Первый слайд презентации
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В НАУКЕ (зарубежные исследователи)
Научный термин «Психофизиология» впервые появился в первой половине XVIII века, когда в 1732-1734 гг., не- мецкий учёный-энцеклопедист, фило - соф, один из наиболее заметных фило - софов после Лейбница, Хри́стиан фон Вольф (1679 – 1754) опубликовал свои книги «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология ».
Определенное развитие науки психофизио - логии связано с именем немецкого философа Иммануила Канта, который в 1773 г. в своей монографии «Антропология» дал развернутые психологические характеристики четырем ти - пам темперамента. По мнению Иммануила Канта темперамен - ты разделяются на два основных вида: - темпераменты чувств: ( сангвинистический и флегматический, так как на «ощущение оказывает быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает не глубоко и не бывает продолжительным». - темпераменты действия (холерический и меланхолический) так как на «ощущение оказывается слабое воздействие, и оно формирует дли- тельное действие» _________________________ КАНТ, ИММАНУИЛ (1724–1804), представитель немецкой классической философии эпохи Просвещения. Оказал значительное влияние на многих мыслителей того времени, создатель философской школы, в той или иной мере, повлиявшей на всю последующую философскую мысль.
Первоначально ( XVIII век) термин Психофизио - логия использовался наряду с понятием Физиоло - логическая психология для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точ - ные и объективные физиологические методы. О связи психического и физиологического утвер - ждали известные физиологи того времени : Мюл - лер, Фехнер, Гельмгольц, Пфлюгер, Дю Буа - Реймон и др.
Мюллер Иоган Петер (1801–1858) выдающийся немецкий физиолог. Одним из первых предпринял попытку объяснения психических процессов (восприятия, памяти, мышления, темперамента) с дея - тельностью головного мозга.
Слайд 6: Возникновение и развитие психофизиологии
Фехнер Густав Теодор (1801-1887) Немецкий физик, психолог, философ, про- фессор физики Лейпцигского университета. Основоположник направления психофи - зиологии ощущенией. Экспериментально обосновал и доказал формулу : интенсивность ощущения пропорциональна логарифму стимула (раздражителя). Автор книги: «Основы психофизики», в которой показал возможности математически точно определять закономерные отношения между психическим и физическим.
Слайд 7: Возникновение и развитие психофизиологии
Гельмгольц Герман Людвиг (1821-1894). Гельмгольц считается центральной фигурой в создании основ психофизилогии ощущений как самостоятельного раздела науки. Будучи врачом-офтальмологом, Гельмгольц занимался проблемой зрительных ощущений. Разработал концепцию цветного зрения. Доказал, что имеются нервные волокна, возбуждение которых волнами различной длины создают ощущение основных цветов: красного, зеленого и фиолетового.
Слайд 8: Возникновение и развитие психофизиологии
Пфлюгер Эдуард (1829-1910). Немецкий физиолог. Внес большой вклад в изучение строения и функций сенсорной системы. Автор научного объяснении механиз - мов развития утомления. Считал, что не- одокисленные продукты жизнедеятельности (в частности, молочная, пировиноградная и др. кислоты) являются основной причиной возникновения этого явления (теория «Загрязнения организма»).
Слайд 9: Возникновение и развитие психофизиологии
Экснер Зигмунд (1846- 1926) – австрийский физиолог. Основополож - ник направления « Психометрика ». Ему принадлежит термин: «Время моторной реакции». З.Экснер показал различение сенсорной и моторной реакций. Принципиальное значение работ Экснера в области психо - метрии заключается в использовании количественных ас- пектов психических процессов. Это открывало возможность объективного подхода к измерению психических явлений.
Слайд 10: Возникновение и развитие психофизиологии
Свое бурное развитие психофизиология, как прикладная наука, начала переживать в конце XIX – начале XX столетий. Это было связано с тремя основными причинами: 1). Глобальная индустриализация производства и техническое пере- вооружение промышленности. Появление новых технических устройств (паровые машины, трамваи, телеграф и др.) предъявило повышен- ные требования к психофизиологичес - ким качествам лиц, занятых по обслу - живанию этих технических систем.
Слайд 11: Возникновение и развитие психофизиологии
2). Тотальное перевооружение всех армий мира, связанное с появлением принципиально новых способов ведения войны (самолеты, подводные лодки, танки и др.). Это в свою очередь предъявляло высокие требования к психофизиоло - гическам качествам военных специ - алистов, в первую очередь, к психо - моторным и эмоционально-волевым качествам.
Слайд 12: Возникновение и развитие психофизиологии
3). Проблемы, связанные со школьным обучением. В развитых странах того времени (Герма- ния, Англия, Франция, Россия) было введено всеобщее начальное образование, что в свою очередь выдвинуло проблемы психологичес - кого отбора способных и одаренных детей и детей с ЗПР, для разделения их по классам. (проблемы дифференциальной и педагогичес - кой психологии)
Слайд 13: Возникновение и развитие психофизиологии
То есть в конце XIX начале XX века зароди- лась и нашла свое практическое применеие : Дифференциальная психофизиология. Это направление было представлена такими известными учеными,как Вунд, Гальтон, Бине, Симон, Кеттел, Штерн, Мюнстерберг и др.
Слайд 14: Возникновение и развитие психофизиологии
Вильгельм Вунд (1832-1920). Выдающийся немецкий психолог. Врач, по об- разованию. Учился у знаменитых физиологов И. Мюллера и Г. Гельмгольца. В 1874 гг. выходит его фундаментальная работа «Основания физиологической психологии». В 1879 г. в г. Лейпциге Вильгельм Вунд создает первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, которая через два года перерастает в институт. В этом институте (1910 г.) стажировал- ся русский академик В.М. Бехтерев. По существу В. Вунд стал родоначальником нового направления: психо - техники, разрабатывая методы оценки психомоторных качеств человека, кото - рые уже тогда учитывались при отборе кандидатов для работы с промышленными машинами, где эти качества являлись основополагающими.
Слайд 15: Возникновение и развитие психофизиологии
Психотехника — отрасль психологии, получившая широкое распространение в конце XIX – начале XX вв. и изучавшая приложение психологии к решению практи - ческих вопросов, связанных с психологией труда. Термин «психотехника» предложил в немецкий психолог В.Штерн (1903). Немецкий психолог Г.Мюнстерберг сделал попытку оформить психотехнику как науку (1908), определив её содержание и методы. Психотехника должна была решать прикладные задачи по четырем основным направлениям: 1). Профессиональная консультация. Профессиональный отбор. Профессиональное обучение. 2). Разработка и создание психологически обоснованных конструкций машин и инструментов с учетом особенностей строения человеческого тела. (Эргономика). 3). Психологическая гигиена (разработка режимов труда и отдыха). 4). Психология воздействия (средствами лекций, плаката, рекламы, кино и др.).
Слайд 16: Возникновение и развитие психофизиологии
Мюнстерберг Гуго (1863-1916). Немецкий психотехник. Ученик немецкого пси- холога В. Вунда. В 1892 г. переехал в США, где стал профессором Гарвардского университета. Мюнстерберг Г. был одним из основателей прик - ладной психологии (психотехники). Автор ряда работ по оценке профпригодности к операторской деятель- ности. Разработал целую серию психологических ме - тодик, используемых и ныне (например, ЧКТ, « Расста - новка чисел» и др.).
Слайд 17: Возникновение и развитие психофизиологии
В Англии Френсисом Гальтоном в 1884 году была образована антропометрическая лаборатория. В этой лаборатории каждый человек мог обследо - ваться на предмет оценки своих способностей с помощью целого набора методик: -на определение зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной чувствительности; -на мускульную силу; -оценить время простой и сложной сенсомоторной реакции и др. С помощью этих методик были получены первые систематические ре- зультаты об индивидуальных различиях, которые затем были положенны Френсисом Гальтоном в основу нового направления- «Дифференциальная психофизиология».
Слайд 18: Возникновение и развитие психофизиологии
Джеймс Кеттелл (1860-1944). Ученик В.Вунда. В 1894 г. приехал рабо - тать в Пенсильванский университет, в кото - ром вскоре организовал психометрическую лабораторию. В результате многолетних исследований Дж. Кеттелл разработал наборы тестов, которые были названы «Умственными тес- тами » и использовались для оценки так называемой « Интеллектууальной физиономии обследуемого». Таких психофизиологических тестов насчитывалось более 50-и, и направлены они были на изучение качеств внимания, памяти, мыш - ления и ряда других характеристик. Тем самым Дж. Кеттел доказал (вопреки мнению В.Вунда ), что существуют методики, с помощью которых можно оценить высшие психические функции человека.
Слайд 19: Возникновение и развитие психофизиологии
Бине Альфред (1857 -1911). Французский психолог, возглавлял (1895) ла - бораторию физиологической психологии в Сорбонне. Основное внимание уделял экспе - риментальному изучению высших психичес - ких функций у детей. Разработал и усовершенствовал ряд новых методов: опрос- ники, психологические тесты, метод клинической беседы. Стремясь решить задачу отбора умственно отсталых детей в специальные школы, он, вместе с Теодором Симоном, раз- работал «Шкалу развития интеллекта» (1908), в основе которой лежит идея различия хронологического и умствен- ного возраста ребенка.
Слайд 20: Возникновение и развитие психофизиологии
Теодор Симон (1873-1961). Французский психиатр. Вместе с А. Бине, работая в рамках Комиссии по изучению методов обучения умственно отсталых де- тей, создали, ставшую в дальнейшем все- мирно известной, « Шкалу измерения ин- теллекта », названную впоследствии: « Шкалой Бине-Симона ». Одновременно они ввели понятие: «Коэффициент умственного развития: IQ = IQ фактич./ IQ нормативн. Х 100». После смерти А. Бине (1911г.) Т. Симон перестал заниматься проблемой создания психодиагностических методик и полностью переключился на пси- хиатрию.
Слайд 21: Возникновение и развитие психофизиологии
Психофизиология нашла свое практическое применение в военном деле. После вступления США ( 1917 г. ) в 1-ю Мировую войну Американская пси- хологическая ассоциация утвердила Коми- тет помощи войне под руководством извест - ного психолога Роберта Йеркса (1876-1956). Этот комитет отобрал наиболее пригодные психодиагностические тесты, которые стали использоваться в ходе профотбора более 1,5 млн. новобран - цев. По результатам тестирования новобранцев с применением наборов тес- тов : «Армия-Альфа» и « Армия-Бета» их распределяли по 5-и группам военных специальностей с учетом психофизиологических качеств солдат.
Слайд 22
История возникновения и развития психофизиологии как самостоятельного направления в науке (отечественные исследователи)
Слайд 23: Возникновение и развитие психофизиологии
08 ноября 1699 г. Петром I подписан Указ о наборе рекру - тов для русской армии: «…Впредь из даточных людей, из охочих и праздных людей брать в рекруты только креп-ких и не хворых, не увеченных и не придурковатых…»
Слайд 24: Возникновение и развитие психофизиологии
Выдающийся отечественный психиатр Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) был в числе первых стажеров из России, кото - рые работали в лаборатории Вильгельма Вунда. Его усилиями была создана лаборатория экспериментальной психологии в Казанском университете и психофизиологическая лабора - тория при кафедре психиатрии ВМедА (г.Санкт- Петербург). Стараниями В. М. Бехтерева был создан ряд научно-исследовательских, лечебных и учебных учреждений, в том числе и Психоневрологический институт- первый в мире научный центр по комплексному изучению человека. Именно в нем впервые стали обучать медицинских психологов – специалистов для целенаправленной работы с больными людьми. Психологическая школа В. М. Бехтерева оказала решающее влияние на развитие психофизиологии в России.
Слайд 25: Возникновение и развитие психофизиологии
Александр Фёдорович Лазурский (1974-1917) русский врач и психолог. Ученик В.М.Бехтерева. Профессор Педагогической академии и Психо - неврологического института в Санкт-Петербурге. Разработал учение о личности и типах характе - ра («характерологию») на основе выделения двух психических сфер: - врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер (« эндопсихика »); - формирующихся на протяжении жизни («экзо- психика). Согласно этой концепции он предположил о соотнесении свойств характера «с различными сторонами деятельности тех или иных нервных центров». Тем самым, А.Ф. Лазурский рассматривал взаимообуславливающие влияние морфолого-физиолологических образований человека на психическую дея - тельность.
Слайд 26: Возникновение и развитие психофизиологии
В 1884 г. отечественный психолог и доктор медицины Петр Францевич Лесгафт ( 1837 – 1909) опубликовал как итог своих 20-летних исследований мо- нографию : «Семейное воспитание ре- бенка и его значение», где впервые дал понятие акцентуаций характера подрост- ков. В частности им были описаны 6 ос- новных «школьных типов», их характерные черты и причины ( био - логического и социального плана) их порождающие. По сути, эта работа положила начало становления в России цело- го направления в психологии, как педагогической психология.
Слайд 27: Возникновение и развитие психофизиологии
Г. И. Россолимо (1860 -1928) врач и психолог. Однокурсник и близкий друг А. П. Чехова. Активно занимался проблемой изучения обучения и воспитания умственно отсталых детей. Общепризнанный осново - положник нового направления в отечественной психо - логии - дефектологии. В 1911 г. Г.И. Россолимо организует Институт детс - кой психологии и неврологии. Одним из первых дока- зал необходимость определения потенциальных возможностей ребёнка ещё до школы, что поможет направить его в соответствующее учебное заведение. Предложил метод измерения интеллектуальных способностей у детей. Этот метод был назван методом «Психологических профилей». В методе выделяются 11 психических профилей (воля, внимание, зрительная память, память на речь, память на числа, комбинатор- ные способности и др.). Профили оцениваются по 10-балльной шкале и по этим значениям выстраивался графический профиль, в сравнении с номинальными значениями.
Слайд 28: Возникновение и развитие психофизиологии
Петр Борисович Ганнушкин (1875 - 1933) выдающийся русский психиатр. Создатель кон- цепции «малой психиатрии». Разработал учение о патологических характерах. В книге «Психопатии» (1930) им была пред- ложена конституционная классификация харак - теров : циклоиды, астеники, неустойчивые, анти- социальные, конституционально-глупые. В дальнейшем, элементы его типологии были использованы в ра - ботах известнейшего советского психиатра и психолога Личко Андрея Евгеньевича. П. Б. Ганнушкин также описал признаки поведенческой патоло - логии в виде склонности к дезадаптации и нервно-психической неус - тойчивости.
Слайд 29: Возникновение и развитие психофизиологии
Бори́с Миха́йлович Тепло́в (1896-1965) крупнейший психолог, основатель школы дифференциальной психофизио - логии, к которой также принадлежали его ученики: В.Небылицын и В.Мерлин. Б.М.Теплов — действительный член АПН СССР, профессор, доктор педагогических наук (по психологии). Изучал врождённые способности, характер, темперамент человека, разрабатывал методы их объективной диагностики и измерения. Будучи научным руководителем направления «Пси- хофизиология индивидуальных различий» Б.М.Теплов провел ряд исследований по изучению темпераментов и способностей с позиции психофизиологической природы индивидуальных различий.
Слайд 30: Возникновение и развитие психофизиологии
Никола́й Алекса́ндрович Бернште́йн (1896-1966) видный психофизиолог создатель новой теории «Физиологии активности». Концепция «Физиологии активности», созданная им на основе глубокого теорети - ческого и эмпирического анализа движений человека в норме и патологии (спортивных, трудовых, после ранений и травм органов движения и др.) послужила основой для понимания механизмов формирования двигательных навыков, уровней построения движений в норме и патологии. Автор концепции « Рефлек - торного кольца». Разработки Н.А. Бернштейна нашли широкое практическое примене - нение при восстановлении движений у раненых во время Великой Отечес - твенной войны и в последующий период, при формировании спортивных навыков у спортсменов. Автор монографии «Построение движений» (1947).
Слайд 31: Возникновение и развитие психофизиологии
Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия (1902 -1977) известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии. В течение более чем 50-летней научной ра - боты А. Р. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии таких как: нейропсихология, психофизиология, детская психология и др. В 1923 г. А.Р. Лурия обосновал возможность регистрации объективных признаков нервно- психического напряжения. Ввел понятие « ла - тентный период», предложил методику « сло - весные ассоциации». Идеи А.Р. Лурии были ре- ализованы в полиграфической аппаратуре («Детекторы лжи»).
Последний слайд презентации: КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КАК: Возникновение и развитие психофизиологии
Пономаренко Владимир Александрович (1933 г.). Доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии образования. Основные направления работ: -разработка теории человеческого фактора в инте - ресах повышения надежности человека в опасных профессиях; -автор концепции профессионального здоровья; -под его руководством были разработаны методы диагностики психофизиологического состояния и фун - кциональных резервов организма специалистов опера- торских профессии; -разработаны и применяются на практике методы и аппаратура для спецгоспиталей, для восстановления функционального состояния летчиков и космонавтов.