Лекция 12 — презентация
logo
Лекция 12
  • Лекция 12
  • Психологические характеристики больших социальных групп
  • Классификация групп
  • Критерии классификации больших социальных групп:
  • I. Классификация больших групп
  • 1. Устойчивые группы
  • 2. Неустойчивые группы
  • Большая социальная группа -
  • История изучения больших групп в социальной психологии
  • История изучения больших групп в социальной психологии
  • Теория социальных представлений С. Московичи
  • Теория социальной идентичности
  • Признаки больших социальных групп:
  • 2. Психологическая структура больших социальных групп:
  • 3. Особенности психологии социальных классов
  • Основа формирования психологии класса
  • Структура психологии социальных классов
  • Интеллигенция как социальный класс
  • Социальные слои российского общества (2015 г.)
  • Средний класс
  • 4. Особенности психологии гендерных групп
  • Общие характеристики гендерных групп
  • Психологическая структура гендерной группы
  • Представления о интересах человека
  • Характеристика положения гендерных групп в обществе
  • Позиция в иерархии доходов
  • Позиция в иерархии доходов
  • Власть
  • Пирамида власти
  • Лекция 12
1/30

Первый слайд презентации: Лекция 12

Психологические характеристики больших социальных групп

Изображение слайда

План: Классификация больших групп Психологическая структура больших социальных групп Особенности психологии социальных классов Особенности психологии гендерных групп

Изображение слайда

Слайд 3: Классификация групп

Изображение слайда

Основной признак образования группы Длительность существования групп, их устойчивость Степень однородности состава Степень прочности и устойчивости регуляторов поведения членов больших групп Уровень развития макрогруппы

Изображение слайда

Основные разновидности больших социальных групп: Устойчивые группы Неустойчивые группы (стихийные)

Изображение слайда

Слайд 6: 1. Устойчивые группы

Группы образованные по полу и возрасту Группы сложившиеся в ходе исторического развития общества – классы, слои, профессиональные группы Нации и народности Группы организации – общественные движения, партии, военные подразделения

Изображение слайда

Слайд 7: 2. Неустойчивые группы

Кратковременные группы: - организованные ( митинги ) - неорганизованные ( толпа ) Аудитории – болельщики на стадионе, телезрители

Изображение слайда

это количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, национальность и др.

Изображение слайда

Слайд 9: История изучения больших групп в социальной психологии

«Психология народов». Немецкий философ М.Лацарус (1824-1903) и языковед Г.Штейнталь (1823-1893). «Журнал психологии народов и языкознания». Немецкий психолог, физиолог и философ В. М. Вундт (1832-1920). Фундаментальный 10-томный труд «Психология народов», вышедший в нач. XX в. «Психология народа»: существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание определяется групповым сознанием. «Психология масс» Французский психолог, социолог и криминолог Г.Тард (1843—1904) Роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания были усвоены непосредственными создателями теории масс: итальянским юристом С. Сигеле и французским социологом Г.Лебоном Создатели теории масс французский психолог, социолог, антрополог Г.Лебон (1841-1931) и итальянский юрист С.Сигеле. Исследования толпы.

Изображение слайда

Слайд 10: История изучения больших групп в социальной психологии

Вторая половина XX столетия Теория социальных представлений С. Московиси Теория социальной идентичности Г. Тэджфела

Изображение слайда

Слайд 11: Теория социальных представлений С. Московичи

Социальное представление – это мнения, суждения какой-либо группы людей о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. Социальные представления вырабатываются в группе на основе опыта и групповой деятельности. При помощи социальных представлений группа строит образ социального мира.

Изображение слайда

Слайд 12: Теория социальной идентичности

Основные положения: 1. Люди стремятся позитивно себя оценивать, т.е. удерживать или повышать свою самооценку. 2. Социальные группы и членство в них связаны с позитивным или негативным ценностным смыслом, поэтому социальная идентичность может быть позитивной или негативной, исходя из оценок тех групп, членом которых человек является. 3. Оценка собственной группы определяется при соотнесении с другими группами путем социального сравнения значимых свойств и характеристик. 4. Позитивная идентичность может достигаться двумя путями: - человек идентифицируется с группой с высоким социальным статусом; - человек старается приукрасить ту группу, к которой он относится, хотя статус ее не высок.

Изображение слайда

Слайд 13: Признаки больших социальных групп:

Неперсонифицированность отношений Наличие особых регуляторов социального поведения ( нравы, традиции, обычаи) Специфика образа жизни (общие интересы, ценности, потребности) Специфика языка (национальный, профессиональный)

Изображение слайда

Слайд 14: 2. Психологическая структура больших социальных групп:

1. Психологический склад - социальный и национальных характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы устойчивое образование 2. Эмоциональная сфера - потребности, интересы, настроения неустойчивое (динамическое) образование

Изображение слайда

Слайд 15: 3. Особенности психологии социальных классов

Класс – большие организованные социальные группы людей, занимающие строго определенное место в исторически сложившейся системе экономических и социальных отношений конкретного общества (государства).

Изображение слайда

Слайд 16: Основа формирования психологии класса

социальные условия его жизни характер его общественно-практической деятельности отношения с другими социальными классами его социальный опыт

Изображение слайда

Слайд 17: Структура психологии социальных классов

Психологический склад: привычки, традиции, обычаи социальный характер Эмоциональная сфера классовой психологии: классовые потребности интересы «социальные чувства»

Изображение слайда

Слайд 18: Интеллигенция как социальный класс

Интеллигенция – слой высококвалифицированных специалистов, профессионально занятых сложными видами умственного труда. Социальный характер Основные черты: личная независимость и стремление отличаться от других, сохранить свою индивидуальность. Мотвиационно-потребностная сфера - выраженная профессиональная направленность - ориентация на творчески-содержательный труд - высокая значимость профессиональной этики - познавательный процесс как ценность

Изображение слайда

Слайд 19: Социальные слои российского общества (2015 г.)

Слои Представители Показатели верхний Высшие чиновники, генералы, топ-менеджеры 3-5% средний Средние предприниматели, гос. служащие, менеджеры, инженеры, учителя, врачи 42% нижний Неквалифицированные рабочие, служащие, работающие пенсионеры 38% Низший (уровень жизни –ниже прожиточного минимума) Пенсионеры, безработные, мигранты, инвалиды 15%

Изображение слайда

Слайд 20: Средний класс

Средний класс в развитых странах является основной социальной группой. Функции среднего класса: социальная стабилизация общества (поддерживают существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения); культурная интеграция (хранители и распространители ценностей, норм, традиций и законов общества); роль экономического донора (производители большой части доходов общества и крупные потребители, инвесторы и налогоплательщики).

Изображение слайда

Слайд 21: 4. Особенности психологии гендерных групп

Гендерные группы – устойчивые социально-психологические общности людей, члены которых, осознавая себя как мужчины и женщины, разделяют и репрезентируют нормы полоспецифического поведения.

Изображение слайда

Слайд 22: Общие характеристики гендерных групп

Основной признак образования группы Осознание половой идентификации и чувство принадлежности Длительность существования групп, их устойчивость Стабильность, долговременность, устойчивость Степень однородности состава Неоднородность состава Степень прочности и устойчивости регуляторов поведения членов больших групп Прочность и устойчивость норм мужского и женского поведения Уровень развития макрогруппы (типологический, идентификационный, солидарности). Для гендерных групп характерен идентификационный уровень развития

Изображение слайда

Слайд 23: Психологическая структура гендерной группы

Психологический склад: В личностных особенностях мужчин и женщин больше сходства, чем различий Эмоциональная сфера : Потребности, интересы, жизненных ориентации мужчин и женщин обусловлены условиями социализации

Изображение слайда

Слайд 24: Представления о интересах человека

Изображение слайда

Слайд 25: Характеристика положения гендерных групп в обществе

Критерии для определения места гендерных групп в обществе: Позиция в иерархии доходов и как следствие способы и формы потребления материальных и социальных благ Власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп индивидов друг на друга)

Изображение слайда

Слайд 26: Позиция в иерархии доходов

Горизонтальная профессиональная сегрегация – неравномерное распределение мужчин и женщин как работников в различных профессиональных отраслях

Изображение слайда

Слайд 27: Позиция в иерархии доходов

Вертикальная Профессиональная сегрегация – неравное, иерархичное распределение ролей в рамках одной профессии среди мужчин и женщин

Изображение слайда

Слайд 28: Власть

Широкая возможность социального действия – право доступа к ресурсам и контроля над ними, возможность принимать решения, влияющих на жизнь людей.

Изображение слайда

Слайд 29: Пирамида власти

Чем больше власти, тем меньше женщин Управляющая функции чаще у мужчин Исполнительская функция - у женщин

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Лекция 12

Спасибо за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации