Первый слайд презентации: Лекция 12
Психологические характеристики больших социальных групп
План: Классификация больших групп Психологическая структура больших социальных групп Особенности психологии социальных классов Особенности психологии гендерных групп
Основной признак образования группы Длительность существования групп, их устойчивость Степень однородности состава Степень прочности и устойчивости регуляторов поведения членов больших групп Уровень развития макрогруппы
Слайд 5: I. Классификация больших групп
Основные разновидности больших социальных групп: Устойчивые группы Неустойчивые группы (стихийные)
Слайд 6: 1. Устойчивые группы
Группы образованные по полу и возрасту Группы сложившиеся в ходе исторического развития общества – классы, слои, профессиональные группы Нации и народности Группы организации – общественные движения, партии, военные подразделения
Слайд 7: 2. Неустойчивые группы
Кратковременные группы: - организованные ( митинги ) - неорганизованные ( толпа ) Аудитории – болельщики на стадионе, телезрители
Слайд 8: Большая социальная группа -
это количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, национальность и др.
Слайд 9: История изучения больших групп в социальной психологии
«Психология народов». Немецкий философ М.Лацарус (1824-1903) и языковед Г.Штейнталь (1823-1893). «Журнал психологии народов и языкознания». Немецкий психолог, физиолог и философ В. М. Вундт (1832-1920). Фундаментальный 10-томный труд «Психология народов», вышедший в нач. XX в. «Психология народа»: существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание определяется групповым сознанием. «Психология масс» Французский психолог, социолог и криминолог Г.Тард (1843—1904) Роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания были усвоены непосредственными создателями теории масс: итальянским юристом С. Сигеле и французским социологом Г.Лебоном Создатели теории масс французский психолог, социолог, антрополог Г.Лебон (1841-1931) и итальянский юрист С.Сигеле. Исследования толпы.
Слайд 10: История изучения больших групп в социальной психологии
Вторая половина XX столетия Теория социальных представлений С. Московиси Теория социальной идентичности Г. Тэджфела
Слайд 11: Теория социальных представлений С. Московичи
Социальное представление – это мнения, суждения какой-либо группы людей о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. Социальные представления вырабатываются в группе на основе опыта и групповой деятельности. При помощи социальных представлений группа строит образ социального мира.
Слайд 12: Теория социальной идентичности
Основные положения: 1. Люди стремятся позитивно себя оценивать, т.е. удерживать или повышать свою самооценку. 2. Социальные группы и членство в них связаны с позитивным или негативным ценностным смыслом, поэтому социальная идентичность может быть позитивной или негативной, исходя из оценок тех групп, членом которых человек является. 3. Оценка собственной группы определяется при соотнесении с другими группами путем социального сравнения значимых свойств и характеристик. 4. Позитивная идентичность может достигаться двумя путями: - человек идентифицируется с группой с высоким социальным статусом; - человек старается приукрасить ту группу, к которой он относится, хотя статус ее не высок.
Слайд 13: Признаки больших социальных групп:
Неперсонифицированность отношений Наличие особых регуляторов социального поведения ( нравы, традиции, обычаи) Специфика образа жизни (общие интересы, ценности, потребности) Специфика языка (национальный, профессиональный)
Слайд 14: 2. Психологическая структура больших социальных групп:
1. Психологический склад - социальный и национальных характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы устойчивое образование 2. Эмоциональная сфера - потребности, интересы, настроения неустойчивое (динамическое) образование
Слайд 15: 3. Особенности психологии социальных классов
Класс – большие организованные социальные группы людей, занимающие строго определенное место в исторически сложившейся системе экономических и социальных отношений конкретного общества (государства).
Слайд 16: Основа формирования психологии класса
социальные условия его жизни характер его общественно-практической деятельности отношения с другими социальными классами его социальный опыт
Слайд 17: Структура психологии социальных классов
Психологический склад: привычки, традиции, обычаи социальный характер Эмоциональная сфера классовой психологии: классовые потребности интересы «социальные чувства»
Слайд 18: Интеллигенция как социальный класс
Интеллигенция – слой высококвалифицированных специалистов, профессионально занятых сложными видами умственного труда. Социальный характер Основные черты: личная независимость и стремление отличаться от других, сохранить свою индивидуальность. Мотвиационно-потребностная сфера - выраженная профессиональная направленность - ориентация на творчески-содержательный труд - высокая значимость профессиональной этики - познавательный процесс как ценность
Слайд 19: Социальные слои российского общества (2015 г.)
Слои Представители Показатели верхний Высшие чиновники, генералы, топ-менеджеры 3-5% средний Средние предприниматели, гос. служащие, менеджеры, инженеры, учителя, врачи 42% нижний Неквалифицированные рабочие, служащие, работающие пенсионеры 38% Низший (уровень жизни –ниже прожиточного минимума) Пенсионеры, безработные, мигранты, инвалиды 15%
Слайд 20: Средний класс
Средний класс в развитых странах является основной социальной группой. Функции среднего класса: социальная стабилизация общества (поддерживают существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения); культурная интеграция (хранители и распространители ценностей, норм, традиций и законов общества); роль экономического донора (производители большой части доходов общества и крупные потребители, инвесторы и налогоплательщики).
Слайд 21: 4. Особенности психологии гендерных групп
Гендерные группы – устойчивые социально-психологические общности людей, члены которых, осознавая себя как мужчины и женщины, разделяют и репрезентируют нормы полоспецифического поведения.
Слайд 22: Общие характеристики гендерных групп
Основной признак образования группы Осознание половой идентификации и чувство принадлежности Длительность существования групп, их устойчивость Стабильность, долговременность, устойчивость Степень однородности состава Неоднородность состава Степень прочности и устойчивости регуляторов поведения членов больших групп Прочность и устойчивость норм мужского и женского поведения Уровень развития макрогруппы (типологический, идентификационный, солидарности). Для гендерных групп характерен идентификационный уровень развития
Слайд 23: Психологическая структура гендерной группы
Психологический склад: В личностных особенностях мужчин и женщин больше сходства, чем различий Эмоциональная сфера : Потребности, интересы, жизненных ориентации мужчин и женщин обусловлены условиями социализации
Слайд 25: Характеристика положения гендерных групп в обществе
Критерии для определения места гендерных групп в обществе: Позиция в иерархии доходов и как следствие способы и формы потребления материальных и социальных благ Власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп индивидов друг на друга)
Слайд 26: Позиция в иерархии доходов
Горизонтальная профессиональная сегрегация – неравномерное распределение мужчин и женщин как работников в различных профессиональных отраслях
Слайд 27: Позиция в иерархии доходов
Вертикальная Профессиональная сегрегация – неравное, иерархичное распределение ролей в рамках одной профессии среди мужчин и женщин
Слайд 28: Власть
Широкая возможность социального действия – право доступа к ресурсам и контроля над ними, возможность принимать решения, влияющих на жизнь людей.
Слайд 29: Пирамида власти
Чем больше власти, тем меньше женщин Управляющая функции чаще у мужчин Исполнительская функция - у женщин