Первый слайд презентации: Познавательные процессы: мышление
Слайд 2: Общая характеристика мышления
Принципиально важная особенность мышления – способность раскрывать обобщенные, сущностные признаки и качества явлений Мышление – деятельность, в результате которой рождаются (иногда мгновенно!) новые решения, новые знания, не содержащееся в памяти в готовом виде и недоступные непосредственно органам чувств Часто в сложной ситуации человеку надо найти нестандартное решение и предпринять нестандартные действия
Слайд 3: Общая характеристика мышления
Мышление – процесс обобщенного и опосредствованного познания, состоящий в установлении связей и отношений между познаваемыми объектами Две стороны мыслительного процесса : Процессуальная (мыслительные операции) Мотивационная («Мыслит не мышление. Мыслит человек»; «Мысль рождается не из другой мысли, а из сферы потребностей» – Л.С. Выготский )
Мышление ( в узком значении слова ) – процесс постановки и решения задачи Проблемная ситуация как начальный момент мышления Цель Условия, в которых задается цель Потребность в достижении цели Недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий В результате анализа проблемной ситуации возникает задача – цель, данная в определенных условиях (А.Н. Леонтьев)
Слайд 5: Решение мыслительной задачи
Зачеркните точки четырьмя прямыми линями, не отрывая карандаша от бумаги Что бросают тогда, когда это необходимо, и поднимают тогда, когда это уже не нужно?
Слайд 6: Структура решения мыслительной задачи
Карл Дункер (1903-1940) К. Дункер : «метод рассуждения вслух» Стадии решения задачи: Анализ материала Понимание (осознание) конфликта (проблемной ситуации) Нахождение функционального решения ( инсайт ) Реализация решения 3) Инкубационный период Прочитать : Задача с X- лучами
Слайд 7: Решение мыслительной задачи
«Ага-реакции» – факт эмоционального решения задачи ( О.К.Тихомиров ) Проблема подсказки ( Я.А.Пономарев ) Основные принципы действенности подсказки при решении задач Последовательность предъявления задач: основная задача — подсказка — основная задача Достаточно много попыток решить основную задачу Попыток решения основной задачи не должно быть слишком много, чтобы интерес к ней не утратился. Способ, которым решается задача подсказка, не должен быть автоматизирован Задача подсказка должна содержать принцип решения основной задачи, но не сам ответ
Слайд 8: Правила решения задачи
Алгоритм – поэтапная последовательность действий, которая всегда дает правильный ответ на строго определенный вид задач Эвристика – это недостаточно точные, «размытые» рекомендации
Слайд 9: Классификация эвристических приемов (Ильясов И.И.)
переформулирование цели визуализация вживание в образ явлений задачи замена терминов определениями (полностью расписываются определения всех терминов, используемых в задаче, и из них стараются вывести неочевидные следствия) формулирование и попытка решения обратной задачи движение от конца к началу (от требования к условиям, а не наоборот) выдвижение противоположных гипотез параллельное решение нескольких задач приемы управления своим психоэмоциональным состоянием
Слайд 10: Универсальность и эффективность методов решения задач
У ниверсальность и эффективность методов связаны обратной зависимостью: чем метод более универсален, тем он менее эффективен (Один из параметров эффективности метода – способность с его помощью решить задачу) Наиболее эффективны самые частные, самые специализированные методы – алгоритмы Пример: «Если не получилось решить задачу одним способом, попробуй другим» – универсальная рекомендация, но вряд ли достаточно эффективна
Слайд 11: Основные мыслительные операции
Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними Анализ – мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы, свойства или части Синтез – мысленное объединение частей или свойств объекта в единое целое Абстрагирование – выделение одной стороны объекта или явления при одновременном отвлечении от других Обобщение – выделение общих, существенных свойств в сравниваемых объектах
Слайд 15: Основные мыслительные операции
Классификация – группировка объектов на основе какого-либо признака Конкретизация – мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему Сериация – упорядочивание предметов по возрастанию или убыванию выделенного признака
Слайд 16: Виды мышления
По форме: наглядно-действенное наглядно-образное словесно-логическое (вербальное) понятийное) Понятия – форма мышления, в которой зафиксированы общие, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений Суждение – это мысль, высказывание, в котором что-либо утверждается или отрицается относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений Умозаключение – о бразование нового суждения на основе нескольких предшествующих суждений (посылок)
Слайд 17: Тип умозаключений
Дедуктивное рассуждение Индуктивное рассуждение Переход от общего к частному Переход от частного к общему Использование логических правил Использование эвристик Точные заключения Вероятностные заключения
Слайд 18: Пример индуктивного рассуждения
Италия – республика; Португалия – республика; Финляндия – республика; Франция – республика. Италия, Португалия, Финляндия, Франция – западноевропейские страны Заключение: Все западноевропейские страны являются республиками Петров вчера не справился с заданием. Петров сегодня не справился с заданием. Следовательно, Петров не способен выполнять данные задания
Слайд 19: Дедуктивный метод
Посылка 1: У всех кошек четыре ноги Посылка 2: Маруся – кошка Заключение: У Маруси четыре ноги Посылка 1: Все люди смертны Посылка 2: Все греки – люди Заключение: Все греки – смертны
Слайд 20: Логика морали» (В. Лефевр «Алгебра совести»)
К ультурные нормы организации процессов мышления: Можно послать шпаргалку, чтобы помочь близкому другу на конкурсном экзамене Можно дать ложные показания на суде, чтобы помочь невиновному избежать тюрьмы
Слайд 21: Ошибки с позиции формальной логики
Формальная и житейская логика Ошибки в логических рассуждениях: Абдукция ( предикативное мышление ) – вывод делается от следствия к посылке « Мотивационный сдвиг рациональности » – влияние мотивов на логичность выводов Шаблонность мышления – тенденция одинаково подходить к разным проблемам Эффект «снижение логичности» при конфликте со здравым смыслом
Слайд 22: Пример абдукции
= Посылка 1: Все тигры с четырьмя лапами Посылка 2: Собака имеет четыре лапы Заключение: Собака – это тигр
Слайд 23: Эвристика репрезентативности
Линде 31 год. Она замужем, искренна и полна оптимизма. В колледже ее специализацией была философия. В студенческие годы она живо интересовалась вопросами дискриминации и другими социальными проблемами, участвовала в демонстрациях против ядерного оружия. Основываясь на этом описании, оцените, какой из двух выводов вероятнее : а) Линда - кассир в банке б) Линда - кассир в банке и активистка феминистского движения
Слайд 24: Примеры
Какая болезнь опаснее? 1) В Китае появилась загадочная болезнь. За последний месяц неизвестный вирус подхватили 600 человек. 200 из них выжили. 2) В Китае появилась загадочная болезнь. За последний месяц неизвестный вирус подхватили 600 человек. 400 из них умерли.
Слайд 25: Примеры
Что опаснее авиаперелеты или езда на автомобиле? Несмотря на то что вероятность погибнуть в автокатастрофе в 26 раз выше, чем вероятность крушения самолета, большинство людей уверены, что авиаперелеты опаснее езды на автомобиле.
Слайд 26: Вычеркнете лишнее слово
Небоскреб Собор Храм Молитва Собор Молитва Храм Небоскреб
Слайд 27: Барьеры при принятии решений и вынесении суждений
Негативные эмоции (например, страх перед ошибкой или неопределенностью) Распространенные в культуре представления, стереотипы (игра – это детское занятие) Воспоминания, установки, ожидания Нерелевантная информация Существующие представления о функциях предметов (функциональные привязки) Формулировка задачи Контекст решения задачи
Слайд 28: Примеры парадоксов
Парадокс – неожиданное, странное высказывание, резко расходящееся с общепринятым мнением или со здравым смыслом, хотя формально-логически оно правильно; рассуждение, приводящее к взаимоисключающим результатам, которые в равной мере доказуемы «Лжец» – «король парадоксов». Человек говорит: «Я лгу». Его слова не могут соответствовать истине, ведь он сам сказал, что лжет, а значит, любое его высказывание должно быть ложным. Но если высказывание «Я лгу» ложно, то человек говорит правду, а не лжет. «В этой вразе 3 ашибки » (2 орфографических и одна семантическая – но тогда их действительно 3, но тогда 2 и т.д.).
Слайд 29: Виды мышления
По характеру решаемых задач : теоретическое мышление практическое мышление Особенности практического мышления ( Б.М. Теплов, «Ум полководца»): Способность к максимальной продуктивности ума в условиях максимальной опасности Сложность материала, подлежащего анализу и простота, ясность, определенность его продуктов (планов, решений) Умение охватить все стороны вопроса Умение мгновенно менять план Нельзя проверить гипотезу
Слайд 30: Виды мышления
По степени развернутости мышления: Дискурсивное (аналитическое) Интуитивное По степени новизны и оригинальности : Репродуктивное (воспроизводящее) Продуктивное (творческое) Быстрота протекания Выраженность этапов Осознанность
Слайд 31: Интеллект и креативность
Интеллект – способность к мышлению, способность решать задачи на основе имеющихся знаний Креативность – способность к творчеству, к преобразованию знаний Обучаемость – способность к приобретению знаний Способность как готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению
Слайд 32: Виды интеллекта
Общий интеллект Вербально-лингвистический Логико-математический Визуально-пространственный Эмоциональный Социальный
Слайд 33: Проблемы творческого мышления
Подходы к проблеме творческих способностей : 1. Творческих способностей, как таковых, нет. Главную роль в творчестве играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Маслоу, Д. Богоявленская) – креативный тип личности 2. Высокий уровень интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот (Д. Векслер,Г. Айзенк, Р. Стенберг ) 3. Творческие способности (креативность) являются самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев, П. Торренс – « теория интеллектуального порога» )
Слайд 34: Личность и креативность
Личностные черты, присущие творческим людям: независимость открытость ума высокая толерантность к неопределенным ситуациям развитое эстетическое чувство самоуважение развитая подсознательная сфера доминирует чувство радости в противовес чувству страха склонность к риску нейротизм
Слайд 35: Соотношение креативности и интеллекта
Креативность > интеллекта: чувство неполноценности, неудовлетворенности собой, тревожность, невротичность, плохая адаптированность Интеллект > креативности: стремление к внешнему успеху, достижениям, одобрению, благополучию Высокий уровень интеллекта и креативности: активность, самодостаточность, независимость, эмоциональная уравновешенность, успешность Низкий уровень интеллекта и креативности: психологическая защита, гипертрофированная социальная активность, неадекватность самооценки
Слайд 36: Измерение интеллекта
Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient ) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста КОТ - Краткий Ориентировочный Тест Тест на IQ Айзенка Шкалы Д. Векслера Прогрессивные матрицы Р авена
Слайд 38: Измерение креативности: тесты П. Торренса
Вербальные тесты Спросить и угадать Усовершенствование игрушки Необычное использование Невероятные ситуации Невербальные тесты Нарисуй картинку Незавершенные фигуры Повторяющиеся фигуры Дождь застрял в воздухе и не падает. Что будет?
Слайд 40: Показатели креативности
Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность
Слайд 41: Проблема развития творческих способностей
Факторы, препятствующие развитию творческих способностей: Стремление к успеху во что бы то ни стало, недопущение риска Конформизм, неспособность противостоять давлению других Неодобрение исследования, воображения, фантазии Жесткие гендерные стереотипы Дифференциация игры и учения («учение – это тяжкий труд») Готовность к изменению точки зрения, собственного мнения Преклонение перед авторитетами
Слайд 42: Развитие мышления
Виды обобщений ( Л.С.Выготский ): синкрет к омплекс понятие Предпонятие
Слайд 43: Операциональная теория развития интеллекта
Развитие интеллекта – это процесс интериоризации : переход внешних (сенсомоторных) действий во внутренний план и их преобразование в операции Операции – интериоризованные (умственные) действия, ставшие обратимыми, координированными и сгруппированными в системы Жан Пиаже (1896 –1980)
Слайд 44: Стадии развития интеллекта
1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 2-х лет ) 2. Дооперациональный интеллект (от 2 до 7 лет) 3. Стадия конкретных операций (от 7–8 до 11 лет) 4. Стадия формальных операций (12–15 лет)
Слайд 45: Когнитивный эгоцентризм
Эгоцентризм - c крытая умственная позиция, состоящая в том, что ребенок рассматривает мир со своей точки зрения Тест на эгоцентризм « Три горы»
Слайд 47: Когнитивное развитие: мышление дошкольника
неспособность к сохранению свойств объектов необратимость центрация анимизм артифициализм реализм отсутствие иерархической классификации - мама, ты знаешь, почему идет дождь? - почему? - потому что улитки хотят пить
Слайд 48: Дети как наивные теоретики
- мама, а ты знаешь, что у меня в голове? - что? - МОЗГ!!! - это хорошо. - да. Знаешь, почему это хорошо? - почему? - лично у меня мозг всем управляет в теле и командует. И думает, и запоминает, как компьютер. Но это лично у меня. - а у других? - (задумчиво) у них, может, и нет такого мозга... ____________________________ "У меня тысяча мозгов, поэтому я знаю и умею всё, а вот у тебя ( показывает обычно на сестру ) наверное всего-навсего два мозга, и ты глупая совсем!"
Слайд 49: Речь и мышление
Ж. ПИАЖЕ Особенности речи ребенка: эгоцентрическая речь ( эхолалия ; монолог; коллективный монолог) социализированная речь ( информация, критика, просьба, вопрос, ответ, угроза, приказ и др.) Эгоцентрическая Социализированная речь Л.С. ВЫГОТСКИЙ Эгоцентрическая речь Внутренняя речь Социальная речь Коммуникативная речь 45% - доля эгоцентрической речи у детей 3-7 лет
Слайд 51: Речь
Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности
Слайд 53: Гипотеза лингвистической относительности
Гипотеза Сепира – Уорфа : структура языка определяет мышление и способ познания реальности Д. Мацумото : лингвистическая система в известной мере определяет связанную с ней понятийную систему и связанное с ней мировоззрение люди, говорящие на разных языках, создают различные картины мира, являясь поэтому носителями различных культур и различных общественных поведений язык не только обусловливает, но и ограничивает познавательные возможности человека от различия языков зависит не только разница в содержании мышления, но и различие в логике мышления
Слайд 54: Подтверждения гипотезы Сепира-Уорфа
Восприятие цвета (в языке тарахумара – Мексика – нет различия между понятиями «синий» и «зеленый ») Восприятие времени и пространства (10 человек, 10 дней) Классификация предметов и действий (« молния блеснула»; в языке хопи – один глагол «сверкнуло» ; классификация явлений по их длительности : «молния», «волна» – глаголы, т.к. это события краткой длительности, а слова «облако», «буря» – существительные, есть некая продолжительность) Восприятие формы предметов (язык навахо : некоторые глаголы («подбирать », «бросать»), преобразуются в разные лингвистические формы в зависимости от того, с какого типа предметами обращаются ( тонкие округлые предметы, длинные гибкие предметы и т.д. ) Восприятие причин происходящих событий ( я понский язык: пассивная глагольная форма (значение «был вынужден») – склонность возлагать ответственность на других, даже если результаты действия положительны)
Слайд 55: Понимание значения
Двусмысленность затрудняет интерпретацию значения: лексическая – связана с использованными словами синтаксическая – связана с использованными грамматическими конструкциями
Слайд 58: Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста (1)
Пассивная речь в развитии опережает активную Фонематический слух опережает развитие артикуляции Развитие активной речи ребенка: Протослова: ки – всё интересное; ть – желание получить что-либо или требование совершить какое-либо действие «Язык нянь»: а) лепетоподобные ( баба, деда, бай-бай, бо-бо ); б) звукоподражательные ( мяу, ням-ням, тик-так ) Нормативные слова, чаще с искаженной фонетической формой ( каша, молоко, чай, яблоко, кукла, мяч, иди, сядь, спать ) Лексический взрыв (18 - 20 мес.)
Слайд 59: Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста (2)
Однословные фразы или « голофраза » Появление предложений (« телеграфная речь ») Грамматический взрыв (24 – 36 мес.) Усвоение языковых правил ( 2—2,5 года): вставает, скакает, нарисуть, посидю, поскаку (поскачу), на ковёре, деть, людь, вилком, ложком, нет бусов, много мозаиков, много дрянев Развитие значения детских слов : переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям Два типа ошибок : 1) сужение значение 2) расширение значения : ава (собака) – все четвероногие; дяка (ягода) – яблоко, персик, слива и др.
Слайд 60: Речевое развитие: Б. Скиннер vs Н. Хомский
«Вербальное поведение» (1957) «Синтаксические структуры» (1957)
Слайд 61: Правила усвоения новых слов
Название относится к целому объекту Если незнакомое слово произносится в присутствии объектов, имеющих имена и не имеющих, слово относится к тем объектам, которые не имеют имени Если объект уже имеет название и представляется под другим названием, это новое название означает «подкатегорию» первоначального названия Контекст предложения
Слайд 63: Примеры словотворчества детей (из Т.Н. Ушаковой )
«Слова-осколки»: « Мы лепили-лепили, и получилась лепь » (3 года 6 месяцев ) «Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах ?» (3 года 6 месяцев) Слова с «чужим» окончанием: « Пурга кончилась, остались только пургинки » (3 года) «Я не вижу, где на кофточке рваность » (3 года 8 месяцев) «Самому одеваться, без помогания ?» (3 года 8 месяцев) «Я - правдун !» (4 года) «Не рассказывайте про ваши страшности » (6 лет) «Спасибо, я уже полный живот напирожила » «А для меня это не наказанье, а вовсе радованье » Синтетические слова: Ворунишка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев) Вкуски - вкусные куски (4 года) Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года)