Первый слайд презентации: Лабораторный практикум по биологии 5 класс
Пуртова Г.А. Лабораторный практикум по биологии 5 класс
Слайд 2: Содержание практикума
Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов» Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» Лабораторная работа № 3 «Определение состава семян» Лабораторная работа № 4 «Знакомство с внешним строением растения» Лабораторная работа № 5 «Наблюдение за передвижением животных» 2
Слайд 3: Лабораторная работа № 1
Тема: «Изучение строения увеличительных приборов» Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами. Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии. 3
Слайд 4
Ход работы Задание 1 Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части. Узнайте их назначение. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти? 4
Слайд 7
Задание 2 Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части. Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника). Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов. 7
Слайд 8
окуляр штатив винт тубус объектив предметный столик подсветка Устройство микроскопа 8
Слайд 10
10 Задание 3 Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа. Увеличение окуляра Увеличение объектива Общее увеличение 4 8 10 40
Слайд 11: Лабораторная работа № 2
Тема: «Знакомство с клетками растений» Цель: изучить строение растительной клетки. Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии. 11
Слайд 12
Ход работы Задание 1 Приготовьте микропрепарат кожицы лука (инструкция на с. 23 учебника) Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом. Зарисуйте клетки кожицы лука Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом? 12
Слайд 15
Рисунок кожицы лука под микроскопом Клеточная стенка Цитоплазма Вакуоли Ядро 15
Слайд 16
16 Задание 2 Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.
Слайд 17: Лабораторная работа № 3
17 Лабораторная работа № 3 Тема: «Определение состава семян» Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав. Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.
Слайд 18
18 Ход работы Задание 1 Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б). Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
Слайд 19
19 4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге? 5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.
Слайд 21
21 Задание 2 Заполните таблицу «Значение органических веществ в клетке», используя для этого текст «Роль органических веществ в клетке» на с. 27 учебника. Вещества клетки Значение вещества Белок Углевод (крахмал) Жир
Слайд 22: Лабораторная работа № 4
Тема: «Знакомство с внешним строением растения» Цель: изучить внешнее строение цветкового растения. Оборудование: лупа ручная, гербарий цветковых растений. 22
Слайд 23
Ход работы Задание 1 Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки. Зарисуйте схему строения цветкового растения. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения? 23
Слайд 25
Рисунок строения цветкового растения (василёк луговой) лист корень цветок стебель 25
Слайд 26
26 Задание 2 Рассмотрите изображения хвоща и картофеля. Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?
Слайд 27: Лабораторная работа № 5
Тема: «Наблюдение за передвижением животных» Цель: познакомиться со способами движения животных. Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий. 27
Слайд 28
Ход работы Задание 1 Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника). Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите живые организмы. Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения. 28
Последний слайд презентации: Лабораторный практикум по биологии 5 класс
30 Задание 2 Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий. Сделайте вывод о значении движения для животных