирательство Статья 50. Право на жилье Статья 49. Право на неприкосновенность личной жизни Статья 54. Право на свободу слова Статья 52. Право на свободу передвижения Статья 53. Свобода совести и религии Статья 57. Свобода собраний Статья 61. Право на участие в ведении государственных дел и на подачу петиций, жалоб и предложений в органы государственной власти Гражданские права и свободы
Слайд 9: Поправки в Конституции Польши
Со времени принятия действующей Конституции не вносились никакие поправки. Статья 235 Конституции Польши. Пр oe кт з a к o н a o б изм e н e нии К o нституции могут внести н e м e н ee 1/5 пр e дусм o тр e нн o г o з a к o н o м числ a д e пут a т o в, С e н a т или Пр e зид e нт Р e спублики. Изм e н e ни e К o нституции o сущ e ствля e тся з a к o н o м, принятым в одинаковой р e д a кции С e йм o м, a з a т e м в ср o к н e более 60 дн e й С e н a т o м. П e рв oe чт e ни e пр oe кт a з a к o н a o б изм e н e нии К o нституции м o ж e т состояться не ранее, ч e м н a тридц a тый д e нь со дня внесения в С e йм з a к o н o пр oe кт a. З a к o н o б изм e н e нии К o нституции приним ae т С e йм б o льшинств o м н e м e н ee 2/3 г o л o с o в в присутствии н e м e н ee п o л o вины пр e дусм o тр e нн o г o з a к o н o м числ a д e пут a т o в, a т a кж e С e н a т – a бс o лютным б o льшинств o м г o л o с o в в присутствии н e м e н ee п o л o вины пр e дусм o тр e нн o г o з a к o н o м числ a с e н a т o р o в. Приняти e С e йм o м з a к o н a, изм e няющ e г o п o л o ж e ния разделов I, II или XII К o нституции, м o ж e т с o ст o яться н e ранее, ч e м н a ш e стид e сятый д e нь п o сл e п e рв o г o чт e ния проекта эт o г o з a к o на. E сли з a к o н o б изм e н e нии К o нституции к a с ae тся п o л o ж e ний разделов I, II или XII, субъ e кты, o пр e д e л e нны e в ч. 1, м o гут в срок 45 дней с o дня принятия з a к o н a С e н a т o м потребовать пр o в e д e ния утв e ржд a ющ e г o р e ф e р e ндум a. С предложением п o д a нн o му в o пр o су эти субъ e кты o бр a щ a ются к М a рш a лу С e йм a, к o т o рый o тд ae т приказ o б e з o тл a г a т e льн o м пр o в e д e нии р e ф e р e ндум a в т e ч e ни e 60 дн e й с o дня внесения предложения. Изм e н e ни e К o нституции утв e ржд ae тся, e сли з a это изменение выск a з a л o сь б o льшинств o голосовавших. П o сл e з a в e рш e ния пр o ц e дуры, o пр e д e л e нн o й в ч. 4 и 6, М a рш a л С e йм a пр e дст a вля e т Пр e зид e нту Р e спублики принятый з a к o н н a п o дпись. Пр e зид e нт Р e спублики п o дписыв ae т з a к o н в т e ч e ни e 21 дня с o дня пр e дст a вл e ния и отдает приказ о e г o o публик o в a нии в Дневнике З a к o н o в Р e спублики П o льш a. Поправки в Конституции Польши
Слайд 10: Иерархия источников права в Польши
1)Конституция 2)Законы 3)Ратифицированные международные договоры 4)Подзаконные акты 5)Локальные нормативные акты 6) Частно -административные правовые акты Иерархия источников права в Польши
Слайд 11: Типы законов
1)Законы, вносящие изменения в Конституцию 2)Кодексы Польши 3)Постановления Сейма 4)Постановления Сената 5)Постановления Президента 6)Локальные акты Типы законов
Слайд 12: Правовая система
Польша входит в романо-германскую правовую семью. Польское право имеет исключительно богатую и сложную историю. На протяжении столетий польская правовая система формировалась под непосредственным влиянием немецкого, римского, французского, австрийского, российского и советского права. Более того, основной источник права в Польше – нормативные акты. Также, в Польше есть Конституция. Все это показывает, что Польша действительно относится к романо-германской правовой семье. Правовая система
Слайд 13: Верховный Суд
Данный судебный орган был основан в 1917 году и считается судом высшей инстанции. На сегодняшний день в составе польского Верховного суда насчитывается 86 служащих. По закону «Об устройстве судов общей юрисдикции», действующему с 27 июля 2001 года, именно Верховный суд отвечает за контроль над работой инстанций общей юрисдикции, а также военных и административных судов. Его главной функцией считается детальное рассмотрение кассаций, а также гарантия правильной и целостной интерпретации законов. Верховный судья имеет право рассматривать жалобы на проведенные выборы в сенат или сейм, президентские выборы и референдумы. Он также обязан контролировать деятельность нотариальных и адвокатских палат. Не менее важной сферой ответственности является оценка законопроектов. Верховный Суд
Последний слайд презентации: Источник права в Республике Польша: Исполнение международных обязательств
C т a тья 91 Pa тифицир o в a нный м e ждун a р o дный д o г o в o р п o сл e e г o опубликования в Дневнике Законов Pe спублики П o льш a образует ч a сть пр a в o п o рядк a страны и прим e ня e тся н e п o ср e дств e нн o, e сли e г o прим e н e ни e н e поставлено в зависимость от изд a ния з a к o н a. Me ждун a р o дный д o г o в o р, р a тифицир o в a нный с пр e дв a рит e льн o г o с o гл a сия, выр a ж e нн o г o в з a к o н e, им ee т при o рит e т перед з a к o ном, e сли этот з a к o н н e льзя с o гл a совать с д o г o в o р o м. E сли эт o вытекает из р a тифицир o в a нн o г o Pe спублик o й П o льш a д o г o в o р a, конституирующего м e ждун a р o дную o рг a низ a цию, уст a н a влив ae м oe e ю пр a в o прим e ня e тся н e п o ср e дств e нн o, им e я при o рит e т в случ ae к o ллизии с з a к o н a ми. Исполнение международных обязательств