Первый слайд презентации
Лекция № 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Слайд 2
ПЛАН 1. Цель и задачи спортивной тренировки. 2. Средства спортивной тренировки. 3. Методы спортивной тренировки. 4. Основные принципы спортивной тренировки.
Слайд 4
Термин «тренировка» происходит от английского слова training, означающий упражнение. Термин «спортивная тренировка» понимали как выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата. На современном этапе понятие «спортивная тренировка» - это планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитию его физических способностей, и направленный на достижение высоких спортивных результатов.
Слайд 5
подготовка к спортивным соревнованиям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов Цель спортивной тренировки
Слайд 6
Задачи спортивной тренировки воспитание физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости повышение функциональных возможностей организма систематическое и последовательное совершенствование спортивной техники целенаправленное воспитание психических и морально-волевых качеств, обеспечивающих максимальную концентрацию усилий спортсмена в необходимые моменты тренировок и соревнований приобретение теоретических знаний, тренировочного и соревновательного опыта, позволяющих наиболее рационально строить тренировку и избирать правильную тактику во время соревнований
Слайд 7
Особенности современной спортивной тренировки Во всех своих звеньях тренировка сугубо индивидуальна Она всегда направлена на достижение максимально высокого (для данного спортсмена и для данного состязания) результата Ей свойственны достаточно четкая регламентация и систематичность, многолетнее планирование в соответствии с определенными закономерностями, выработанными длительным опытом и обоснованными в научных исследованиях, последовательное повышение тренировочных нагрузок, оптимальное соотношение видов подготовки, средств и методов и т. п. Единство обучения и воспитания в тренировке обеспечивается лишь при активном руководящем и направляющем воздействии тренера и сознательном творческом участии спортсмена При современном, исключительно высоком уровне тренировочных нагрузок она оказывает активное воздействие на весь жизненный путь спортсмена, определенным образом перестраивает его режим, «вмешивается» в личную жизнь, а во многих случаях влияет на выбор профессии, учебу, работу
Слайд 8: 2. СРЕДСТВА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Слайд 9
Средства спортивной тренировки для ускорения восстановления работоспособности и усиления тренировочных воздействий для становления, развития и сохранения тренированности и подготовленности спортсменов используются Собственно тренировочные (физические упражнения) Естественно-средовые Материально-технические Психологические Медико-биологические подразделяются общеподготовительные вспомогательные специально-подготовительные соревновательные Собственно тренировочные (физические упражнения)
Слайд 10
Общеподготовительные упражнения, служат всестороннему функциональному развитию организма спортсмена. Вспомогательные упражнения предполагают двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности. Специально-подготовительные упражнения занимают центральное место в системе тренировки квалифицированных спортсменов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности, а также действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма. Соревновательные упражнения предполагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований. Собственно тренировочные или двигательные средства (физические упражнения)
Слайд 11
ИСПОЛЬЗУЮТСЯ Естественно-средовые средства спортивной тренировки Солнечная радиация, водные и воздушные процедуры, пребывание в среднегорье и высокогорье для повышения устойчивости организма к влиянию охлаждения, согревания, недостатку кислорода, т.е. для закаливания и укрепления организма
Слайд 12
Медико-биологические (гигиенические) средства спортивной тренировки личная и общественная гигиена (чистота тела, мест занятий, воздуха и т.д.) соблюдение общего режима дня соблюдение режима двигательной активности соблюдение режима питания и сна
Слайд 13
Материально-технические средства - это спортивные тренажеры, специализированные снаряды, контрольная и информационная аппаратура 1. Технические средства по получению информации о выполненных действиях 3. Тренажерные устройства 2. Технические средства по программированию действий, поведения спортсмена или запланированных физиологических сдвигов в организме занимающихся б) для совершенствования специальной физической подготовленности в структуре двигательного действия, близкой к соревновательному упражнению а) для разучивания, совершенствования техники движений и тактических навыков
Слайд 14
Психологические средства спортивной тренировки идеомоторные упражнения (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением); внушенный сон-отдых; мышечная релаксация; аутогенная психомышечная тренировка; музыка (обычная, цветомузыка); просмотр фильмов со скрытыми титрами; организация быта и досуга (создание кабинетов «психологической разгрузки»); соблюдение правил психогигиены.
Слайд 15: 3. МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Слайд 16
Методы спортивной тренировки Практические Общепедагогические делятся Словесные непрерывный интервальный Наглядные Строго регламентированного упражнения Соревновательный Игровой
Слайд 17
Общепедагогические методы К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными Наглядные методы : 1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.; 3) применение простейших ориентиров 4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств
Слайд 18
Практические методы Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха Строго регламентированного упражнения Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций
Слайд 20
Принципы спортивной тренировки Общие дидактические принципы Специфические принципы Научности Сознательности и активности Наглядности, прочности Систематичности и последовательности Доступности Индивидуализации Направленность к высшим достижениям, углубленная специализация Непрерывность тренировочного процесса Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам Волнообразность и вариативность нагрузок Цикличность тренировочного процесса Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности
Слайд 22
ПРИНЦИП НАПРАВЛЕННОСТИ К ВЫСШИМ ДОСТИЖЕНИЯМ, УГЛУБЛЕННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ Следствием данного принципа является непрекращающийся рост мастерства спортсменов и спортивных рекордов. Реализация принципа требует предельной концентрации сил и времени в работе, прямо или опосредованно влияющей на эффективность процесса подготовки к выступлению в конкретных номерах спортивной программы того или иного вида спорта.
Слайд 23
ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Основные положения данного принципа: а) спортивная тренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и направлены на достижения максимальных спортивных результатов б) воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа и т. д. как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их в) работа и отдых в спортивной тренировке регламентируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде спорта
Слайд 24
ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ НАГРУЗКИ И ТЕНДЕНЦИИ К МАКСИМАЛЬНЫМ НАГРУЗКАМ Закономерности формирования адаптации к факторам тренировочного воздействия и становления различных составляющих спортивного мастерства предусматривают на каждом новом этапе совершенствования предъявление к организму спортсменов требований, близких к пределу их функциональных возможностей, что имеет решающее значение для эффективного протекания приспособительных процессов. Это предопределяет важность соблюдения указанного принципа
Слайд 25
ПРИНЦИП ВОЛНООБРАЗНОСТИ И ВАРИАТИВНОСТИ НАГРУЗОК Волнообразность тренировочных нагрузок позволяет выявить в различных структурных единицах тренировочного процесса зависимость между объемом и интенсивностью работы, соотношение работы различной преимущественной направленности, зависимость между периодами напряженной тренировки и относительного восстановления, между различными по величине и направленности нагрузками отдельных тренировочных занятий Вариативность нагрузок позволяет обеспечить всестороннее развитие качеств, определяющих уровень спортивных достижений, а также их отдельных компонентов. Она способствует повышению работоспособности при выполнении отдельных упражнений, программ занятий и микроциклов, увеличению суммарного объема работы, интенсификации восстановительных процессов и профилактике явлений переутомления и перенапряжения функциональных систем
Слайд 26
ПРИНЦИП ЦИКЛИЧНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Цикличность, проявляется в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса — отдельных занятий, микроциклов (от 2-3 до 7-10 дней), мезоциклов (от 3 до 5-6 недель), периодов (от 2-3 недель до 4-5 мес ), макроциклов (от 3-4 до 12 мес. и более). - при построении тренировки следует исходить из необходимости систематического повторения ее элементов и одновременного изменения их содержания в соответствии с закономерностями тренировочного процесса - рассматривать любой элемент тренировочного процесса в его взаимосвязи с более и менее крупными составляющими структуры тренировочного процесса - выбор тренировочных средств, характер и величину нагрузок осуществлять в соответствии с требованиями закономерно чередующихся этапов и периодов тренировки, находя их соответствующее место в структуре тренировочных циклов ОСНОВЫ ПРИНЦИПА ЦИКЛИЧНОСТИ ( по Л. П. Матвееву, 1977)
Слайд 27
ПРИНЦИП ЕДИНСТВА И ВЗАИМОСВЯЗИ СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В основе данного принципа лежат закономерности, отражающие структуру, взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности. Рациональное построение процесса тренировки предполагает его строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное ведение соревновательной борьбы.
Слайд 28
отражают закономерные связи между: Таким образом, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ тренировочными воздействиями и реакцией на них организма спортсмена различными составляющими содержания спортивной тренировки Соблюдение принципов неукоснительно ведет к повышению уровня спортивного мастерства и достижению наивысших спортивных результатов
Слайд 29
Литература 1. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с. 2. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – Изд. 2-е, доп, перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 480 с.