Классификация речевых нарушений — презентация
logo
Классификация речевых нарушений
  • Классификация речевых нарушений
  • План
  • Принципы анализа речевых нарушений
  • Клинико-педагогическая классификация
  • Дисфония (афония)
  • Брадилалия
  • Тахилалия
  • Заикание
  • Дислалия
  • Ринолалия
  • Дизартрия
  • Алалия
  • Афазия
  • Дислексия
  • Дисграфия
  • Психолого-педагогическая классификация Р.Е. Левина
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  • Общее недоразвитие речи
  • Заикание
1/19

Первый слайд презентации: Классификация речевых нарушений

Изображение слайда

Слайд 2: План

Принципы анализа речевых нарушений Клинико-педагогическая классификация. Нарушения устной речи. Определение, симптоматика, этиология речевых нарушений Психолого-педагогическая классификация. Виды нарушений. Определение, симптоматика, этиология речевых нарушений

Изображение слайда

Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия Принцип системности  - подход к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Все психические процессы у ребенка взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций, но, в свою очередь, и внимание, и память, и мышление развиваются под влиянием речи

Изображение слайда

Нарушения речи Нарушения устной речи Нарушения письменной речи Расстройства фонационного оформления высказывания Нарушения стуктурно-семантического оформления высказывания Дислексия Дисграфия Алалия Афазия Дисфония (афония) Тахилалия Дизартрия Брадилалия Ринолалия Дислалия Заикание

Изображение слайда

Слайд 5: Дисфония (афония)

отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса ( дисфония ), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи

Изображение слайда

Слайд 6: Брадилалия

патологически замедленный темп речи Синоним: брадифразия Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной

Изображение слайда

Слайд 7: Тахилалия

патологически ускоренный темп речи Синоним: тахифразия Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной

Изображение слайда

Слайд 8: Заикание

нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата Синоним: логоневроз Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка

Изображение слайда

Слайд 9: Дислалия

нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки

Изображение слайда

Слайд 10: Ринолалия

нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс

Изображение слайда

Слайд 11: Дизартрия

нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии

Изображение слайда

Слайд 12: Алалия

отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее)

Изображение слайда

Слайд 13: Афазия

полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга Синонимы: распад, утрата речи У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована

Изображение слайда

Слайд 14: Дислексия

частичное специфическое нарушение процесса чтения Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного

Изображение слайда

Слайд 15: Дисграфия

частичное специфическое нарушение процесса письма Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений

Изображение слайда

Слайд 16: Психолого-педагогическая классификация Р.Е. Левина

Нарушения речи Нарушение в применении средств общения Нарушение средств общения Заикание Общее недоразвитие речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Изображение слайда

Слайд 17: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем

Изображение слайда

Слайд 18: Общее недоразвитие речи

различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на четыре уровня

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Классификация речевых нарушений: Заикание

нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи

Изображение слайда

Похожие презентации