запросы медицинской, педагогической и индустриальной практики; проникновение в психологическую науку эксперимента и необходимости измерения ( психометрия ); развитие представлений об индивидуально-психологических различиях ( дифференциальная психология, характерология ).
Слайд 4: Этапы развития психодиагностики
1 этап – донаучный период психодиагностики – до 80-х гг. ХIХ в. 2 этап – становление психометрии и тестологии – 80-е гг. ХIХ в. – 30-е гг. ХХ в. 3 этап – разработка принципов достоверности в психодиагностике – 30-60-е гг. ХХ в. 4 этап – расширение сферы применения методов психодиагностики – с 60-х гг. ХХ в.
Слайд 7: Гийом ле Марешаль - величайший боец на рыцарских турнирах своего времени. Миниатюра из "Chronica Major" Гийома Тирского
Слайд 8: Турнир Баварская гравюра ок. 1400 года
Изображение рыцарского турнира (XV век)
Слайд 9: Вероятно, первым человеком, разработавшим нечто близкое тесту, был испанский ученый Хуан Хуарт (1530-1589). Он издал книгу в 1575 г., посвященную выявлению дарований у детей. Главными измерениями, индивидуальными различиями, которыми интересовался Хуарт, были понимание, память и воображение. Основная мысль этой книги заключается в том, что индивидуумы очень сильно отличаются один от другого умом, а также специфическими талантами (способностями). Выбирая разные сферы деятельности, одни добиваются удачи, другие нет, поскольку у них разные способности, а поэтому имеет смысл выявлять способности каждого человека и на этой основе подбирать для него образование и профессию, писал Хуан Хуарт
Слайд 11: МЕДИЦИНСКАЯ ПРАКТИКА ВЫДВИНУЛА ПОТРЕБНОСТЬ В ДИАГНОСТИКЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ И ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
Слайд 12: Большое значение для развития психодиагностики оказали первые исследования умственной отсталости, начавшиеся в XIX в., и отделение её как таковой от психических заболеваний
Слайд 18: Ж.Е.Д. Эскироль показал, что между крайними полюсами нормальности и идиотии существует континуум многочисленных степеней умственной отсталости
Слайд 19: Ж.-Э.Д. Эскироль (1838) впервые привел КЛАССИФИКАЦИЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ, а также указал на способность пользоваться языком как на критерий интеллектуального уровня развития ребенка
Слайд 20: Заинтересованный в дифференциации умственной отсталости от психического заболевания, Эскироль одним из первых вводит критерии их четкого разграничения, а также предлагает классификацию уровней умственной отсталости. Эскироль сумел правильно установить тот факт, что особенности речевого развития индивидуума могли бы быть психологическими критериями для дифференциации уровней умственной отсталости (что и было использовано спустя полвека при разработке шкалы Бине—Симона )
Слайд 22: В 1837 году Эскироль поручил Сегену заняться индивидуальным воспитанием идиота. Сеген добился значительных успехов в этом деле. Тогда Эскироль предложил ему исследовать несколько слабоумных детей, находившихся в психиатрической лечебнице в Биссетре. В 1839 году Сеген был назначен руководителем детского отделения для слабоумных при этой больнице. При помощи особых методик тренировки сенсорного различения и развития моторного контроля удалось опровергнуть господствующее мнение того времени о неизлечимости умственной отсталости
Слайд 23: Эдуард Сеген, изучив работы Эскироля, а также опираясь на собственный обучения умственно отсталых детей, приходит к выводу, что умственно отсталые индивидуумы могут достичь определенных результатов в своем развитии, и основывает в Париже для их обучения школу. Эдуард Сеген вводит в практику сенсомоторные методы оценки умственного развития. Среди учебных приемов, которыми он пользовался, была так называемая доска Сегена, которая требовала от учащегося вставить с максимальной быстротой различные фигуры произвольной формы в соответствующие им по форме прорези на доске
Слайд 25: Ряд предложенных Э. Ce геном методик позднее был включен в практические и невербальные тесты интеллекта. Идеи Сегена повлияли на тестологические изыскания европейских и американских психологов (в 1848 г. он эмигрировал в США)
Слайд 26: В середине XIX — начале XX в. начались исследования индивидуальных и типологических особенностей личности человека. Формируются такие направления, как АНТРОПОЛОГИЯ и ХАРАКТЕРОЛОГИЯ, и связанные с ними френология, физиогномика, графология. Это было связано с поиском средств диагностики индивидуальных особенностей личности
Слайд 32: Чезаре Ломброзо изучал связь между умственными и физическими характеристиками. Он заявил что между особенностями черепа и склонностью к преступлениям есть связь. Так же утверждал, что может зрительно выявить преступника по атавистическим чертам, присущим так же приматам и “примитивным” расам: ассиметрия лица, дефекты глаз, отличие формы и размера головы от параметров, присущих расе преступника, излишнее развитие челюсти, искривление носа, мясистые губы, слишком длинные руки и т.д
Слайд 36: Идеи Ломброзо оказали влияние на юридическую систему в Европе. Вплоть до 1930х годов, многие судьи требовали, чтобы обвиняемые в криминальных правонарушениях проходили антропометрический анализ Ломброзо, которой затем прокурор мог использовать против ответчика во время судебных слушаний!
Слайд 37: Ломброзо полагал, что поскольку склонность к преступления была врожденной, а не приобретенной, то правительство должно относится к преступникам с милосердием. Вместо наказания преступников, следовало программу по евгенике и предотвратить размножение криминальных элементов
Слайд 39: Необходимость точного описания человека привело к появлению научных направлений, разрабатывающих методы и средства измерения биологических, антропологических и психологических признаков:
биометрии, антропометрии, психометрии.
Слайд 41: Кетле в своем труде «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики» (т. 1—2, 1835) утверждал, что социальная жизнь и физические явления подчиняются законам одного порядка и должны изучаться точными методами математической статистики. Кетле выдвинул понятие « среднего человека » (homme moyen), обладающего средними физическими, моральными и интеллектуальными характеристиками ; отдельные индивиды, по Кетле, лишь искаженные выражения среднего типа. Он доказал, что некоторые общественные явления (рождаемость, смертность, преступность и др.) подчиняются определённым закономерностям
Слайд 44: Становлению психометрии способствовало бурное развитие экспериментальной психологии и внедрение эксперимента в психологическую практику из физиологии
Слайд 46: В 1850— 1860-е гг. Гельмгольц и его единомышленники заложили основу того, что стало новой экспериментальной психологией. Их интересовали процессы восприятия. Используя понятийный аппарат физиологии, они стали анализировать сознание путем разложения его на элементы — ощущения
Слайд 47: Работы Гельмгольца демонстрировали, как экспериментальные методы и физиологические понятия можно применить к анализу психологических проблем зрительного и слухового восприятия
Слайд 48: В методологии естественных наук было заложено предположение о том, что психическое в значительной степени определяется физическим, зависит от него
Слайд 49: Экспериментаторы все более и более настороженно относились к объяснениям на основе психологических процессов, которые лежат за пределами экспериментальных доказательств. Психология быстро превращалась в науку для специалистов-экспериментаторов
Слайд 51: Психофизический закон (закон Вебера—Фехнера) S = С log R Ощущения ( S ) пропорциональны логарифму порождающих их раздражителей ( R ) С — экспериментально установленная постоянная
Слайд 53: Г.Фехнер и Ф.Гальтон впервые стали применять ранги и коэффициенты ранговой корреляции. Позднее работами Ч.Спирмена (1904 г.) к ранговым методам было привлечено пристальное внимание психологической общественности
Слайд 54: Френсис Галътон в 1883 г. публикует объемистую монографию «Исследование человеческих способностей и их развитие», в которой содержатся описания ряда разработанных им стандартизованных испытаний для оценки сенсорных и психомоторных способностей
Слайд 55: Гальтон назвал испытания, проводившиеся в его лаборатории, умственными тестами (от англ, "test" – испытание)
Слайд 56: Интеллект для Гальтона - наследственное качество. В 1884 году - Гальтон основал антропометрическую лабораторию для проверки интеллектуальных способностей. Сила интеллекта определяется качеством мозга и нервной системы. Чем больше мозг, тем выше интеллект
Слайд 57: Тесты Ф. Гальтона
1 тест - измерение объема головы. 2 тест - измерение времени реакции на разные раздражители 3 тест - сенсорная чувствительность на звук и свет.
Слайд 60: ТЕСТОЛОГИЯ — наука о разработке и применении тестовых процедур и технологий
ТЕСТЫ – специальные задания, с помощью которых измеряются индивидуально-психологические особенности человека
Слайд 61: Заслуги Ф. Гальтона
первый стал исследовать индивидуальные различия между людьми, создал измерительные процедуры и начальный статистический аппарат для оценки различий. пришел к выводу о необходимости количественного измерения психических качеств ввел понятия нормы, как среднего уровня способностей; вывел коэффициент корреляции – критерий внутрипарного сходства; разработал первые тесты
Слайд 64: Вернувшись в США, Кеттел немедленно стал применять тесты в устроенной им при Колумбийском университете лаборатории (1891). Вслед за ним другие американские лаборатории начинают применять метод тестов. Возникла необходимость организовать специальные координационные центры по использованию этого метода. В 1895–1896 гг. в США были созданы два национальных комитета, признанных объединить усилия тестологов и придать общее направление тестологическим работам
Слайд 65: В 1890 г. вышла статья Дж. Кеттелла «Интеллектуальные (умственные) тесты и измерения» где впервые использовал понятие «тест интеллекта»
Слайд 66
Кеттел предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др.
Слайд 67: Первая серия его тестовых испытаний включала в себя 10 простых экспериментов:
измерение силы правой и левой руки с помощью динамометра, скорости реакции на звуковой или световой раздражитель, скорости запоминания определенных цветов, называние цвета сила руки, чувствительность, пороги чувствительности, умение различать вес и др.
Слайд 68: Оказалось, что МНОГИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У БОЛЬШИНСТВА ЛЮДЕЙ ЛИШЬ НЕЗНАЧИТЕЛЬНО ОТКЛОНЯЮТСЯ ОТ СРЕДНЕГО УРОВНЯ, В ТО ВРЕМЯ КАК У ДРУГИХ ИСПЫТУЕМЫХ ОТКЛОНЕНИЯ, НАПРИМЕР, ВО ВРЕМЕНИ РЕАКЦИИ БЫЛО БОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ. Дж. Кеттелл представил полученные данные графически и получил куполообразную кривую, аналогичную кривой нормального распределения
Слайд 69: С 1884—85 годов начинается эпоха практической психодиагностики с использованием тестов
Слайд 71: В начале 20 века в системе спецшкол для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью - понадобилась система диагностики для отделения нормальных детей
Слайд 73: А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства народного образования Франции разработан первый тест умственного развития с целью отсева детей, недостаточно развитых для обучения в массовой школе. Первоначально тест содержал 30 задач, которые были подобраны по степени трудности таким образом, чтобы их могли решить 75% детей определенного возраста, умственное развитие которых можно было бы считать нормальным
Слайд 74: Первая шкала (серия тестов) Бине – Симона появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения
Слайд 75: Задания в шкале Бине были сгруппированы по возрастам (от трех до тринадцати лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если решались большинством детей данного возраста (80–90%). Количество тестов было 4 (до шестилетнего возраста) и 6 (после шести лет). Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 чел.)
Слайд 76: Показатели теста Бине
3 года - показать свой нос, ухо, выполнить простое поручение (подать ключ), умение повторить слово. 6 лет - различение право, лево; задание из нескольких звеньев, повторить фразу. 8 лет - повторить все месяцы года, пересказ простого текста. 13 лет - умение оперировать абстрактными понятиями (разница между счастьем и удовольствием).
Слайд 77: Более поздние модификации теста Бине-Симона включали уже довольно сложные задания, например, такие:
Для 7-летних детей: • Что надо сделать, когда опаздываешь в школу? • Что надо сделать, когда опоздал на поезд? • Что бывает с теми, кто ленится и не желает работать? Для 9-летних: • Что надо сделать, чтобы заработать необходимые 10 су? • Почему нельзя тратить все деньги? • Что надо сделать, если вы разбили чужую вещь? • Что надо сделать, если вас нечаянно толкнул ваш товарищ? • Что надо сделать, когда нуждаешься в добром слове?
Слайд 78: Показателем умственного развития в шкалах Бине – Симона был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим
Слайд 79: Умственный возраст определялся по числу выполненных тестовых заданий. Испытание начиналось с предъявления заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка. Если он справлялся со всеми заданиями, предназначенными для его возраста, то ему предлагались задания более старшей возрастной группы. При невыполнении хотя бы одного задания испытание прекращалось. Если же ребенок не справлялся со всеми заданиями своей возрастной группы, то ему давались задания, предназначенные для более младшего возраста. Испытания проводились до тех пор, пока не выявлялся возраст, все задания которого решаются испытуемым
Слайд 80: Несовпадение умственного и хронологического возрастов считалось показателем либо умственной отсталости (умственный возраст ниже хронологического), либо одаренности (умственный возраст выше хронологического)
Слайд 82: Вильям Штерн ввел понятие коэффициента интеллекта ( IQ ), который стали рассчитывать по формуле:
Слайд 83: Основные работы по разработке тестов до нач. 30-х гг
Год Исследователь Назначение теста 1891 Г.Мюнстерберг отбор вагоновожатых трамваев 1885 Г. Эббигауз оценка памяти и мыслительных способностей 1908 А.Бине и Т.Симон дифференциация детей по уровню умственного развития 1910 Г. И. Россолимо оценка умственных способностей на основе учета внутрииндивидуальных различий, т. е. путем построения индивидуальных «психологических профилей» 1912 Э. Торндайк определение преобладающих интересов личности 1917 Р. Йеркс др. отбор новобранцев в армию США 1919 Р. Вудвортс «самоописательный» тест «личностный инвентарий» для выявления неврозов у военнослужащих 1926 Г. Оллпорт склонности к доминированию-подчинению 1928 Г. Оллпорт, Ф. Вернон оценка личностных ценностей 1927 Эдвард Стронг «Карточка профессиональных интересов» для оценки профессиональных предпочтений
Слайд 86: В 1917 г. Артуром С. Отисом во время обучения в аспирантуре у Л.М. Термена разработан групповой тест интеллекта. Эта методика включала задачи с множественным выбором ответов варианта теста: «Армейский альфа» ( Army Alpha ) и «Армейский бета» ( Army Beta ). Первый тест предназначен для грамотных, второй - неграмотных и новобранцев иностранного происхождения, которые не могли пройти тестирование на английском языке
Слайд 87: Тесты "Альфа" и "Бета" явились своего рода образцом для последующего развития большого числа групповых тестов для гражданского населения
Слайд 89: Тесты умственного развития были весьма ограниченны в оценке профессиональных и иных возможностей человека. Практике потребовалась дополнительная информация об особенностях психики человека. Стали создаваться тесты специальных способностей
Слайд 90: Было разработано около дюжины комплексных батарей способностей для использования в образовании, при консультировании и распределении персонала. Различаясь своими подходами, методическими качествами, составом, они сходны в одном – низкой дифференциальной валидности
Слайд 91: К концу 1920-х гг. применение различных умственных тестов (в первую очередь групповых) приняло на Западе массовый характер
Слайд 92: КРИТИКА ТЕСТОЛОГИИ
1. Тесты носят ярко выраженный эмпирический характер, не имеют под собой сколько-нибудь разработанной теоретической базы, 2. Корреляция показателей теста с прогнозируемым поведением не высокая, 3. Результаты тестовой психодиагностики не позволяют комплексно охарактеризовать личность человека, 4. Деление на психометрические страты (например, «интеллектуальная сегрегация») приводит к неоправданной дискриминации. 5. Применение тестов вызывает дискомфорт обследуемых.
Слайд 93: В 1930-1950-е годы во многом как противовес чрезмерно структурированным тестам появились проективные методики
Слайд 96: Юнг показал, что бессознательные переживания личности доступны объективной диагностике
Слайд 97: Юнг подготовил список из 100 слов (например, «больной», «гордый», «сердитый», «печальный») и внимательно следил за поведением людей, когда они пытались ответить другим словом на каждое из предложенных. Анализируя необычные ассоциации, задержки ответов, наличие изменений в электропроводимости тканей человека и т.п., К. Г. Юнг предполагал, что такая реакция указывает на то, что затронут какой-то эмоционально насыщенный комплекс, удерживаемый в подсознании
Слайд 98: К. Юнг одним из первых стал использовать интерпретации рисунков пациентов для постановки диагноза
Слайд 105: Первым, кто попытался доказать связь характера интерпретации образов с личностными особенностями интерпретирующего, был Г. Роршах
В 1922 г. опубликован тест Роршаха
Слайд 107: Роршах капал чернила на бумагу и складывал ее пополам так, чтобы получались симметричные, но совершенно неопределенные фигуры. Путем проб и ошибок подбирались пятна, конфигурация которых по-разному трактовалась группами пациентов с разными психиатрическими диагнозами, в то время как пятна, конфигурация которых воспринималась одинаково, отбрасывались
Слайд 108: Г. Роршах обнаруживает связь между фантазией и глубинными проявлениями личности
Слайд 112: Испытуемых просят посмотреть на каждую карточку и рассказать о том, что они видят, обо всем, что, по их мнению, может быть на карточке. Пациенты вольны выбирать,
что они видят, где они это видят и почему они видят именно это.
Слайд 113: Г. Роршах предположил, что чернильные пятна, адресованные зрительному воображению, растормаживают, оживляют личностные фантазии
Слайд 114: Приступая к интерпретации теста Роршаха, специалист особенно интересуется тем, как формировался ответ, или образ, каковы причины данного ответа и каково его содержание
Слайд 115: Основная гипотеза заключается в том, что СПОСОБ, КОТОРЫМ ИНДИВИД ФОРМИРУЕТ СВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕСТА, СВЯЗАН С ТЕМ ОБЩИМ СПОСОБОМ, КОТОРЫМ ОН ОРГАНИЗУЕТ И СТРУКТУРИРУЕТ СТИМУЛЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ ЕГО МИРЕ
Слайд 117: В 1935 году впервые в журнальном варианте под двойным авторством появилось сообщение о Тематическом апперцептивном тесте (ТАТ) как методике экспериментального изучения фантазии ( Morgan С., Murray H., 1935)
Слайд 120: Г. Мюррей делает предположение о том, что содержание апперцепции находится в прямо пропорциональной зависимости от силы доминирующей потребности
Слайд 121: Генри Мюррей рассматривает ПРОЕКЦИЮ как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации
Слайд 122: По данным Г. Мюррея лишение сна, пищевая, сексуальная депривация, предшествующие успехи или неудачи существенно сказываются на ответах по ТАТ
Слайд 123: В ситуации проективного исследования невозможно
соблюсти независимость результатов от влияния экспериментальной ситуации, так же как и полностью стандартизировать анализ, интерпретацию результатов и даже процедуру исследования.
Слайд 124: Изменение принципов разработки тестов в 30-е гг.:
1) разработка принципов стандартизации, 2) разработка новых измерительных шкал, 4) разработка системы личностных конструктов, 5) разработка принципов валидности
Слайд 126: ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМА - никакие научные теории невозможно обоснованно доказать, но научные теории возможно обоснованно опровергнуть
Слайд 127: Одним из основателей объективной психологии является Г. Олпорт. Основной его вклад в проблематику методов измерения заключался в том, что он пытался связать актуальные проявления поведения с личностными конструктами испытуемых
Слайд 129: Г. Олпорт обосновал, что личность человека можно объективно описать представленными в языке понятиями – конструктами, которые, может быть сами по себе реально не наблюдаемы, но доступны описанию по связанным с ними наблюдаемыми характеристиками поведения, а также посредством самооценивания
Слайд 131: По определению С.Стивенса — ИЗМЕРЕНИЕ есть приписывание каким-либо образом чисел объектам измерения
С.Стивенс обосновал применение в психологии различных измерительных шкал.
Слайд 132: Коллектив сотрудников под руководством Л.М. Термена начал работы по проверке и стандартизации тестов
Слайд 134: Важным достижением стэнфордских психологов явилось введение в психологические измерения понятия статистической нормы. Норма стала тем критерием, с которым можно было сравнивать индивидуальные тестовые показатели и тем самым оценивать их, давать психологическую интерпретацию
Слайд 136: Никакие результаты, полученные с помощью психологических тестов, не имеют смысла до тех пор, пока они не будут сравниваться с тестовыми нормами, определяемыми в процессе стандартизации при тестировании большого количества испытуемых, представляющих ту популяцию, для которой данный тест был разработан
Слайд 137: Полученные в процессе стандартизации данные используются как СТАНДАРТ для оценки показателей индивидов
Тестовые нормы позволяют психологу определить «положение» испытуемого в выборке стандартизации
Слайд 138: ТЕСТОВЫЕ НОРМЫ — это количественные и качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить степень выраженности психологических характеристик, которые являются объектами измерения
Слайд 139: С 1940-х годов начинается применение стандартизированных тестов, в которых во многом нейтрализовался субъективизм диагностических оценок
Слайд 140: Основные критерии оценки качества психодиагностических методик
стандартизированность надежность валидностъ
Слайд 141: В 1940 г. С. Хатавей с соавторами публикуют первый вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника ( MMPI ) - одиного из наиболее обоснованных бланковых тестов
Слайд 143: Показатели Миннесотского многофазного личностного опросника
Название шкалы Высокий балл по шкале Ипохондрия Болезненное внимание к физическому состоянию, отношение к своему здоровью как к сверхценности. Депрессия Подавленность, пессимизм, склонность к чувству вины, ощущение себя несчастным, плохое физическое состояние. Истерия Стремление привлекать внимание окружающих, избегание сложных ситуаций и "уход" в болезнь при необходимости их разрешения. Психопатия Социальная дезадаптация, непонимание социальных норм и нежелание им следовать. Мужественность - женственность Неадекватность поло-ролевого поведения Паранойяль-ность Подозрительность, обидчивость, мстительность, психастения, тревожность, неверие в собственные силы. Психастения Тревожность, неверие в собственные силы Шизоидность Парадоксальное мышление, низкая конформность, отрыв от реальности. Гипомания Импульсивность, повышенная возбудимость. Социальная интроверсия Замкнутость, ориентация на собственные чувства и переживания, неумение общаться с другими.