Слайд 2
В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Индия, Средняя Азия Арабский мир
Слайд 3
В этих странах широко распространился ИСЛАМ, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. Образование Арабское письмо Арабская вязь
Слайд 4
Рукопись Корана VII в. На арабском языке вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы Образование
Слайд 5
Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, обязательно должен был получить образование. Коран, IX век Образование
Слайд 6
Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. Арабская «Вязь». Коран с изысканной арабской вязью Образование
Слайд 7
Арабская «Вязь». Это интересно! Каллиграфическое перо, которое называют томар, состоит из 24 волосинок осла. Очень важно, как обрезан кончик пера; это зависит от пристрастий самого мастера, национальных традиций и типа наносимого текста. Образование
Слайд 8
Медресе Мир-и-Араб служило образцом для медресе, строившихся позже, благодаря своим взвешенным пропорциям и симметрии. Медресе Мир-и-Араб Каир. Мечеть-медресе Султана Хасана При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе. Образование
Слайд 10
Фасад молитвенного зала. Медресе Мустансирия. Внутренний двор. 1233 г. Багдад, Ирак Образование
Слайд 11
Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Образование
Слайд 12
Рукопись Корана из мусульманской Испании. XII век Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения. Образование
Слайд 13
«Важнейшее украшение человека — знание», — говорили арабские ученые. В халифате успешно развивались МАТЕМАТИКА, АСТРОНОМИЯ, ГЕОГРАФИЯ, МЕДИЦИНА. В VIII — IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых. Миниатюра «Беседа философов» Миниатюра художника гератской школы живописи Касима Али к книге «Хамсе» («Пятерица») персидского поэта Низами Гянджеви (1141-1209). Образование
Слайд 14
Миниатюра «Писец». (1287, арабский манускрипт «Книги Братьев чистоты», Библиотека мечети Сулеймания, Стамбул) В Багдаде тогда был основан «Дом мудрости» — хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы «Дома мудрости»; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства. Образование
Слайд 15
Ибн Сина Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980— 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем — философ, астроном, географ, медик, поэт. Наука
Слайд 16
Копия рукописи «Канон врачебной науки» (Аль-Ганун Фи ат-Тибб) Ибн Сины 1030 года, сделанная в 1143 в Багдаде. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли «главой ученых». Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. Наука
Слайд 18
Астролябия Ал-Хорезми Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабскими, и их счет проникли в Европу, стали общепринятыми во всем западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний. Наука
Слайд 19
Арабская астролябия (Толедо, 1067 г.) В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Наука
Слайд 21
Аль-Бируни Обсерватория в Бухаре Ученый аль-Бируни (973 - 1048) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам. Наука
Слайд 22
Созвездие Близнецов : иллюстрация из «Книги созвездий неподвижных звёзд» багдадского астронома ас-Суфи (X век). Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него. Наука
Слайд 23
Карта Аравийского полуострова. В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Наука
Слайд 24
Арабская карта, напоминающая современные графические изображения, показывает моря и участки суши, известные арабским географам Шарообразная форма Земли с опоясывающим ее океаном и обширность территорий, нанесенных на карту, свидетельствует о важном вкладе арабов в сокровищницу человеческих знаний. Наука
Слайд 25
Арабская карта Арабы-путешественники Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей. Наука
Слайд 26
Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей. Наука
Слайд 27
Основоположником алгебры, как особой науки, нужно считать среднеазиатского ученого Мухаммеда из города Хорезм, известного как аль-Хоризми (Хорезмиец). j Наука
Слайд 28
Памятник Аль – Харезми. Его алгебраический труд, составленный в 9 в.н.э., по-арабски носит название «Китаб аль-джебр валь-мукабала». Слово «аль-джебр» постепенно стало названием науки - алгебра. Наука
Слайд 29
Омар Хайям знаменит во всём мире своими четверостишиями « рубаи ». В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений. В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI века. Наука
Слайд 30
Ибн ал-Хайсам, как он изображен на иракской банкноте 1982 г. Ибн ал-Хайсаму принадлежит фундаментальный труд по оптике — «Книга оптики» в 7 книгах. Нередко его именуют «отцом оптики». В честь учёного назван кратер на Луне. Наука
Слайд 31
Джабир (Джабер) ибн Хайян — фактический создатель алхимии, прародительницы современной химии… Абу Муса Джабир ибн Хайян Наука
Слайд 32
Миниатюра из «1000 и 1 ночи». Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Литература
Слайд 33
Иллюстрации к «Сказкам 1000 и 1 ночи» Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов. Литература
Слайд 34
Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях. Литература
Слайд 35
Фирдоуси Миниатюра из «Шахнаме» Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке — фарси. Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). Литература
Слайд 36
Фирдоуси читает «Шахнамэ» султану Махмуду. Художник В. Суреньянц В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести». Литература
Слайд 37
Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде. Искусство
Слайд 41
Альгамбра – архитектурный комплекс в Гранаде, последнем крупном мавританском королевстве в Испании. Для династии Насридов Альгамбра была военной ставкой, административным центром и королевской резиденцией одновременно. Альгамбра.
Слайд 42
«Если смотреть со стороны, то это просто нелепое скопище башенок и крыш, без тени логики, без намека на сообразность и архитектурное изящество. Невозможно догадаться о красоте и очаровании, которые ожидают посетителя там, внутри». Такое описание Альгамбры оставил в 1829 году американский писатель Вашингтон Ирвинг. Альгамбра
Слайд 43
Внешне это суровая крепость, грозная оборонительная твердыня, созданная в ту пору, когда господство мавров в Испании пошатнулось под натиском христиан. Альгамбра.
Слайд 44
Изнутри крепость представляет собой комплекс прекрасных садов, внутренних двориков и дворцовых помещений. Важную роль в общей композиции играют свет и вода. Фонтаны, водоемы, каскады, переходы и дворики гармонично сочетаются друг с другом. Альгамбра.
Слайд 46
Керамические изразцы, резьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и письмена арабской вязью образуют изысканное декоративное убранство. Альгамбра. Искусство
Слайд 47
Многие считают Альгамбру высшим достижением арабского искусства в Западной Европе. В 1492 г. Насриды были изгнаны из Гранады. Император Карл V в XVI в. построил в стенах Альгамбры свой собственный дворец, который со временем пришел в запустение. Войска Наполеона частично разрушили древнюю крепость Насридов. Альгамбра.
Слайд 51
«Голубая мечеть» в Стамбуле. В городах сооружали мечети. Мечет ь служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями. Искусство
Слайд 52
Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор. Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Мечеть в Медине. Средневековый рисунок Искусство
Слайд 56
Михраб называемый Ворота рая, происходящий из мавзолея Али ибн Джафара в Куме. сторону Мекки, и повторяли все движения стоящего перед ними священнослужителя — муллы, или имама. Во время молитвы все становились лицом к специальной нише — михрабу, направленному в Искусство
Слайд 57
Соборная мечеть в Кордове Убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны — и то не всегда — лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор — «вязь из букв». Искусство
Слайд 59
Минарет мечети Пои-Калян. Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен. Искусство Минарет Бухаре (Узбекистан) Высота 48 метров Возведен в 1127 г. Минарет аль-Мальвия в Самарре (Ирак) Высота свыше 50 метров Возведен в 840-850г
Слайд 60
Минарет (араб. «маяк») — башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни. Минарет в Мальвии Искусство
Слайд 61
Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими, каллиграфическими и растительными узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. И созданного на основе точного математического расчета. Идея арабесок созвучна представлениям исламских богословов о «вечно продолжающейся ткани Вселенной». Изображение людей и животных мусульманством запрещено. Арабески Искусство
Звезды мрака ночного — живые они или нет? Может быть, и разумны, и чувствуют собственный свет? Говорят «Воздаяние ждет за могилой людей». Говорят и другое: «Мы сгинем, как злаки полей». Я же вам говорю: совершайте благие дела, Не бегите добра, сторонитесь неправды и зла. Мне воочию видно пред тем как начать переход, Покаянные слезы душа истомленная льет. Наши души заржавели в наших телах, как мечи, Но вернется их блеск, столь же яркий, как звезды в ночи.