Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука — презентация
logo
Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
  • Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука
1/42

Первый слайд презентации

Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука.

Изображение слайда

Слайд 2

1. Предмет и задачи методики преподавания естествознания

Изображение слайда

Слайд 3

Заголовок слайда Методика преподавания естествознания имеет свой особый объект исследования; присущую только ей систему научных понятий; определенные методологические основы; специфические методы исследования. является наукой и занимает особое место среди других наук

Изображение слайда

Слайд 4

Воздействие антропогенного фактора на природу осуществляется в планетарном масштабе, поэтому на современном этапе развития общества особую значимость приобретают естественно-научные знания. Природа – это объект науки. По характеру своего объекта науки о природе делятся философией на неорганические, изучающие неживую природу, и органические, изучающие живую природу. Неживая природа является изучением таких наук как астрономия, химия, физика, геология. Биология изучает живую природу. Вместе с тем такое деление условно, т.к. существуют науки, в которых присутствует синтез знаний о живой и неживой природе. Это экология, география, биохимия, биогеофизика. Естествознание – система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как целое Природа – это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. В планетарном значении природой называют лишь ее часть – биосферу, т.е. земную оболочку населенную живыми организмами.

Изображение слайда

Слайд 5

Цель естественных наук – исследовательским путем получать новые данные о природе. Предмет методики естествознания – закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе. Цель учебного предмета – сообщать учащимся элементарные сведения о добытых наукой фактах и закономерностях, вырабатывать простейшие навыки исследовательской работы. Естествознание как учебный предмет тесно связан с науками о природе. Природа – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания = «материя», «универсум», «Вселенная» Природа – это объект науки, совокупный объект естествознания

Изображение слайда

Слайд 6

1. Зачем младшим школьникам изучать природу? 2. Чему учить младших школьников в курсах естествознания?

Изображение слайда

Слайд 7

Одной из важнейших задач методики преподавания естествознания является выяснение соотношения между науками о природе, учебным предметом и на основе этого отбора учебного материала. В начальной школе учащиеся получат первоначальные представления из курсов всех естестественно-научных предметов основной школы. При этом информация тщательно отбирается с учетом возрастных особенностей школьников.

Изображение слайда

Слайд 8

Задачи методик преподавания естествознания правильно выделить цели начального естественно-научного образования; определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета; разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания; выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания. Методика преподавания естествознания – это наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета.

Изображение слайда

Слайд 9

2. Связь методики преподавания естествознания с другими наукам

Изображение слайда

Слайд 10

Философия - служит методологическим основанием любой науки, в том числе и методики естествознания; - разрабатывает систему общих принципов и методов познания. Философия определяет главную движущую силу процесса развития методической науки, которой являются противоречия между потребностями общества и уровнем развития системы образования. Любые методические наработки, полученные экспериментальным путем, прежде чем стать достоянием науки должны получить философское обоснование.

Изображение слайда

Слайд 11

Педагогика Основная цель методик преподавания естествознания – не открывать новое в научном естествознании, а исследовать пути передачи учащимся готовой специально обработанной (адаптированной для детей) научной информации. Педагогика обогащает методику знаниями из дидактики и теории воспитания Дидактика разрабатывает теоретические основы обучения (принципы, методы, средства и формы обучения)

Изображение слайда

Слайд 12

Психология – исследует закономерности развития психики младших школьников Методики естествознания - конструируя школьный учебный предмет, должны учитывать данные детской психологии о закономерностях и механизмах психики детей, об особенностях развития их познавательной деятельности; - учитывают возрастные особенности детей при отборе содержания материала курса естествознания по годам обучения; - содержат идеи психологии в основе планирования различных видов деятельности на уроках.

Изображение слайда

Слайд 13

История педагогики : путь развития методик преподавания естествознания является частью исторического пути всей педагогической науки. Возрастная физиология и гигиена : разрабатывая учебно-воспитательный процесс по естествознанию и обществознанию, необходимо учитывать требования охраны и укрепления здоровья детей. Этика (наука о нравственности): дает материал для разработки правил культурного поведения в природе, формирования ответственного отношения к ней, воспитания в ребенке положительных нравственных качеств. Эстетика : учет закономерности эстетических отношений человека к действительности, в том числе и к природе.

Изображение слайда

Слайд 14

Науки о природе Науки о природе (биология, география, астрономия, экология, частично физика, химия, медицина и др.).

Изображение слайда

Слайд 15

3. Методы исследования методики преподавания естествознания

Изображение слайда

Слайд 16

Методология методик естествознания Методология – совокупность принципов и способов организации теоретической и практической деятельности. Методологическая основа методики естествознания – диалектический материализм и его теория познания => методики рассматривают процесс учения как разновидность познавательного процесса вообще. Методики учитывают, что в процессе обучения ребенок отражает в своем сознании окружающий мир, который материален и объективен => подлинно научные знания об этом мире также объективны.

Изображение слайда

Слайд 17

Положение всеобщей методологии науки и теории познания: - теория и практика едины; теория, в конечном итоге, является обобщением фактических данных из двух главных источников – практической деятельности педагогов, их находок, догадок, нововведений и т. п., и научных исследований. Особенность естествознания и обществознания – объект их изучения — природное и социальное окружение. Применения соответствующих - методов (преимущественно практических), - форм организации учебной деятельности (экскурсии, практические, самостоятельные и внеурочные работы) - средств обучения (специфические учебники, учебные и наглядные пособия).

Изображение слайда

Слайд 18

Полисубъектный подход, этнопедагогический подход, антропологический подход – методы педагогики, которые позволяют вычленить актуальные проблемы науки, установить их значимость и определить стратегию и способы их разрешения.

Изображение слайда

Слайд 19

Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач Задача методики естествознания : познание и совершенствование процесса естественнонаучного образования младших школьников. Способы решения : общенаучные методы (диалектика, теория познания, логика); частнонаучные методы (педагогика); предметно-тематические (дидактика, методике преподавания естествознания).

Изображение слайда

Слайд 20

Требования к методам Объективность – способность давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов. Надежность – однозначность результатов при проведении повторных исследований и одинаковость результатов у разных исследователей. Валидность (обоснованность) – способность выбранного метода изучать именно те особенности процесса обучения, которые интересуют исследователя. Точность информации – определяется точной дифференцировкой, индивидуальным подходом.

Изображение слайда

Слайд 21

Изображение слайда

Слайд 22

Методы описательной статистики и теории статистического вывода К ним относятся: – регистрация, т.е. запись с целью учета и систематизации количественных данных о наличии или отсутствии исследуемого параметра ( например числа учеников, выполнивших задание правильно и неправильно); – ранжирование – расположение полученных данных в порядке убывания или нарастания какого-либо показателя и определение места каждого исследуемого параметра в этом ряду (например составление перечня трудных понятий); – шкалирование – введение цифровых показателей в оценку педагогической деятельности путем проведения опроса испытуемых (например, о трудностях изучения определенных тем курса); - сравнение полученных результатов с нормой, при котором выявляются отклонения от заданных показателей.

Изображение слайда

Слайд 23

Изображение слайда

Слайд 24

Схема педагогического исследования

Изображение слайда

Слайд 25

Характеристики методики естествознания как науки особый объект исследования – учебно-воспитательный процесс ознакомления младших школьников с природой; определенное место и связь с другими науками; методологические основы; методы исследования, среди которых имеют место как общепедагогические, так и специальные; поступательное развитие теории; открытые специфические закономерности: порядок ознакомления младших школьников с природой, теория развития естественнонаучных понятий, система методов обучения, система форм организации учебного процесса и т. д.; наличие системы определений, терминов, понятий; систему организации материальной базы.

Изображение слайда

Слайд 26

4. Общедидактические принципы отбора материала по начальному естествознанию

Изображение слайда

Слайд 27

Принцип интеграции сведений из разных наук. Принципу научности. Принцип учета дидактических принципов, руководящих при трансформации научного знания в учебный предмет. Принцип практической направленности. Краеведческий принцип. Принцип экологической направленности. Принцип генерализации знаний. Принцип соответствия содержания начального естественнонаучного образования общественным целям воспитания и развития подрастающего поколения.

Изображение слайда

Слайд 28

5. Воспитание и развитие учащихся в процессе обучения естествознанию

Изображение слайда

Слайд 29

Задача : формирование научных знаний о природе. Курсы естествознания способствуют развитию у детей научного взгляда на природу ; развитию мышления ; развитию речи; развитию наблюдательности ; эмоциональное развитию; развитию патриотических чувств; развитию санитарно-гигиенической и экологической культуры; готовность к труду.

Изображение слайда

Слайд 30

6. Межпредметные связи и преемственность в обучении естествознанию

Изображение слайда

Слайд 31

Сущность и значение межпредметных связей Межпредметные связи в обучении – отражение в содержании учебных дисциплин взаимосвязей, которые существуют объективно и познаются современными науками (В. Н. Федорова) => межпредметные связи можно рассматривать как эквивалент межнаучных связей. Межпредметные связи в учебном процессе позволяют исключить повторы в разных учебных предметах; углубить изучение материала без дополнительных временных затрат; реализовать взаимную систематизированную согласованность; стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни; рационализируют учебный процесс в целом.

Изображение слайда

Слайд 32

Способ реализации межпредметных связей – синхронистические таблицы. Преемственность – определенная последовательность и поэтапность знаний, умений, навыков, способов деятельности, которыми предстоит овладеть ученику «по вертикали» обучения. Элементы преемственности: — необходимая связь и соотношение между частями данной образовательной области на разных этапах обучения; — взаимосвязь методов, приемов, форм обучения; — определенные последовательно возрастающие требования к результативности обучения, воспитания, развития. Приведите примеры преемственности естествознания в школьном курсе.

Изображение слайда

Слайд 33

2. Дисциплина «Окружающий мир» в условиях внедрения нового ФГОС НОО.

Изображение слайда

Слайд 34

В 2009 г. был принят Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО), вступивший в действие с 2011–2012 учебного года.

Изображение слайда

Слайд 35

Ι. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, что ориентирует педагогов на новую позицию - организатора, координатора активной познавательной деятельности детей. Процесс учения реализуется посредством включения обучающихся в различные виды деятельности - игровую, исследовательскую, созидательную творческую, проектную. Каждый ученик становится полноправным субъектом познавательной деятельности.

Изображение слайда

Слайд 36

ΙΙ. Ориентация на формирование универсальных учебных действий (УУД). Одна из ведущих идей нового Стандарта - «учить детей учиться». Универсальные учебные действия – это метапредметные действия, которые важны для каждого ученика, чтобы быть успешным в обучении и других видах деятельности.

Изображение слайда

Слайд 37

В Стандарте описаны цель, задачи, предполагаемые результаты курса «Окружающий мир» в начальной школе, обозначено основное содержание для каждого класса и предложено тематическое планирование.

Изображение слайда

Слайд 38

формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе

Изображение слайда

Слайд 39

Школьный курс «Окружающий мир» носит интегративный характер. В нем объединены – три дисциплины – естествознание, история, обществознание.

Изображение слайда

Слайд 40

Кроме этого, в рамках дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе изучают сведения из других образовательных областей – экологии, безопасности жизнедеятельности.

Изображение слайда

Слайд 41

В содержании дисциплины выделено три основных направления: «Человек и природа», «Человек и общество», «ОБЖ». Вывод

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Методика естествознания в начальной школе - педагогическая наука

Спасибо за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации