Первый слайд презентации: Памятники античной культуры
Лекция 3 Памятники античной культуры
Слайд 2: История античной культуры включает в себя несколько этапов :
Крито-микенский или эгейский период (ІІІ – ІІ тыс. до н.э.); Гомеровский или геометрический период (ХІ – VIII века до н.э.); Архаический – (VII – VI века до н.э.); Классический – (V – IV века до н.э.); Эпоха эллинизма – (ІІІ – І века до н.э.); Римский период – (середина I до н.э. – середина V в. н. э.). История античной культуры включает в себя несколько этапов :
В целом для античной культуры характерны: рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие ; стройная логика ; индивидуальное разнообразие в решении тех или иных проблем. Культура Востока: развитие протекало в основном в форме комментирования древних учений, ставших каноническими, увековечивания традиции. Античной (лат. « Антикус » – «древний») культурой гуманисты эпохи Возрождения называли греко-римскую культуру.
Слайд 4: Крито-микенская культура
III—II тысячелетие до н.э. Крито-микенская культура
Минойская цивилизация (Крит): Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.) Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.; период «старых», или «ранних», дворцов) Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.). Элладская цивилизация (Балканская Греция): Раннеэлладский период (XXX—XXI вв. до н. э.) Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.) Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.; микенская цивилизация ). Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития: на о.Крит, где проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тыс. до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
Слайд 8: Идея стиля - утопическая религиозность (религия земли и плодородия )
Признаки стиля: дворцы и толосы; культ быка; профильные изображения; « примитивная» скульптура; доминирование ярких жизнерадостных; цветов: бирюза, красный, желтый. Идея стиля - утопическая религиозность (религия земли и плодородия ).
Слайд 9: Письменность
Несколько этапов: « Иероглифы А» (внешний вид — чисто рисуночные знаки ); « Иероглифы Б» (упрощённые рисунки, развились в линейное письмо А ); Линейное письмо А (знаки в основном утратили сходство с рисуночным оригиналом ); Линейное письмо Б (дальнейшее развитие линейного письма А ). Письменность
Слайд 11: Фестский диск — уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы, найденный в городе Фест на острове Крит. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно не известны
Ираклион, Художественный музей
Слайд 13
Первый дворец-храм в Кноссе был построен ок. 2000-1700 г. до н.э. ( « раннедворцовый период »), на остатках находившегося здесь ранее неолитического поселения. Этот дворец был разрушен землетрясением ок. 1700 г. до н. э.
Слайд 14
Вскоре был построен другой дворец. Период 1700 - 1450 гг. до н. э. ( « новодворцовый период» ) — время высочайшего расцвета минойской цивилизации и особенно Кносса.
Слайд 15: Кносский дворец, План
По легенде, здесь находился лабиринт Дедала, где был заключён Минотавр. Кносский дворец, План
Слайд 18
После сильнейшего землетрясения и огромного цунами между 1628 и 1500 г. до н. э., вследствие извержения вулкана на острове Санторин, дворец был разрушен.
Слайд 21: Толос - круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал), часто с колоннадой
Слайд 25: Как тип гробниц, подземные и подкурганные толосы, сооружённые методом ступенчатого (ложного) свода, вытеснили в XVI—XV вв. до н. э. микенские шахтовые гробницы
Слайд 28: Фрагменты фресок кносского дворца ( XVI-XV вв. до н.э.) (Ираклион, Археологический музей)
« Царь-жрец » «Парижанка » Фрагменты фресок кносского дворца ( XVI-XV вв. до н.э.) (Ираклион, Археологический музей)
Слайд 29
«Игра с быком». Настенная роспись по штукатурке из Кносса. XVI в. до н.э. Ритуальные прыжки через быка, известные по художествен- ным материалам минойской цивилизации. « Таврокатапсия » Ираклион, Археологический музей
Слайд 30
«Голубая птица». Фрагмент фрески Кносского дворца. 1600 – 1500 гг. до н.э. Ираклион, Археологический музей «Летающие рыбки». Фрагмент фрески, из Филакопи, остров Мелос. XVI – XV вв. до н.э. Афины, Национальный музей
Слайд 32
Фриз с изображением воинов (фрагмент). Фера, Западный Дом в Акротири «Рыбак». Фреска из Западного Дома в Акротири. Фера
Слайд 33
Статуэтки из Национального археологического музея Афин Мрамор. Около 2000 гг. до н.э. Человек Игрок на флейте Игрок на кифаре
Слайд 34: Статуэтки из глазурованной керамики (1700 – 1600 гг. до н.э.) (Ираклион, Археологический музей)
Богиня Богиня со змеями, из сокровищницы Кносского дворца.
Слайд 35
Критского бога представляло зооморфное существо, воплощенное в образе быка. Его знаки и символы встречаются во множестве в К носском дворце. Вероятно, этот символ был связан с мифическим Лабиринтом и жившим в нем Минотавром.
Слайд 36: Маска, так называемая «Маска Агамемнона (Микены). Золото. XVI в. до н.э., Афины, Национальный археологический музей
Слайд 37: Кубки из Вафио, Лакония. Золото. Около 1500 г. до н.э. Афины, Национальный археологический музей
Слайд 38: Клинки кинжалов (Микены). Бронза, электр, чернь. XVI в. до н.э., Афины, Национальный археологический музей
Слайд 39: Геммы: печати и перстни из халцедона и золота. XIV – XII вв. до н.э. Ираклион, Археологический музей
Слайд 40
Вазы стиля « камарес » ( Фест ). Терракота. Около 1800 г. до н.э. Ираклион, Археологический музей
Слайд 41: Вазы стиля « Камарес » (Ираклион, Археологический музей)
Ваза с лилиями Блюдо
Слайд 46: Тёмные века, Гомеровская Греция, Предполисный период — главным источником информации о нем являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
Идея стиля воинская доблесть – арете – «героический кодекс»: достижение славы, вслед за которым идёт чествование, соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство Признаки стиля статичные, гипертрофированные «героические» фигуры геометрические с огромным количеством деталей узоры на керамике Тёмные века, Гомеровская Греция, Предполисный период — главным источником информации о нем являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Слайд 47: Для периода характерно:
основной вектор развития направлен не на родовые, а на индивидуальные, личностные нормы культуры; Основной формой общественного контроля выступает «культура стыда» – непосредственно осуждающая реакция «народа» за отступление героя от нормы ; боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, может и должен рационально строить с ними отношения. состязательность ( агон ) как норма культуротворчества. Для периода характерно:
Слайд 48
Дорийское завоевание, как и ахейское в начале II тыс. до н.э., привело Грецию к новому регрессу – резкому сокращению численности населения, падению жизненного уровня, прекращению монументального и вообще каменного строительства, упадку ремесла (ухудшение технического и художественного качества изделий, сокращение их ассортимента и количества), ослаблению торговых контактов, утрате письменности. С падением ахейских цитаделей на всей территории Греции (в том числе и на не занятых дорийцами) исчезли прежние государственные образования и утвердился первобытно-общинный строй; вновь основной формой поселения стали небольшие бедные родовые поселки. Из достижений микенской цивилизации дорийцы заимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. В то же время дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений (как в микенскую эпоху), но в производстве и в военном деле. Наступление железного века имело огромное значение – металл стал дешев и широкодоступен, что способствовало росту хозяйственной самостоятельности отдельной семьи и ослаблению ее экономической зависимости от родовой организации.
Слайд 49: Достижения периода:
Эпические произведения Мифология ( представления народа о его жизни в прошлом и настоящем, о богах и героях, о происхождении земли и неба так же, как и народные идеалы доблести и благородства ) Достижения периода:
Слайд 50: Геометрический стиль»
Вазы украшены орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледножелтоватому фону глиняного сосуда. Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. «Геометрический стиль» Погребальный кратер из Дипилонского некрополя в Афинах. Около середины VIII в. до н.э., Афины, Национальный музей
Слайд 51: орнамент особенно обилен:
геометрические мотивы; схематизированный растительный и животный орнамент; р итмичность - фигуры многократно повторяются на протяжении отдельных полос орнамента. орнамент особенно обилен:
Слайд 52: Амфора и деталь ее росписи « Надгробный плач» из Дипилонского некрополя в Афинах
Слайд 53: Скульптура гомеровского времени дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера
Аполлон из Фив. Бронза. Высота 0,2 м. 7 в. до н.э. Бостон, Музей изящных искусств Артемида, из святилища Артемиды Делосской. Мрамор. Около 650 г. до н.э. Афины, Национальный музей
Слайд 54: Конь. Бронза. Около 750 г. до н.э. Афины, Национальный археологический музей
Герой и кентавр. Статуэтка из Олимпии. Бронза. Высота 11 см. VIII в. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Слайд 55
К соаны — идолы, выполненные из дерева или камня и представлявшие собой, по-видимому, грубо обработанный ствол дерева или блок камня, завершенный еле намеченным изображением головы и черт лица.
Слайд 57: Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического
Идея стиля идеал свободного, политически активного, гармонически развитого духом и телом человека – калокагатия Признаки стиля статичные, но очеловеченные фигуры, выполненные по строгим канонам ордера в архитектуре храмов Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического
Слайд 58: Для периода характерно:
Формирование полисов; Появление новой формы общественных отношений – закона; На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения (вначале – по принципу мегарона). Светское строительство отступило на второй план. С амый простой тип древнегреческого храма : прямоугольная постройка с портиком в торце и расположенным за портиком залом с очагом в центр Для периода характерно:
Слайд 59
Отличительная архитектурная особенность – появление ордеров. Ордер - особый тип архитектурной композиции, который возник из стоечно-балочной конструкции эллинского зодчества, как ее своеобразная, закрепленная традицией архитектурная переработка.
Слайд 64: Новые «элементы» города:
Центр города – Акрополь; Агора - рыночная площадь, место общегражданских собраний; Булевтерий – место заседания государственного совета; Пританей - совещательный орган, судилище, здесь постоянно поддерживался огонь; Гимнасии - воспитательно -образовательное учреждение; Театры. Новые «элементы» города:
Слайд 65: Скульптура
Ф ормируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора). Материалы: известняк и мрамор, терракота, бронза, дерево и редких металлов. Использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Изображают сюжеты из мифологии и повседневную жизнь. Одухотворенные лица. Масштабирование. Скульптура Персей убивает Медузу
Слайд 66: Гигантомахия. Часть северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах. Паросский мрамор. VI в. до н.э. Дельфы
Слайд 67
Аполлон Тенейский. 560-550 годы до н. э. Мюнхенская глиптотека Кройсос из Анависоса, Аттика. Мрамор. Около 525 г. до н.э. Афины, Национальный археологический музей
Слайд 68: Коры из афинского Акрополя. Мрамор. Афины, Музей Акрополя
520 г. до н.э 520 г. до н.э 510 г. до н.э.
Слайд 69
Гера, из Герайона (близ Тигани ) на острове Самос. Мрамор. Около 560 г. до н.э. Берлин, Государственные музеи Богиня с гранатом, из Кератеи, Аттика. Мрамор. 580 – 570 гг. до н.э. Берлин, Государственные музеи
Слайд 70: Полимед Аргосский. Статуи Клеобиса и Битона, из Дельф. Мрамор. Около 600 г. до н.э. Афины, Национальный музей
Слайд 71: Вазопись
С началом архаического периода зарождается чернофигурная вазопись Вазопись
Слайд 72: вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам, имея различное назначение:
Большие амфоры с узким горлышком - для хранения вина и масла; Гидрии с тремя ручками для переноски воды ; Лекифы, узкие стройные сосуды для благовоний; Кратеры для смешения вина с водой. вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам, имея различное назначение:
Слайд 73
Килик с изображением птицелова, из Этрурии. Глина. Середина VI в. до н.э. Париж, Лувр Экзекий Килик с Дионисом, из Вульчи, Этрурия. Глина. Около 535 г. до н.э. Мюнхен, Музей античного прикладного искусства
Слайд 74
Чернофигурная амфора. 540 – 530 гг. до н.э. Чёрнофигурная амфора с изображением бегунов. Высота 46 см. Около 500 г. до н.э Санкт-Петербург, Эрмитаж
Слайд 75
Экзекий Роспись амфоры «Ахилл и Аякс», из Вульчи, Этрурия. Глина. Высота 0,65 м. 540 – 530 гг. до н.э. Рим, Ватикан, Грегорианский музей
Слайд 77: период высшего расцвета полисного устройства
Идея стиля ИДЕЛЬНЫЙ МИФ (религиозный материализм) идеализация, обожествление человека очеловечивание богов Признаки стиля золотое сечение идеальность фигур и обезличенность черт использование кариатид в декоре пластическая гармония фигуры (динамика, оживление) посредством драпировок период высшего расцвета полисного устройства
Слайд 78: Для периода характерно:
Возникновение городов-государств (Афины, Спарта); Полисы и гражданство; Демократия; Н овая форма голосования (на черепках) — остракизм; Развивались право, философия, медицина и наука; Театр плотно вошел в жизнь горожанина. Для периода характерно:
Слайд 79: Роспись килика «После пира»
Глина, лак. Диаметр рисунка 15,5 см. Первая четверть 5 в. до н.э. Вюрцбург, Музей Мартина Вагнера Роспись килика «После пира».
Слайд 80
Геракл и Афина. 480 - 470 гг. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен Фиала с изображением юноши, приносящего жертву вином, на лицевой стороне. Ок. 480 г. до н. э. Лувр. Париж
Слайд 81
Ноланская амфора с изображением Эдипа и сфинкса работы вазописца Ахилла. Ок. 440 — 430 гг. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен
Слайд 82: Святилище Зевса в Олимпии. Вид на палестру
храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; колоссальность сооружений. вместо известкового камня и песчаника для построек используется мрамор. Святилище Зевса в Олимпии. Вид на палестру
Слайд 88: храм Афины Афайи на острове Эгина. Около 500 – 480 гг. до н.э
Статуи воина и стреляющего Геракла. Статуи восточного фронтона. Около 490 – 480 гг. до н.э. Мюнхен, Глиптотека
Слайд 89
Голова статуи Афины с западного фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина. Деталь. Около 500 г. до н.э. Мюнхен, Глиптотека Голова статуи Афины с восточного фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина. Около 480 г. до н.э.
Слайд 96: Фрагмент панциря пиргоса Ники. 415 – 410 гг. до н.э. Афины, Музей Акрополя
Ника, ведущая жертвенного быка Ника, развязывающая сандалию
Слайд 97: Иктин и Калликрат. Парфенон. Восточная сторона. 447-443 гг. да н.э. Современный вид
Слайд 99: Реконструкция восточной стороны Парфенона (композиция центральной сцены фронтона сомнительна)
Слайд 100: Афина, опирающаяся на копьё. Рельеф с афинского Акрополя. Мрамор. Середина 5 в. до н.э. Афины, Музей Акрополя
Реалистичность и детализированность образов монументальность подвижность идеал красоты обнаженного тела с кладки и драпировки
Слайд 101: Дельфийский возничий. Бронза. Высота 1,8 м. Около 470 г. до н.э. Дельфы, Музей
Слайд 102: Посейдон. Статуя с мыса Артемисион. Бронза. Высота 2,09 м. Около 460 – 450 г. до н.э. Афины, Национальный археологический музей
Слайд 103: Леохар. Аполлон Бельведерский. Мраморная римская копия с бронзового оригинала середины 4 в. до н.э. Рим, Ватикан
Слайд 105: Эпоха эллинизма знаменует крушение полисных идеалов, переход к монархиям
Идея стиля ИДЕЛЬНЫЙ МИФ (религиозный материализм) идеализация, обожествление человека очеловечивание богов Признаки стиля свободная колонна, колоннада симметрия, мера, уравновешивание живость и эмоциональность скульптур «обнаженная» идеальная красота богов и героев с кульптурные группы Эпоха эллинизма знаменует крушение полисных идеалов, переход к монархиям
Слайд 106: Для данного периода характерно:
уход полисной системы на второй план; личное спасение и невозмутимость души как жизненный идеал личности; развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей; коллапс отживших себя социальных институтов; синкретизм в религии и официальной практике обожествления монархов; изменение классическим греческим канонам: здания и памятники стали выполнять не столько свою первоначальную функцию, сколько становились символами богатства, господства и могущества; п овсеместное строительство дало огромный стимул к развитию новых типов архитектуры – стали гораздо шире применяться барельефы. На протяжении III-I веков до н. э. на всем пространстве восточного Средиземноморья шел процесс эллинизации, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций. Для данного периода характерно:
Слайд 109: Пергамский алтарь» ( Ii в до н.э.)— Получил название по месту своего создания — городу Пергаму в Малой Азии. Основная тема рельефных изображений — битва богов с гигантами. В настоящий момент экспонируется в берлинском Пергамском музее (Античное собрание), построенном специально для этой цели
Слайд 112: Лаокоон и его сыновья
Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор, 50 до н. э. мрамор. Музей Пия-Климента, Ватикан Лаокоон и его сыновья
Слайд 113
Диана с ланью, Леохар, ок. 340 до н.э., Лувр, Париж Раненая амазонка, Поликлет, 440 до н.э. Нац. музей Рим
Слайд 114: Голова Александ-ра Македонс -кого,
Пергам. Мраморная эллинистическая копия с оригинала около 330 г. до н.э. Стамбул, Археологический музей Голова Александ-ра Македонс -кого,
Слайд 115
Геракл, борющийся со львом. Мраморная римская копия с оригинала 4 в. до н.э. Высота 0,65 м. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Отдыхающий Гермес IV в. до н. э., Национальный музей, Неаполь
Слайд 117: Ника Самофракийская. Паросский мрамор. Высота 2,45 м. 3 – 2 вв. до н.э. Париж, Лувр
Слайд 119: Дре́вний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира, величайшее государство Античности
Идея стиля (религиозный материализм) идеализация, обожествление человека - императора очеловечивание богов до индивидуализации Признаки стиля форумы, цирки, базилики, купол арки и аркады, фальш -колонна индивидуализация скульптурного портрета Дре́вний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира, величайшее государство Античности.
Слайд 121: Капитолийская волчица Бронза. 6 – 5 вв. до н.э. Рим, Капитолийские музеи
Слайд 123
Роспись стены из дома Грифонов на Палатине в Риме. I декоративный (« инкрустационный ») стиль. Около 100 г. до н.э. Рим, Антиквариум Палатина
Слайд 124: Дионисийские мистерии. Фрагмент росписи в вилле Мистерий в Помпеях. II декоративный («архитектурно-перспективный») стиль. Середина 1 в. до н.э
Слайд 125: фреска, вероятно, времён Августа (63 – 14 гг. до н.э.), писанная по превосходному греческому образцу и найденная в 1606 году вблизи Санта-Мария- Маджоре в Риме
Слайд 126: Римский скульптурный портрет отличался чрезвычайным реализмом, содержит отличительные черты. является методом сохранения истории
Август « Антиной с виллы Мондрагоне » Римский скульптурный портрет отличался чрезвычайным реализмом, содержит отличительные черты. является методом сохранения истории.
Слайд 127
Портрет старого патриция. Мрамор. Вторая половина 1 в. до н.э. Рим, Музей Торлониа Юлий Цезарь. Мрамор. Около 40 г. до н.э. Рим, Музеи Ватикана
Слайд 137: форум (площадь) в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрел также политические функции
Римский форум, в центре — колонны храма Сатурна, за ними триумфальная арка Септимия Севера
Слайд 139: Пон - дю -Гар — самый высокий сохранившийся древнеримский акведук (47 м). Перекинут через реку Гардон (прежде называемую Гар) во французском департаменте Гар близ Ремулана. Длина 275 метров
Акведук (от лат. aqua — вода и ducere — вести) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Пон - дю -Гар — самый высокий сохранившийся древнеримский акведук (47 м). Перекинут через реку Гардон (прежде называемую Гар) во французском департаменте Гар близ Ремулана. Длина 275 метров.
Слайд 140: Цирк (лат. circus, круг) —общественное здание в виде вытянутого овала
М есто конных скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ, происходивших в известные праздничные дни и называвшихся цирковыми играми Цирк (лат. circus, круг) —общественное здание в виде вытянутого овала
Слайд 142: Триумфальная арка императора Тита в Риме. 81 г
Триумфальная арка императора Септимия Севера, рим, 205 г. н.э.