Первый слайд презентации: Ведущие педагогические идеи и концепции в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки гуманистических идей педагогики
Презентация подготовлена: Кувырталова М.А., к.п.н., доц. 2011 Лекция 2
Слайд 2: План лекции
1.Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока и Античного мира. 2.Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования в средние века и эпоху Возрождения. 3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения.
Слайд 3: ЛИТЕРАТУРА
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 496 с. Кувырталова М.А. История образования и педагогической мысли: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей ВУЗов / М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009 – 333 с. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003. Российская педагогическая энциклопедия. – В 2-х т. – Т. 1. – М., 1993. – С. 392-399.
На примере культурно-исторических очагов народов восточной цивилизации прослеживается зарождение педагогической мысли и воспитательных систем, их общее и особенное, обусловленное деспотическим характером государств, достаточно высоким уровнем их культуры, влиянием философско-религиозного мировоззрения в духе индуизма, конфуцианства, буддизма. карта Древний Восток - государства Южной Азии, Египет, Индия, Китай
ученичества, отказа от себялюбия, воспитание самоотверженности, мудрости, стремления преодолевать противоречия на жизненном пути Философско-педагогические идеалы буддизма – это идеи
четыре Веды; шесть Веданг; четыре Упаведы – медицину, военное искусство, музыку, архитектуру, или науку о ремесле; пураны – эпические поэмы мифологического, космогонического и легендарного содержания; итихасу – предания; ньяя – науку о правильном рассуждении, логику; мимансу – философскую систему обоснования ведического ритуала и текста. Учение буддизма ориентировало на постижение мира через «просветление» путём изучения 18 областей знания:
Слайд 7: 1.Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока и Античного мира
В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу, уйдя в отставку. Следующие 13 лет посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. Целиком посвятил себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг «Ши цзин» и «Шу цзин», ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов – «Лунь юй» (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства). «Я в 15 лет направил помыслы на учение, в 30 лет установился, в 40 – не сомневался, в 70 – следуя тому, что желало моё сердце, не преступал меры». 1.Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока и Античного мира Конфуций (Кун-цзы ) - древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства.
Слайд 8: 1.Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока и Античного мира
Исходные положения учения Конфуция: неравенство людей, врождённость интеллектуальных и этических качеств человека; ведущая роль воспитания и образования в процессе развития человека; приоритет учителя в данном процессе; важность нравственно-эстетических качеств личности и др. Конфуций (551 г. - 479 г. до н.э.) Конфуцианство стало официальной идеологией, которая на две тысячи лет определила характер обучения и воспитания в Древнем Китае, способствовала утверждению культа образованного человека, а Конфуций был провозглашён «учителем 10 тысяч поколений».
Слайд 9
1. Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока и Античного мира. Должное поведение. Умение подчинить долгу себя и других. Почтение к старшим. Гуманность. Знание. Верность Основные философско - педагогические принципы конфуцианства Чиновник высоких моральных качеств Как Пифагор и Сократ, Конфуций учил изустно и не оставил нам ни строчки. Всё известное нам – это записи его учеников.
Слайд 10: Афоризмы Конфуция
Достойный человек не идёт по следам других людей. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Будьте строги к себе и мягки к другим. Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей. Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое. Тот, кто обладает моралью, непременно, умеет хорошо говорить.
Слайд 11: Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока и Античного мира
Ценные мысли о воспитании, образовании содержатся в трудах философов античности – Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана и др
Слайд 12: Афоризмы Платона о воспитании
Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость. Ты опытен – и дни твои направляет искусство, неопытен – и дни катятся по прихоти случая. Без смешного нельзя познать серьёзное, и вообще противоположное познаётся с помощью противоположного, если человек хочет быть разумным. Платон (07.11.428/427-347 до н.э.)
Слайд 13: Аристотель – один из величайших философов античного мира, учёный-энциклопедист
В основе психологических взглядов Аристотеля лежит представление о единстве души и тела как формы и материи и о наличии у человека трёх видов души: растительной, животной, разумной. Аристотель (384-322 до н.э.)
Слайд 14: Высказывания Демокрита о воспитании
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». «Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки». «Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей». «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт [ему вторую] природу». Демокрит (ок. 460-370 до н.э.)
Слайд 15: Цитаты Цицерона о воспитании
Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец. Познай самого себя. Невежество - ночь ума, ночь безлунная и беззвездная. Щедрость не знает границ. Что посеешь, то и пожнешь. Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто тебя боится. Привычка - вторая натура. Цицерон (106-43 до н.э.)
Слайд 16: Педагогическая мысль Античного мире
приобретение божественной мудрости через самопознание и самосовершенствование, приближение государства к высшей идее блага путём воспитания своих граждан, а также организации школ соответствие воспитания и образования природе, учёт возрастных особенностей человека; Ведущая роль чувственного опыта, ощущений в процессе познания; представление о человеке как целостности тела и души; ценность нравственного воспитания, умственного образования, планомерного физического развития человека.
Слайд 17: Педагогическая мысль Античного мира
Педагогическое наследие античности оказало существенное влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли и школьной практики
Слайд 18: Педагогическая мысль Античного мира
Особое значение для практики воспитания и образования имели труды Цицерона и Квинтилиана. Цицерон (106-43 гг.до н.э.)
Слайд 19: 2.Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования в средние века и эпоху Возрождения
Средние века - исторический период в развитии Западной Европы от падения Римской империи до первых буржуазных революций Наличие двух тенденций в воспитании и образовании – духовной и светской
Слайд 20: 2.Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования в средние века и эпоху Возрождения
Гуманизм – ведущее направление в философских учениях эпохи позднего Средневековья, ставшее основным в понимании сущности и целей воспитания. Представители – Леонардо Бруни (1370/74-1444), Маттео Пальмиери, Лоренцо Валла (1405/07-1457), Леон Баттиста Альберти (1404-1472) Г уманизм ( лат. humanus – «человечный») – воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его естественные права на жизнь, свободу, всестороннее развитие, счастье.
Слайд 21: Ведущие идеи гуманистического воспитания
утверждение необходимости сочетания античной и христианской культуры в выработке идеала воспитания личности; признание природного равенства всех людей на воспитание и образование; развитие активности человека в его стремлении к совершенству, благодаря чему обретается благородство и знатность (Эразм Роттердамский);
Слайд 22: Ведущие идеи гуманистического воспитания
необходимость осуществления гармонического воспитания человека в коллективе, обществе, созданном на новой социальной основе (утопический социализм Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы); обучение и воспитание в школах, основанных на уважении к личности ребёнка, признании его человеческого достоинства (Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини); реализация энциклопедической программы обучения (Франсуа Рабле); опыт, эксперимент как основа человеческого знания и критического мышления (Мишель Монтень, Хуан Луис Вивес).
Слайд 23: Византийские просветители
Самыми известными христианскими теологами, высказавшими суждения о воспитании и образовании личности, были: Григорий Богослов (330-390) Василий Кесарийский (330-379), Григорий Нисский (335-394), Иоанн Дамаскин (675-753), Михаил Пселл (1018-1078). Василий. Григорий, Златоуст
Слайд 24: Византийские просветители
Наибольшее значение в развитии педагогической мысли Византии принадлежит трудам Иоанна Златоуста (около 344 – 407 гг.), названного «вселенским учителем и святителем».
Слайд 25: Значение Византии в развитии просвещения
Оказала влияние на другие страны, посредством распространения книжной грамоты, уважительного отношения к светскому знанию, пропаганды гуманистической концепции человека и его воспитания на основе признания ценности божественного духовного начала в его личности. содействовала становлению древнерусской образованности; на русский язык переводились сочинения византийских авторов, содержащие сведения по естественным наукам, истории, философии. Церковь Иоанна Златоуста в Костроме
Слайд 26: 3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения. Основные направления (17 век)
религиозно-рационалистическое, сочетавшее идеи католицизма и рационализма, педагогики иезуитов (кружок «Пор-Рояль» и др.); естественнонаучное, обосновывавшее важность светского образования и воспитания на основе данных экспериментальных исследований, индуктивно-дедуктивного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт) и идей природосообразности воспитания и обучения, демократического характера учебных заведений, обучения на родном языке (В. Ратке и др.); пансофическо-гуманистическое, заложившее основы педагогики как науки о воспитании и обучении (Я.А. Коменский); светско-рационалистическое, представленное концепцией воспитания нового человека-«джентльмена» (Дж. Локк), оказавшее существенное влияние на французское Просвещение и движение филантропизма; просветительское, ориентированное на ликвидацию сословной школы, распространение общеобразовательных знаний в сочетании с практической подготовкой к жизни (У. Петти)..
Слайд 27: Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)
1592-1620г. – начало жизненного пути, профессиональное становление. 1621 – 1656г. – годы эмиграции, активная педагогическая деятельность в Польше и Венгрии. 1656 – 1670г. – последние годы жизни в Амстердаме, обобщение педагогических поисков. Впервые попытался привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения, руководствуясь педагогическим опытом различных стран, своим собственным, педагогическими наработками предшественников (В. Ратке). Периоды жизни и деятельности
Слайд 28: Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)
«Материнская школа» - первая в мире педагогическая книга для родителей; «Открытая дверь языков и всех наук» - учебная книга по усвоению латинского языка с применением наглядности; Книга по теории обучения и воспитания, в основу которой положен эмпирико – индуктивный метод познания и синкретический подход к пониманию механизма взаимосвязи развития человека и природы. «Великая дидактика» (1632г.) - учебная иллюстрированная энциклопедия для детей; Труды Коменского «Мир чувственных вещей в картинках»
Слайд 29: Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)
Ведущие методологические идеи: сенсуалистическое познание - основа педагогического процесса; • человек – это «микрокосм», часть и «совершенное творение природы»; • природосообразность - главное условие воспитания и обучения; • пансофия, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение их через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности; • пангармония, т.е. достижение всеобщей гармонии в развитии личности; • пампедия, т. е. всеобщее воспитание, универсальное образование; • демократизм и гуманизм в организации школьного образования, воспитании личности. Я.А.Коменский
Слайд 30: Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)
Образование и воспитание во всем должно сообразовываться с природой. Человек - часть природы; он подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам ум, т. е. способность отражать окружающий мир - «живые весы и рычаг всех вещей»; воля, «судья всех решений и повелений», субъективная основа нравственности; способность действия (рука) и речь (язык) как способность «истолкования и выражения мысли». природные предпосылки развития и воспитания человека.
Слайд 31: Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)
детство – от 0 до 6 лет - усиленный физический рост, развитие органов чувств; отрочество – от 6 до 12 лет - развитие памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой; юность – от12 до 18 лет - помимо указанных качеств - более высокий уровень развития мышления («понимания и суждения»); возмужалость – от 18 до 24 лет - развитие воли и способности сохранять гармонию. Возрастная периодизация Типы школ Материнская школа - дошкольное воспитание под руководством матери ; Школа родного языка – школа начальной грамоты в каждой общине, селении, местечке для обучения детей обоего пола Латинская школа, или гимназия – средняя школа для юношей в каждом городе; Академия – высшая школа для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области
Слайд 32: Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)
Цель воспитания – приготовление к вечности, к вечной жизни с Богом. Истинное воспитание заключается в том, чтобы человек был знающим все вещи, владыкою всех вещей и самого себя, чтобы он себя и всё возводил к Богу – источнику всех вещей. Содержание воспитания научное образование нравственное воспитание религиозное воспитание Человек делается человеком только благодаря воспитанию, «из всякого ребенка можно сделать человека».
Слайд 33: Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)
Сущность обучения – «универсальное искусство учить всех, всему…наверняка, с успехом, легко, основательно, скоро». Принципы обучения систематичность, необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений; посильность обучения для учащихся, т. е. доступность их возрасту; прочность усвоения учащимися учебного материала; сознательность, т. е. «ничего не заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком». «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимо для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащие вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Наглядность – «золотое правило» дидактики
Слайд 34: Педагогическое учение Яна Амоса Коменского (1592-1670)
неизменный состав учащихся одного возраста; проведение занятий в точно определенное время по расписанию; одновременная работа учителя со всем классом по одному предмету; занятия - ежедневно по 4-6 часов, после каждого часа- перерыв. Учитель – пастух, садовник, акушер, полководец, который стережёт и охраняет «своё стадо», ухаживает за детьми как за растениями в саду, архитектор и мастер – гуманист. Организация обучения – классно урочная система « Учитель - это пример для ученика, его наставник и друг».
Слайд 35: 3. Концепция Дж. Локка о воспитании «нового человека» - джентльмена
Родился 29 августа 1632 г. в г. Рингтон, на западе Англии, в семье адвоката. В 1646 г. - зачислен в Венстминстерскую школу. В 1652 г. поступил в Оксфордский университет, где увлекался наукой, философией, преподавал греческий язык, риторику, этику. Джон Локк (1632 - 1704) С 1667 г. – домашний врач и воспитатель в семье лидера партии вигов графа Шефтсбери. С 1675 по 1689 г.- эмиграция в Голландию. По возвращении -правительственная служба, научная и литературная деятельность. Э.Эшли Купер, воспитанник Локка Граф Шефтсбери старший,
Слайд 36: Концепция Дж. Локка о воспитании «нового человека»- джентльмена
Приоритетность сенсуалистического познания. Существование наряду с внешним опытом опыта внутреннего, являющегося продуктом деятельности рассудка. Душа ребенка – это «чистая доска». От воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека. Естественное равенство от рождения не есть равенство индивидуальных способностей. Ведущие методологические идеи педагогического учения
Слайд 37: 3. Концепция Дж. Локка о воспитании «нового человека»- джентльмена
Цель воспитания – подготовка человека к добродетельной жизни и практической деятельности. Формирование характера на первом этапе предполагает «страх и уважение ребенка к воспитателю»; на втором - «любовь и дружбу». Воля - это воспитание привычек. Она – основа твердого характера. Привычки создаются и закрепляются упражнениями. Плохие привычки (лень, ложь, капризы) можно преодолеть хорошими. Дисциплина начинается с подчинения требованиям взрослых, воспитателей. Однако « рабская дисциплина создает рабский характер». «Мысли о воспитании» (1693 г.) – Программа воспитания Основные средства воспитания – пример, среда, окружение ребенка: «ничто не проникает так незаметно и так глубоко в душу человека, как пример»; «положительные или отрицательные стороны многих вещей (при хорошем воспитании или дурном) будут лучше познаваться и глубже запечатлеваться из примеров других людей, чем из тех правил и наставлений, которые им могут даваться по этому поводу».
Слайд 38: 3.Концепция Дж. Локка о воспитании «нового человека»
Всестороннее домашнее воспитание джентльмена организация жизни ребенка, при которой соблюдается умеренность в пище, одежде, развлечениях. «В здоровом теле – здоровый дух». твердый характер, воля, дисциплинированность. сдержанность, мужество, умение владеть собой, благожелательность – основные качества будущего джентльмена. практическая польза;опора на желание, любознательность, интерес ребенка («где нет желания, не может быть никакого усердия»); самостоятельность мышления в сочетании с опытным знанием; отсутствие наказания; стимулирование активности вопросами, игрой. Трудов ое воспитание – основа подготовки к жизни, т.к. ремесло делает человека независимым; предупреждает праздность; закаляет. Умственное Нравственное Физическое
Слайд 39: 3.Концепция Дж. Локка о воспитании «нового человека»
Абигайль Мешэм, Баронесса Мешэм Церковь Всех Святых в имении Мешэмов в Отсе Хай Лайвер, Эппинг Форест, Могила Джона Локка В 1691 Локк принял предложение поселиться в загородном доме в Отсе (графство Эссекс) – приглашение леди Мешэм, жены члена парламента. Занимался воспитанием сына леди Мешэм, переписывался с Лейбницем, встречался с И. Ньютоном, с которым они обсуждали послания апостола Павла. Графство Эссекс
Слайд 40: 4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо
Родился в 1712 г. в Женеве, в семье ремесленника – часовщика. Воспитатели - отец и тетка. Переменил много профессий: обучался у священника; был учеником нотариуса, гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и учителем музыки. В годы реакции эмигрировал в Пруссию, затем - в Англию. Во Францию вернулся в 1767 г. под именем Рену, где написал автобиографическое сочинение «Исповедь». Изучал «Логику» Пор-Рояля, «Опыты» Локка, сочинения Декарта, Лейбница. Ж.-Ж.Руссо ( 1712-1780 )
Слайд 41: 4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо
«Эмиль, или О воспитании» (1762). Автобиографическое сочинение «Исповедь» (1767). «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов» (1750). «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). «Общественный договор» (1762). Труды Ж.Ж. Руссо.
Слайд 42: 4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо
естественные права человека на жизнь, свободу, собственность, равенство возможностей; приоритетность сенсуалистического познания в сочетании с опытным характером знаний; «религия разума», т.е. индивидуальный характер веры человека. В романе действуют 2 персонажа – Эмиль (от рождения до 25 лет) и воспитатель, выполняющий роль родителей и воспитывающий Эмиля на «лоне природы», вдали от развращающего людей общества. Ведущие методологические идеи педагогического учения Руссо «Эмиль, или О воспитании» - художественно-педагогический роман
Слайд 43: 4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо
Цель воспитания - свободное, ненасильственное воспитание гуманного человека, который живет плодами своего труда, ценит и умеет защищать свою свободу, уважая свободу других. Человек от рождения наделен природными задатками, которые должно сохранить и развить воспитание
Слайд 44: 4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо
Естественное воспитание осуществляется, вдали от цивилизации, на «лоне природы» ; природа есть лучший учитель. Факторы воспитания природа (внутренний мир ребенка ) вещи среда в широком понимании люди, учат как пользоваться средой индивид
Слайд 45: 4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо
Свобода – условие естественного воспитания. «…каждый ребенок рождается свободным – это его естественное право, не допустимы зубрежка, суровая дисциплина, телесные наказания, т.к. это насилие над личностью». Индивидуальный характер воспитания сообразно возрасту. «Не торопитесь сделать «скороспелые плоды», «юных докторов» и «старичков».
Слайд 46: 4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо
Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы. «Есть единственная в мире профессия, которая не покупается и не продается – это профессия учителя». Позиция учителя: «не в том, чтобы учить истине и добру, но в том, чтобы предохранять сердце от пороков, а ум от заблуждений». Роль воспитателя - направляющая, корректирующая
Слайд 47: 4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо
Похоронен среди парка в Эрмонвиле, на маленьком островке, засаженном пирамидальными тополями. На могиле поставили памятник с надписью: «Здесь лежит человек природы и правды». Педагогическая теория Руссо получила дальнейшее развитие в реформаторской педагогике конца XIX – начала XX столетия, учении Л. Толстого
Слайд 48: 3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения
Развитие педагогической мысли в странах Западной Европы, США и России определялось отношением к науке как духовной ценности, образованию – как важнейшему фактору и движущей силе прогресса Педагогические идеи Руси разделение образования на церковное и светское; сочетание общеобразовательной подготовки с профессиональной; становление женского образования и воспитания; сословность образования.
Слайд 49: 3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения
Педагогические теории и концепции 19 века Педагогика как наука и искусство воспитания (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский); развивающее обучение и элементарное образование (И.Г. Песталоцци), народная школа и воспитывающее обучение (Ф.А.В. Дистервег), реальное образование (Г. Спенсер, Н.А. Корф, Е.Н. Андреев, И.А. Вышнеградский), индустриальное образование (Б.Т. Вашингтон), свободное воспитание личности и народная школа (Л.Н. Толстой).
Слайд 50: 3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения
свободное воспитание, экспериментальная педагогика, прагматическая педагогика, педагогика личности, функциональная педагогика, социальная педагогика. педоцентризма (принцип «исходя из ребёнка»); свободы в воспитании, воспитание как процесс саморазвития личности; индивидуального подхода в сочетании с коллективным; интереса и активности ребёнка в обучении; трудового гражданского воспитания; антропософии в понимании сущности педагогического процесса; экспериментального исследования личности ребёнка; коренного преобразования школьной системы, расширения образования, обновления содержания образования, форм, методов обучения в массовой школе. направления реформаторской педагогики идеи реформаторской педагогики Сформировались три научно-педагогические парадигмы: «школа учёбы», «школа труда», «свободная школа».
Последний слайд презентации: Ведущие педагогические идеи и концепции в истории человечества на разных этапах: 3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения
Влияние западноевропейской реформаторской педагогики на развитие педагогической мысли и школьной практики в России, где сложились педагогическая антропология, начало которой было положено ещё К.Д. Ушинским (П.Ф. Лесгафт, М.И. Демков, В.А. Вагнер); экспериментальная педагогика (В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский); педагогика свободного воспитания личности ребёнка (К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, А.У. Зеленко, С.Т. Шацкий). Одна из особенностей развития отечественной педагогической мысли заключалась в многообразии педагогических течений, в т.ч. религиозно-философских, социально-реформаторских, имеющих гуманистическую ориентацию.