Первый слайд презентации
История развития школы и педагогической мысли Западной Европы Работу выполнила Жмайло Ю.А ТЭ-ТИБ-21 Развитие западной педагогической мысли во второй половине ХХ в
Слайд 2: План
1.Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах. 2.Школа и педагогическая мысль в средние века в Европе. 3.Классики западноевропейской педагогики XIX -ХХвека. 4. Реформаторские направления в педагогике
Слайд 3: Литература
Капранова, В. А. История педагогики: учеб. пособие/В. А. Капранова. - 4 изд. испр. и доп. М.: Новое знание, 2011. Джуринский История зарубежной педагогики Пашкевич В.В. История педагогики. Справочные материалы Прудко Т.М. История педагогики. Учебно-методическое пособие Суворов Н. Средневековые университеты М.1998 Культура Возрождения в Средние века под ред Л.С.Чиколини Рабле Ф. Гаргантьюа и Пантагрюэль Педагогическое наследие Коменский Я, Ж.-Ж.Руссо, Дж.Локк М. 1981г. Дьюи Дж. Школа и общество пер. с англ. М., 1990 Лай В. Экспериментальная педагогика М., 1990 Штейнер Р. Путь к посвящению, или как достигнуть познание высших миров…М., 1991 Януш Корчак Как любить ребенка
Слайд 4: История педагогики
учебная дисциплина занимает особое место в общепедагогической подготовке будущего учителя. Становление педагога как специалиста, формирование его мировоззрения и профессиональных качеств немыслимо без глубокого освоения богатейшего историко-педагогического наследия
Слайд 5
Школа и педагогика в Европе прошли многовековой путь развития. В течение столетий этот регион был эпицентром развития образования и воспитания, экспериментального поиска новых подходов в образовании
Слайд 6: Концепции происхождения воспитания
1. эволюционно-биологическая (Ш.Летурно, Дж. Симпсон) воспитательная деятельность людей первобытного общества близка по своей сути наблюдаемой у высших животных инстинктивной заботе о потомстве.
Слайд 7: 2. психологическая
( П.Манро) объясняет происхождение воспитания свойственным детям бессознательным инстинктом подражания взрослым
Слайд 8: Коллективная традиция воспитания
Дети принадлежали всему роду. Специально за ними не присматривали, рядом находился кто-то из взрослых В совместном труде со взрослыми дети приобретали необходимые умения и навыки. Труд со стороны взрослых носил характер научения, дети же подражали поведению взрослых. Формы воспитания и обучения Демонстрация Механическое повторение Совместные игры и занятия Активное участие в трудовой жизни рода
Слайд 10: Значение термина «школа»
Первоначально греческое σχολή означало «досуг, свободное времяпровождение», затем стало применяться как «занятия на досуге» (напр. Платоном), затем — «учебные занятия», «беседа философов» (напр. у Плутарха). Школа ( chale )– лестница к совершенствованию себя
Слайд 11: Мальчики (7—14 лет )
Постигали азы чтения, грамоты, счета. Интеллектуальное воспитание – минимум. Физическое воспитание и закалка подростков: учились бегу, прыжкам, метанию диска, копья, приемам рукопашного боя. физическая подготовка по программе общегреческих (Олимпийских, Истмийских и др.) игр и местных состязаний: бег, борьба, пятиборье, конские скачки, колесничный бег. В 14 лет инициация – испытания (суровая жизнь в отрыве от общества, испытание болью. Суровое испытание избиением у алтаря богини Артемиды.)
Слайд 12: На втором этапе (15—20 лет)
к обучению грамоте добавлялись пение и маршевая музыка, религиозные танцы, носившие боевой, воинственный характер. упражнялись в военном искусстве, участвовали в учебных походах и сражениях, в состязаниях, где демонстрировали успехи в военной подготовке, в пении и игре на флейте. участие в криптии — массовых убийствах рабов
Слайд 13: Цель воспитания девочек – управление государством в период военных походов, уход за маленькими детьми, воспитание будущих воинов
Слайд 14: Итог воспитательной системы Спарты
Суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости по сравнению с другими греческими полисами. Спарта не дала миру ни одного художника, философа, оратора, скульптора.
Слайд 15: Афины Цель : всесторонне гармоничное формирование личности интеллект + культура тела
Слайд 16: Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение
Сократ : «знаю, что ничего не знаю» Цель воспитания : познание самого себя, совершенствование нравственности, освобождение интеллекта от дурных влияний, создание единства жизненных потребностей и способностей человека
Слайд 17: Высказывание Сократа
Есть только одно благо – знание, И только одно зло -…….(продолжить) Заговори, чтоб я тебя….. (продолжить)
Слайд 18: Платон
Цель воспитания: подготовка детей к выполнению общественных функций законопослушных граждан Разработал теорию разделения природы на мир вещей и явлений
Слайд 19: Высказывания Платона
«Дурака можно узнать по двум приметам: он много спрашивает о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают» «В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и всё что угодно, но только не себя»
Слайд 20: Аристотель
В воспитании необходимо следовать за природой. Т рем видам души (животная, волевая, растительная) соответствуют три вида воспитания (физическое, нравственное, умственное). В содержании образования выделяет четыре основных блока: подготовительный (чтение, письмо, счет, гимнастика, рисование, музыка); основной (науки о природе и обществе); знания, необходимые для жизни в семье и обществе (этика, политика); знания, являющиеся основой для практической и творческой деятельности (риторика, поэтика). эстетическое воспитание не только развивает чувство прекрасного, но и 'способствует формированию нравственных качеств — умеренности, благоразумия.
Слайд 21: Нравственные воззрения Аристотеля
придавал большое значение выработке привычек и навыков нравственного поведения через систему продуманных упражнений. Во всем хороша только середина. Поэтому добродетельно лишь поведение, избегающее крайностей. создатель первого лицея (Ликей, 334 до н.э.) — учебного заведения, созданного с целью духовного совершенствования человека, изучения природы, космоса, философского осмысления мироустройства и человеческого общества.
Слайд 22: Демокрит
Воспитание – дело рискованное Сообразовывать воспитание с природой Включать труд в воспитание Умственное воспитание связывать с нравственным
Слайд 23: Марк Фабий Квинтилиан
римский оратор и педагог, был основателем школы риторов в Риме. создал первый специальный педагогический труд "О воспитании оратора" внес свой вклад в понимание вопроса о роли природы человека в его развитии
Слайд 24: Марк Цицерон
известный римский оратор, мыслитель и государственный деятель. Родился в маленьком городе недалеко от Рима в 106 году до н.э.,получил отличное образование, поэтому знал ответы на загадки о предметах, о проблемах государства и права, достиг должности консула благодаря своему ораторскому дару, своим стараниям.
Слайд 25: Особенность средневековья
Сословная структура Монополия церкви во всех сферах жизни Забвение античности Католическая церковь проповедовала идеал аскетической личности: вся жизнь на земле есть подготовка к загробной жизни Воспитание в строгости, физическое наказание Образование развивалось крайне медленно
Слайд 26: типы церковных школ
Монастырские ( внешние –для мирян и внутренние для духовенства), приходские (низшую ступень образования) соборные («семи свободным искусствам». Начальный уровень – грамматика, диалектика, риторика. Высший уровень – изучали арифметику, геометрию, астрономию, музыку.
Слайд 27: Методы обучения
Всё обучение – на латыни Механическое заучивание и переписывание церковных текстов Церковное песнопение Постепенно вводилась программа «семи свободных искусств»: Тривиум: грамматика, риторика и диалектика Квадриум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка
Слайд 28: Городские школы
Городские школы создавались в городах. отличались от церковных практической направленностью обучения. Изучали латыни, математику, естествознание, географию. Гильдейские школы –навыки торговли и экономики Цеховые школы – мастера ремесленники брали на обучение к себе в подмастерье учеников
Слайд 29: Рыцарское воспитание
Цель воспитания старшего сына феодала – рыцаря: воспитание дворянина ( основы любви, войны и религии) С 7 до 14 лет в замке сюзерена в роли пажа С 14 лет - 0руженосец С 21 года – рыцарь
Слайд 30: Рыцарские добродетели
Езда верхом Плавание Владение копьем и мечом Фехтование Охота Игра в шахматы Умение наладить общение с дамой
Слайд 31: Средневековый университет
В начальный период Х II в создавались под эгидой церкви для развития теологии и влиянии на общество В последствии XVI-XVII вв. - по решению городских властей. Университет (universitas) – объединение, корпорация, научный центр Ректор (rektor) – управитель Факультет - (fakultas) способность Декан (dekanus) – начальник десяти человек Студент (student) – занимающийся
Слайд 32: Факультеты
1. Подготовительный или артистический (по окончании -степень бакалавра, при прослушивании курса философии – магистра). По окончании - переходили на 2.Богословский } 3.Юридический } Степень доктора наук 4.Медицинский }
Слайд 33: Гуманисты эпохи Возрождения
Витториано де Фельтре (професор философии) – школа радости Франсуа Рабле (писатель-гуманист )– критика средневекового обучения Томас Мор – (социалист-утопист) права всех на обучение, соединение обучения с производственным трудом Мишель Монтень – (философ) -образование должно развивать ум учащегося, обвинение жестокости средневековой школы. Главная задача – обретение моральных качеств Томмазо Кампанелла ( еритик) – город Солнца, где нет частной собственности, все одинаково трудятся. Воспитание носит общественный характер. Обучение – практическую направленность
Слайд 34: Особенности Нового времени
переход от феодализма к новой общественно-экономической формации — капитализму Недовольство средневековым обучением Появление плеяды мыслителей, просветителей, пытающихся приблизить школу к меняющимся условиям Педагогика выделилась в самостоятельную науку Переход обучения на родной язык Борьба за развитие научного (светского) образования
Слайд 35: Ян Амос Коменский
чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель, общественный деятель. Первый педагог -профессионал в Европе т.к. с него современная педагогика берет отсчет. Первым попытался отыскать и привести в систему закономерности обучения и воспитания.
Слайд 36: Педагогические идеи Я.А.Коменского
Воспитание и обучение должно сообразоваться с природой (принцип природосообразности) Разделил жизнь человека на 4 периода Раскрыл принцип наглядности (золотое правило дидактики) Обучение от простого к сложному Учение должно возбуждать интерес Описал классно-урочную систему
Слайд 37: 4 периода жизни человека и соответствующий ему тип обучения
Детство от рождения до 6 лет – материнская школа Отрочество -7-12 лет – школа родного языка Юность -13-18 лет – латинская школа или гимназия Возмужалость 19-24 лет – академия и путешествие
Слайд 38: Золотое правило дидактики по Я.Коменскому
Видимое познать с помощью зрения Слышимое – при помощи слуха Запахи – используя обоняние Подлежащее вкусу - вкусом
Слайд 39: Теоретически обоснованная классно-урочная система
учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Учитель ведет занятия со всем классом одновременно. производить прием в школу один раз в году, учебный год разделить на четверти и ввести каникулы, определить продолжительность учебного дня: 4 часа в начальной школе и 6 часов в средней. Основная форма обучения — урок. Уроки проводятся по твердому расписанию. Каждый урок должен иметь цель и определенную тему, сначала опрос, потом объяснение нового. Учитель ведет уроки и следит за порядком и дисциплиной.
Слайд 40: Джон Локк
известный английский философ и педагог, Обосновал смену королевской власти и новое государственное устройство в Англии оставил заметный след в развитии идей воспитания
Слайд 41: Педагогическая концепция Джона Локка в «Мыслях о воспитании»
Утверждал равность всех людей, отрицал сословия Обосновал целенаправленное воспитание и обучение Душа ребенка «чистый лист» Разум человека должен доставлять радость и пользу Предложил программу воспитания «джентльмена», «делового человека» буржуазного общества.
Слайд 42: Джентльмен
англ. gentleman - «вполне порядочный человек» т.е. человек, строго следующий светским правилам поведения. (первоначально) – человек, относящийся к привилегированным слоям общества
Слайд 43: Воспитание «джентльмена» по Дж.Локку
воспитание предприимчивого буржуа, дворянина по происхождению «умеющего вести свои дела толково, честно и предусмотрительно, владеющий ремеслом, являющийся патриотом своей страны, знающий этику взаимоотношений»
Слайд 44: Жан-Жак Руссо
яркий представитель французского Просвещения (1712—1778). Не получивший систематического образования, благодаря труду и постоянному самообразованию стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Из множества написанных им произведений выделяют три, образующие единое целое и в концентрированном виде представляющие его философско-педагогические взгляды. «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» «Рассуждение о науках и искусствах» «Эмиль, или О воспитании»
Слайд 45: И.Г. Песталоцци (1746—1827)
известный швейцарский педагог. Желал облегчить участь сирот, лишенных возможности обучения и семейной заботы. Автор многочисленных трудов,— «Лингардт и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня», Практик, создавший приюты для сирот в Станце (1798—1799), интернаты в Бургдорфе (1800—1804) и Ивердоне (1805-1825).
Слайд 46: Педагогические идеи И.Ф. Гербарта- немецкого учителя
Педагогика: и наука и искусство Нравственный процесс должен соответствовать 5-ти категориям - внутренней свободе совершенству, благожелательности законности, справедливости
Слайд 47: Ситуация в образовании за рубежом ХХ в
Несоответствие традиционной школы, практики обучения и воспитания новым экономическим условиям развития стран Европы и США Внутренние проблемы: Англия - децентрализация образования и переполненность школ Германия – догматизм в содержании и методах обучения, вмешательство церкви Франция – отставание в развитии профессионального образования США – отставание сельской школы от городской
Слайд 48: Представители традиционализма (Э. Дюркгейм, П. Наторп, В. Рассел, А. Уайтхед и др)
Стремление подкорректировать образование жестким управлением педагогического процесса. Школа рассматривалась как важнейший инструмент социализации личности. Школьный класс — наиболее целесообразная среда воспитания. Целью воспитания - формирование христианского человеколюбия. Различные учебные предметы и методы их преподавания должны соответствовать определенным периодам интеллектуального развития учащихся Концепция «строгого» воспитания
Слайд 49: Педагогические концепции реформаторской педагогики (конец XIX —ХХ века)
1. Теория свободного воспитания «тайна воспитания состоит в том, чтобы предоставить природе ребенка «спокойно и медленно помогать самой себе». Ведущая роль в воспитании – детское переживание и накопление воспитанником личного опыта Мария Мантессори - Учебное заведение – лаборатория для изучения психической жизни детей. Обстановка, соответствующая их потребностям, развивающая их интересы и способствующая их самовоспитанию и самообразованию. Учитель должен создать ребенку условия для самостоятельного познания окружающего мира. Он наблюдатель-экспериментатор, который планирует учебные ситуации, дидактические материалы и оценивает достигнутые воспитанниками результаты. Главным должно стать сенсорное воспитание, которое осуществляется с помощью специально организованной окружающей среды и занятий с дидактическими материалами, тренировавшими и совершенствовавшими слух, зрение, осязание.
Слайд 50: Мария Монтессори
Устройство дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки; осваивать опыт предшествующих поколений, а исправление ошибок требовало сосредоточенности, внимания, дисциплинированности и воли.
Слайд 51: 2. Экспериментальная педагогика (Э. Мейман, А.Бине, О.Декроли, Э.Торндайк)
Всестороннее изучение детей и совершенствование педагогического процесса на основе данных эксперимента. В основе детских поступков лежат врожденные или приобретенные рефлексы, которые необходимо изучать специальные психолого-педагогические лаборатории по изучению ребенка. Теория врожденной умственной одаренности Введение интеллектуального тестирования, которое покажет уровень врожденных умственных способностей.
Слайд 52: 3. Педагогика прагматизма (Дж.Дьюи, У.Килпатрик )
обучение, при котором все знания извлекаются из практической деятельности и личного опыта ребенка. Сокращение умственного образования, оставив его для элиты. Организация обучения исходя из интересов ребенка Метод учения посредством делания
Слайд 53: Дж.Дьюи
Pragma – греч. дело Школа должна стимулировать практические импульсы, помогая детям над чем-нибудь работать, что-то делать, приносить пользу Цель – формирование навыков мышления, способности к самообучению и чувству удовлетворения Отсутствие плановости в работе, разрушение классно-урочной системы
Слайд 54: 4. Педагогика действия (В.А.Лай)
Всякое внешнее раздражение вызывает во всех организмах ответную реакцию: восприятие-переработка-выражение. Учебный процесс складывается из внешних воздействий на учащихся и ответных реакций. Создание школы действия вместо школы учебы Средством «выражения» в педагогическом процессе являются различные виды изобразительной деятельности: рисование, пение, музыка, танцы, письменные работы, создание моделей и т.д. При изучении естествознания уч-ся сами сеют, ухаживают и т.д. Труд – идеален для выражения и должен быть необходимым заключительным звеном Все преподавание подразделялось на «наблюдательно вещественное» (жизнь природы и человека) и «изобразительно-формальное» (что делает материал для выражения )
Слайд 55: 5.Педагогика личности (Э.Вебер, Г.Гаудиг, Э.Линде)
Формирование личности на основе высокоразвитой умственной деятельности Педагогический процесс – синхронное взаимодействие воспитанника и наставника, носящее творческий характер, исключающий подавление. Воспитание на ценности религии и гражданственности Реализация творческих возможностей в области искусства
Слайд 56: 6. Функциональная педагогика (С.Френе)
воспитать в ребенке носителя новых идей и культуры, способных преобразовать среду. вводит «свободные тексты» — небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о себе, своей семье, друзьях, увиденном и услышанном на прогулках и экскурсиях, мечтах, планах на будущее. нового средства обучения и воспитания — школьной типографии Противник традиционных учебников, которые - исключают возможность индивидуализации обучения; навязывают детям не свойственную им логику взрослых; тормозят развитие у детей самостоятельности и независимости мышления. работа по индивидуальным недельным планам отказ от оценок создание школьного кооператива
Последний слайд презентации: История развития школы и педагогической мысли Западной Европы Работу выполнила: 7.Трудовая школа Г.Кершенштейнера
Выработка навыков выполнения гражданских обязанностей и подготовка к трудовой деятельности Народная школа и армия - как два важнейших института воспитания Создание трудовых школ - чтобы обеспечить профессионально-техническое образование и выработать у молодежи навыки выполнения гражданских обязанностей Формирование гражданского долга и любви к отечеству