В музыкальном мире происходит столько интересного, неожиданного, а порой странного и непонятного, что нетрудно заблудиться. Разобраться в своих мыслях, чувствах, переживаниях поможет знакомство с музыкой разных стилей направлений. В музыке всегда есть то, что тебе по душе. Важно не замыкаться на одном, а постараться открыть для себя всё разнообразие музыкальной культуры. Разделы 8 класса: Классика и современность Традиции и новаторство в музыке Общение с музыкальным искусством происходит везде: дома – в компании родных и друзей, в школе – в процессе участия в конкурсах, проектах, вне школы – при посещении театров, концертов. У.Шекспир сказал: «У человека есть два крыла, которые поднимают его над действительностью, - это музыка и любовь!»
Слайд 3: Классика в нашей жизни
Что означает слово «классика»? О какой музыке говорят «классическая»? Какие произведения называют классическими?
Слайд 4: Классика в нашей жизни
Классикой (от лат. c lassicus – совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Они получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.
Слайд 5: Композиторы-классики
В.А.Моцарт Композиторы, являющие представителями классического направления в музыке, исходят из представления о мире, как стройном и внутренне гармоничном целом. Каждая деталь музыкальной формы в этом случае находит своё место в общей композиции, в которой нет ничего незавершённого.
Бах Бетховен Моцарт Шопен Чайковский Глинка Римский-Корсаков Рахманинов Прокофьев Шостакович Сергей Сергеевич Михаил Иванович Фредерик Вольфганг Амадей Сергей Васильевич Иоганн Себастьян Николай Андреевич Людвиг ван Петр Ильич Дмитрий Дмитриевич
Слайд 7
Иоганн Себастьян Бах (31.03.1685 – 28.07.1750) Людвиг ван Бетховен (12.1770 – 26.03.1827) Вольфганг Амадей Моцарт (27.01.1756 – 05.12. 1791) Фридерик Шопен (01.03.1810 – 17.10.1849) Петр Ильич Чайковский (07.05.1840 – 06.11.1893) Глинка Михаил Иванович (01.06.10804 – 15.02.1857) Николай Андреевич Римский-Корсаков (18.03.1844 – 21.06.1908) Сергей Васильевич Рахманинов ( 01.04.1873 – 28.03.1943) Сергей Сергеевич Прокофьев (23.04.1891 – 05.03.1953) Дмитрий Дмитриевич Шостакович (25.09.1906 -09.08.1975) 3 2 1 4 5 6 7 8 9 10 Установи соответствие
Слайд 8
И.С. Бах Л. Бетховен В.А. Моцарт Ф. Шопен П.И. Чайковский М.И. Глинка Н.А. Римский-Корсаков С.В. Рахманинов С.С. Прокофьев Д.Д. Шостакович «Высокая месса» «Всенощное бдение» Балет «Щелкунчик» Прелюдия Опера «Иван Сусанин» Симфоническая сюита « Шехерезада » Симфония №7 («Ленинградская») Симфония №40 Симфония №5 Симфония №1 («Классическая») Установи соответствие
Слайд 9: Классика в нашей жизни
«Человек, который миновал в своей жизни музыку классическую, всё равно, что прожил без неба, без моря, без солнца. Музыкальное искусство – величайшая сила, одно их самых удивительных созданий человеческого духа», - пишет композитор Р.Щедрин и высказывает мнение, что «пути приобщения людей к серьезной музыке могут пролегать через музыку «третьего направления», в том числе через транскрипции классики, сделанные для развлекательных вокально-инструментальных ансамблей, для симфоджаза высокими профессионалами…
Слайд 10: Классика в нашей жизни
Термин «транскрипция» (от лат. t ranscriptio – переписывание) означает переработку, переложение музыкальных произведений. М.И.Глинка Романс «Жаворонок» Милий Алексеевич Балакирев
Слайд 11: Классика в нашей жизни
в окальный ансамбль « SwingleSingers », исполняя И.С.Баха, не меняют ни одной ноты его музыки, а только тактично добавляют партию ударных инструментов. Моторика, движение – характерны для Баха». Бах И.С. «Двухголосная инвенция До мажор В.А.Моцарт «Турецкий марш» Соната №11 (финал) Инве́нция (от лат. inventio находка; изобретение, в позднелат. значении — [оригинальная] выдумка) — небольшие двух- и трёхголосные пьесы полифонического склада, написанные в различных видах полифонической техники.
Слайд 12
Угрозой настоящему искусству является дилетантство (непрофессионализм), который нередко проявляется в поп-музыке. Появление термина «поп-музыка» связано с интенсивным распространением по всему миру в середине XX века рок-музыки и рок-культуры вообще. Поп-музыка – означает все направления и стили, не связанные с серьезной, классической музыкой. Поп-музыка рассматривается как область музыкального искусства, для которой характерны развлекательность, коммерциализация, тиражирование произведений средствами массовой информации, стандартизированность («формальность») музыкально-поэтического языка.
Слайд 13
По мнению Эдуарда Артемьева, «развитие техники всегда провоцирует рождение новых стилей и новых художников: изобрели темперированный клавир – появился Бах, возник симфонический оркестр – появился Бетховен. Пришла электроника, и дилетанты всё заполонили. Над звуком они не работают – звучит всё плоско. Но думаю, что это временное, переход к новому. И, возможно, скоро появятся новые индивидуальности».
Последний слайд презентации: Классика в нашей жизни: Классика в нашей жизни
Послушайте музыкальные интерпретации классических музыкальных сочинений в исполнении современных музыкантов. 2. Какие свойства классики подчеркивают исполнители? 3. Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов? 4. Какое значение имеет обработка классической музыки для современных слушателей?