Первый слайд презентации: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ ЭПОХИ И СТИЛИ
Лекция 6
Слайд 2: Типология культур ( от греч. « typos » – отпечаток, форма, образец + « logos » – знание, учение ) :
научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различения культур по определенным существенным основаниям
Слайд 3: Принципы типологизации культур
Слайд 4: Принципы типологизации культур
Слайд 5: Подходы в изучении культур
Д иахронный С инхронный исследовательский подход, главным требованием которого является изложение явлений, фактов, событий культуры в хронологической последовательности исследовательский подход, главным требованием которого является изучение явлений культуры в рамках какой-либо одной эпохи
Слайд 7: Этапы развития культуры
Культура первобытного общества - выживание пассивное - выживание в борьбе за «место под солнцем» Культура становления производящей деятельности Культура раннегородских цивилизаций – доиндустриальная - выживание через насилие духовное Культура буржуазная или индустриальная - выживание высоко автономной личности Культура постиндустриальная - выживание высоко духовной личности
Слайд 9: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ, СТИЛИ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
исторические эпохи стили в культуре идея стиля признаки стиля, объекты 1. Культура первобытности (присваивающая и элементарная производящая) Палеолитический ( ~ 2,6 млн. - 12 тыс. лет до н.э. ) Выживание через воспроизводство рода – проекция вожделения Фигурки животных, женские гипертрофированные фигурки 2. Н еолитический ( ~ 12 - 7 тыс. лет до н.э. ) Выживание через борьбу со страхами: враждебный мир природы, охота Наскальные рисунки охоты, битвы, смерти; изображения животных, первые тотемы 3. М езолитический ( ~ 7 - 4 тыс. лет до н.э. ) Мистика, шаманы и духи Изображение духов, земли-прародительницы, календарь 2. Культура древних цивилизаций (сельскохозяйственная, производящая) 1. Доперуанский МИФ Идея бога (богов), его жертв и приемников на земле, доминанта силы, власть героев – тотемы: полуживотные – полулюди, календари (земледельческий и астрологический) 2. А ссирийский и шумерский – герои, вожди, завоеватели, сцены войны или охоты; 3. Д ревнеегипетский – символы смерти и жизни 4. Д ревнеиндийский – символы круговорота жизни – символы мудрости жизни 5. Д ревнекитайский – символика мудрости жизни
Слайд 10
исторические эпохи стили в культуре идея стиля признаки стиля, объекты 3. Античная культура 1. К рито-микенский (ІІІ – ІІ тыс. до н.э.) ИДЕЛЬНЫЙ МИФ (религиозный материализм) Идеализация, обожествление человека и очеловечивание богов – примитивная скульптура, доминирование ярких, жизнерадостных цветов 2. Г еометрический (ХІ – VIII века до н.э.) – статика, сверх сила 3. Архаический (VII – VI века до н.э.) – статичные, но очеловеченные фигуры, выполненные по строгим канонам 4. Классики (V – IV века до н.э. – золотое сечение, пластическая гармония (динамика, оживление) 5. Эллинизма (ІІІ – І века до н.э.) – симметрия, мера, уравновешивание свободная колонна, колоннада 6. Древнеримский (середина I в. до н. э. – середина V в. н.э. ) – индивидуализация (скульптурный портрет), арки и аркады, форумы, цирки, фальш -колонна
Слайд 11
исторические эпохи стили в культуре идея стиля признаки стиля, объекты 4. Культура раннего и позднего средневековья 1. В изантийский ( ~ IV – XIV вв. ) РЕЛИГИЯ Безграничное и грозное могущество Бога Христос во славе, «страшный суд » канон изображений, яркость мозаик, аскетичность, аркада на колоннах 2. Р оманский ( ~ XI – XIII вв. ) Массивные сооружения, окна-бойницы, башни и базилики, стенные росписи и монументальные рельефы 3. Г отический ( ~ XII – XVI вв. ) Материнство, нравственное страдание, мученичество, стремление к свету Устремленность конструкций вверх, витражи, подвижность скульптурных фигур, 5. Культура эпохи Возрождения 1. Кватроченто ( ~ Х V в.) Гуманистический реализм и очеловечивание искусства Возврат к античной классике, реалистичность изображений, но подкладные фоны и 2. Р енессанс ( ~ Х IV – Х VII вв.) Изучение человека, Vitruvian Man Да Винчи, светотени и объемность, разумность и рационализм 3. Р аннее барокко (на рубеже Х VII в.) Популистская концепция церковного искусства, общее чувство благоговения надуманная красота, «украшательство»
Слайд 12
исторические эпохи стили в культуре идея стиля признаки стиля, объекты 6. Культура Нового времени (эпоха Просвещения) 1. Б арокко (Х VII в.) кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни Множество деталей, нереалистичные лица и предметы, причудливость исполнения 2. Рококо (1-я половина Х VIII в.) гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры эротические, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, резные и лепные узоры, завитки, рельефы и панно; изысканность, галантная игривость, камерность, беззаботность. 3. Классицизм (XVII-XIX вв.) обращение к античному искусству идея гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность, каноны, отвлеченность от конкретных образов, изысканная простота, гражданский пафос 4. А мпир (три первых десятилетия XIX в.) Парадность и пышность, величественная мощь и воинская сила монументальность, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре, д ревнеегипетские архитектурные и пластические мотивы
Последний слайд презентации: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ ЭПОХИ И СТИЛИ
исторические эпохи стили в культуре идея стиля признаки стиля, объекты 7. Европейская культура XIX — XX веков Р еализм (вторая половина XIX в. — начало XX в. ) объективное, правдивое и натуралистическое изображение действительности Свет и цвет, возврат к корням стиля – этнический стиль и американский практицизм 2. Р омантизм ( конец XVIII в. — первая половина XIX в. ) мятежность и контрасты: божественное и дьявольское, реальное и идеальное, темное и светлое, динамичное и статичное Авторское начало, мистицизм, вселенские катастрофы; архитектура «грез»: сказочные замки, парковые ансамбли. 3. М одерн ( последняя декада XIX — начало XX в. ) идеи символизма и эстетизма, «философии жизни » Ф. Ницше. Асимметрия фасадов зданий, различное формообразование, подчёркнуто индивидуализированный образный строй; формирующий композицию орнамент, сочетание декоративной условности, орнаментальных ковровых фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана