Первый слайд презентации: Коррекция заикания по методике Ястребовой Аллы Васильевны
Слайд 2
Академик Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Около 40 лет А. В. Ястребова занималась исследовательской и научно-методической работой в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН СССР (РСФСР), руководимой Р. Е. Левиной. Разрабатывала вопросы изучения и коррекции таких сложных форм речевой патологии, как заикание и алалия, изучала причины неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ с различными формами первичной речевой патологии. Исследования А. В. Ястребовой сыграли существенную роль в разработке путей коррекции недостатков устной и письменной речи у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. В России и за рубежом ею опубликовано около 90 научных и научно-методических работ, которые имеют актуальное значение для преобразования (совершенствования) практики обучения и воспитания детей с различными формами речевой патологии. Ведет большую научно-методическую и лекционную работу по внедрению результатов исследований в практическую деятельность учителей-логопедов, педагогов и воспитателей различных ДОУ и школ. Ею разработаны основополагающие документы в плане организации содержания и реализации специальных методов, предупреждающих неуспеваемость учащихся с первичной речевой патологией по родному языку.
Слайд 7: ПЕРВЫЙ ЭТАП 5 ступеней по 5 занятий (25 занятий) Цель – научить заикающихся усваивать и передавать информацию
Слайд 8: Этап первый, ступень первая
Задача уточнить и сформировать навыки активно видеть, слушать, понимать запоминать. Ведущая роль – логопед Средство помощи - организующие и регулирующие высказывания логопеда - наглядность - речь и поведение логопеда
Слайд 9: Этап первый, ступень вторая
Задача сформировать умения и навыки, усваивание информации, тонной и четкой передачи в условиях межличностного общения в ситуациях коммуникативной деятельности Средства помощи - организующие и регулирующие высказывания логопеда (наглядность, пример речи и поведения логопеда, усложнение коммуникативной деятельности – вопросы ловушки, задание с конкретными данными)
Слайд 10: Этап первый, ступень третья
Задача усваивать и передавать информацию соблюдая правила партнерства Средства помощи - с двух первых ступеней и новые усложняющие средства- самостоятельный выбор решения - изменения темпа деятельности - повышение личной ответственности за деятельность - выход к доске
Слайд 11: Этап первый, четвертая и пятая ступени
Задача формирование и закрепление навыка обмена информацией в межличностном общении, при соблюдении права партнерства. Средства помощи новые усложняющие средства - самостоятельный выбор решения - изменения темпа деятельности - повышение личной ответственности за деятельность - выход к доске + повышение ответственности за качество чтения - введение коллективных форм деятельности.
Слайд 12
Вывод : Первый период - уточнение и расширение собственных знаний детей в области языка, осуществляемое как путем организации целенаправленных наблюдений учащихся над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений по упорядочению темпа и плавности. Содержание логопедических занятий первого периода составляют различного рода упражнения, способствующие: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного состава и запаса представлений и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.
Слайд 13: Второй этап
Основная задача на втором этапе : формирование умений и навыков общения, обеспечивающих возможность выступить в роли руководителя коллективной формы деятельности. Второй этап состоит из 25 занятий, составляющих 5 ступеней
Слайд 14: Этап второй, ступень первая
Задача : отработка умений и навыков правильно, четко, без заикания формулировать задания участникам совместной деятельности. Ситуация коммуникативной деятельности. Средства помощи : направляющие и регулирующие высказывания учителя-логопеда; наглядная опора в виде инструкции-схемы с указанием последовательности выполнения, речевых действий.
Слайд 15: Этап второй, вторая и третья ступени
Задача : отработка умений и навыков общения без заикания в процессе дифференцированного опроса учащихся во время коллективной деятельности. Ситуация коммуникативной деятельности. Модель общения : ученик, формулирующий задание у доски, опрашивающий участников совместной деятельности и оценивающий их ответы — ученики — ученик. Модель речевого поведения : активное дифференцированное воздействие со стороны ведущего занятия при предъявлении задания и опросе учащихся.
Слайд 16
Средства помощи : направляющие и регулирующие высказывания логопеда; инструкция-схема последовательности выполнения конкретных речевых действий. Средства, усложняющие коммуникативную деятельность : увеличение компонентов неречевой задачи; изменение темпа деятельности и выполнение ее без инструкции.
Слайд 17: Этап второй, четвертая и пятая ступени
Основная задача : формирование умений и навыков саморегуляции высказывания и речевого поведения (самоконтроль собственного поведения, высказываний и предупреждение коммуникативных затруднений ). Ситуация коммуникативной деятельности : ведущий (у доски) занятия ученик — ученики —ученик.
Слайд 18
Модель речевого поведения : активное дифференцированное воздействие в плане контроля и оценки речевых действий всех участников занятия. Изменение стратегии речевого поведения при смене ролей в пьесе. Средства помощи : инструкция-схема последовательности речевых действий; стимулирующие и направляющие вопросы логопедов. Средства, усложняющие коммуникативную деятельность : изменение темпа деятельности; наличие отвлекающих моментов.
Слайд 19: Третий этап
3—5 ступеней, 15—25 занятий Цель - закрепление навыков свободного общения. Третий этап коррекционного обучения посвящается закреплению умений и навыков свободной межличностной коммуникации с учетом различных аспектов общения (информационный, взаимодействия и саморегуляции ).
Слайд 20: Третий этап, ступень первая
Задача - отработка средств саморегуляции собственных высказываний и собственного поведения. Модель общения: ученик — ученики — ученик. Модель речевого поведения активная убедительность; управление семантикой и последовательностью высказывания; адекватность использования языковых средств.
Слайд 21: Этап третий, ступень вторая
Задача - Закрепление умения и навыков дифференцированного воздействия в межличностном общении в зависимости от целей, задач общения. Модель общения ученик — ученики — ученик. Модель речевого поведения саморегуляция речевого поведения в плане регуляции определения субъекта цели и условий высказывания.
Слайд 22: Этап третий, ступень третья
Задача - формирование, закрепление навыков полемического высказывания, то есть в условиях дискуссии. Модель общения ученик — ученики — ученик. Модель речевого поведения активность в отстаивании своей точки зрения, стратегия убеждения и доказательности во время дискуссии, саморегуляция поведения и речи. Средства помощи направляющие и регулирующие высказывания учителя-логопеда, инструкция-схема..
Слайд 23
Содержание логопедических занятий: - разгадывание анаграмм - выполнение математических и грамматических заданий - определение маршрута - проигрывание пьес - упражнения по построению текста - чтение и воспроизведение прочитанного - высказывания по плану