Первый слайд презентации: Художественная обработка кожи и меха
Выполнила: Колесникова Валерия ст.гр. ДИ-41. Преподаватель: Климова П.В.
Слайд 2
Кожа и мех - служат материальной пластической основой при формообразовании изделий. Со времен охотничьего способа производства для художественной обработки используется кожа и мех животных и некоторых пород рыб, сухожилья и подшейный волос оленей.
Слайд 3
Как археологические материалы кожаные и меховые изделия плохо сохранились. Известны находки 1 тыс. до н.э., найденные в Пазырыкских курганах в Средней Азии, Сибири.
Слайд 4
Кожа – дерма шкуры животного, физические, химические и механические свойства которой изменены в соответствии с назначением конкретного вида кожи. Раскрой шкуры. Топографические участки шкуры животного.
Слайд 6
В зависимости от вида кожи и технологии её переработки получается широкий спектр кожевенного сырья. Некоторые виды кожи и их характеристика: Склизок. Склизок - шкура неродившихся телят, толщиной от 1,2 до 1,4 мм. Из этих шкур вырабатывается кожа для верха обуви.
Слайд 7
Опоек – шкуры телят сосунков. Толщина 1,3 – 2,5 мм. Лицевая сторона кожи более тонкая и красивая. Идет на изготовление хромовых кож для верха обуви. Опоек.
Слайд 8
Выросток – шкура телят освоивших растительную пищу, толщиной 1,5 – 3мм. Используется для верха тяжелой обуви, ремней, портфелей.
Слайд 9
Полукожник – по структуре близок в выростку, толщина шкуры неравномерная 2,5 – 3мм. Используется при изготовлении верха обуви и текнических кож. Полукожник.
Слайд 10
Из козьих шкур дублением вырабатывают шевро, толщина его 0,4 – 1мм. Кожа имеет красивый рисунок мереи и используется для Изготовления швейно-галантерейных изделий: сумок, бумажников, кошельков.
Слайд 11
- Свиные кожи имеют выразительную лицевую Поверхность и используются для изготовления Одежды и различной кожгалантереи.
Слайд 12
Замша – кожа жирового дубления, лучшей является замша из шкур оленей: это прочный Материал, мягкий и плохо впитывающий воду.
Слайд 13
- Велюр – вырабатывается из любого вида кож с дефектами лицевой поверхности, ворсовая поверхность получается путем её шлифования.
Слайд 14
- Спилок – получается при двоении любого вида толстой кожи, непрочный материал используется Для изготовления сумок, мелкой кожгалантереи.
Слайд 15
К перечисленному выше существуют ещё и такие виды кожевенного сырья как : рептилии – крокодил, ящерица, змея – перерабатываются на галантерейную кожу; рыбы – треска, акула, белуга, налим, сом, кета - изготавливают кожи для сумок, чемоданов, портфелей и верха обуви; белуга, кит – для производства жестких кож; дельфин, тюлень – для производства галантерейных кож и верха обуви.
Слайд 16
Основные способы художественной отделки кожи для изготовления декоративно-прикладных изделий: Гравировка – выполняется на коже хорошего качества, толщиной 1,5 – 3мм. Рисунок переводится с помощью кальки или тупым шилом по слегка увлажненной коже. Прямые линии прорезаются специальным ножом или скальпелем, а растительные узоры выполняются от руки. Пористая кожа легче поддаётся моделированию. После выполнения гравировки детали кожи необходимо положить под пресс, для равномерного высушивания кожи.
Слайд 17
Гравировку также сочетают с другими приемами художественной отделки кожи – тиснением, печатью по коже.
Слайд 23
Тиснение – существует 2 способа: Надрезается кожа с лицевой стороны и через этот надрез подкладывается вата или легнин между кожей и подклеенным с изнаночной стороны картоном, придавая коже необходимую форму. Или на уже подготовленный картон с наклеенным на него рельефом в соответствии с рисунком накладывалась кожа, повторяя заданный рельеф.
Слайд 24
Тиснение рисунка выполняется с лицевой стороны с помощью штампов. Поверхность кожи слегка увлажняется и ударом Молотка по штампу сначала отделываются контурные линии рисунка, а затем фон. Тиснёную кожу можно красить и тонировать ватным тампоном, но только после того как кожа высохнет.
Слайд 30
Печать – способ нанесения рисунка деревянными или металлическими штампами. При печати холодными штампами от удара молотка на коже остается след нужного рисунка. При использовании горячих штампов (т.е. нагретых до 60 – 70 'C ), на поверхности кожи получается след от штампа более темного цвета. Печатаются изображения животных, цветов, листьев, геометрические и растительные элементы. Можно использовать штриховку и пунктирные линии.
Слайд 36
Драпировка. Эта техника позволяет получать рельефные поверхности на плоских и объемных фигурах в виде складок и драпировок. Драпировке лучше поддаётся тонкая перчаточная кожа.
Слайд 44
Термообработка. Под воздействием тепла края кожи начинают подгорать и сжиматься равномерно, вспучивая середину куска кожи. Можно получать объемные формы.
Слайд 48
Аппликация – наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие. Принцип создания несложных геометрических узоров.
Слайд 55
Интарсия — по сути, то же, что инкрустация или мозайка: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». Интарсию выполняют на текстильной или деревянной основе.
Слайд 58
Стёжка – это, способ обработки кожи, когда при помощи ручных стежков или на швейной машинке скрепляют несколько слоев кожи таким образом, что на ее поверхности получается рельефный узор.
Слайд 60
Способы соединения кожи: - Склеивание или сшивание внахлест; Сшивание и оплетка в обрезку; Обработка края в загибку.
Слайд 61
Инструменты для работы с кожей (штампы, инструменты для перфорации, стамески, наборы ножей, доска для шлифования кожи и др.)
Слайд 64
Изделия из кожи и меха широко распространены у народов Крайнего Севера, западной и восточной Сибири Как товарный промысел мех освоен преимущественно русскими. Мех, как основа и декоративный элемент в одежде был весьма популярен у русской знати и царственных особ (опушенные шапки и воротники, отделка распашной одежды).
Слайд 66
В качестве мехового сырья используется : - Овчина Лисица Соболь Кролик Шиншилла Горностай Песец Норка Волк и др. пушных зверей.
Слайд 67
Древним способом украшения одежды и предметов быта была меховая мозаика. Из темных и светлых шкур вырезаются кусочки и искусно соединяются в узор.
Слайд 79
Шкура нерпы, подшейный волос оленя. Мех оленя расшитый подшейным волосом.
Слайд 86
Аппликативно решённые объемы обычно отделяются от участков подверженных постоянному физическому воздействию! Декор меховых сумок, мешочков для различного употребления, стараются не размещать в местах постоянного соприкосновения с рукой.
Слайд 88
Известны изделия предприятий народных художественных промыслов в Норильске, Магадане, в поселках Корякского национального округа, в центре Камчатки, Приамурье. В одежде, обуви и предметах быта: образный строй изделий; достоинство и красота в точности функционального расчета; - графичность и цвето-контрастность элементов.
Слайд 91
Художественная обработка кожи и меха относится к старейшим видам ремесла. На сегодняшний момент, производство изделий из кожи и меха ещё не обрело завершённого художественного вида и находится в постоянном развитии, но и не утратило своей притягательной силы в наши дни.
Слайд 92: Список литературы:
Народные художественные промыслы. М. 1992г. П.И.Уткин, Н.С. Королева Художественные изделия из кожи. Ананина Т.В. 1994г. Изобразительное искусство. В.Б Ковшаев. учебное пособие для вузов. shubashapka.ru › obrabotka.htm