Первый слайд презентации: Лекция № 3 СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ
Лекция по курсу « КульТУРОЛОГИЯ »
Слайд 2: Вопросы лекции
1. Структуралистские, семиотические подходы к исследованиям культуры 2. Понятие «Культурного кода» 3. Конвенциональные знаки. Понятие символа культуры.
Структурализм - направление, которое ставило своей задачей выявление структуры различных сфер культуры. В начале структурализм существовал как конкретно научное направление, прежде всего в лингвистике. Зарождение структурализма связано с исследованиями швейцарского лингвиста Ф. Де Соссюра, который рассматривал язык как знаковую систему, в результате чего лингвистика становилась частью новой науки семиотики, изучающей жизнь знаков.
Слайд 4: Понятие семиотики культуры
Семиотика культуры – это раздел семиотики, который представляет культуру в виде системы знаков и текстов. Под текстом в данном случае подразумевается не только рукописи или письменные материалы, но и любые предметы или артефакты, носящие информацию. Сама культура состоит из семиотических механизмов, которые способны изменять сохранившиеся знаки и тексты, циркулировать их, а также создавать новые знаковые системы и информацию.
Слайд 5
Термин «семиотика» в переводе с греческого означает знак. Само понятие пришло из Древней Греции, где философы, такие как, например, стоики, создавали теорию знаков, откуда и получилось название «семиотика». Культура здесь выступает как генератор структурности, и этим она создает вокруг человека социальную сферу
Слайд 6: Понятие семиотики
Понятие семиотики культуры приходит к нам в XX веке благодаря Ю. М. Лотману. Вместе с коллегами и учениками он создал новое научное направление – семиотику культуры, где культурные феномены анализируются как тексты (знаковые системы )
Слайд 7
Лотман и его коллеги с позиций семиотики рассматривают культуру как единое целое. По мнению Лотмана, культура – это унаследованная информация, которую человеческие общества накапливают, сохраняют и передают дальше. Понятие «текст» Лотман описывал, как нечто фундаментальное в семиотике, что ему и помогло перейти к семиотическому анализу сегментов культуры. Лотман говорил о культуре, как о большом тексте, в котором присутствует невидимая глазу система правил «языка». Исходя из этого, существуют «коды», знание которых позволяет существовать в рамках общества, поскольку есть определённый культурный язык, под который подстраивается любое действие или любой акт поведения общества.
Слайд 8: Лингвистическое направление семиотики
Лингвистическое направление было введено лингвистом Фердинандом де Соссюром, благодаря которому также родились основы семиотики.
Слайд 9
В своей работе «Курс общей лингвистики» (1916) Соссюр называет семиотику наукой, изучающей жизнь знаков в рамках жизни общества. Согласно Соссюру, произвольно выбранные знаки – это и есть слова. То, что отображается в знаке, Соссюр назвал «обозначаемым», а акустический образ знака – « обозначающим». Соссюр противопоставлял два термина (а значит и два подхода) «диахрония» и «синхрония». Синхронично все, что относится к статическому аспекту нашей науки, диахронично все, что касается эволюции. Соссюр разделил два понятия «язык» и «речь» и на основе этого сделал вывод, что лингвистика должна входить в семиологию, как в науку.
Слайд 10: Структурализм как деятельность
Работа французского философа ролана барта, опубликованная в 1963, в которой он рассматривает основные черты структурализма, его истоки, логику развития и роль в современном ему мире
Слайд 11
Барт называет структурализм способом мышления, который можно идентифицировать по отличительным признакам. Это две пары понятий: означающее - означаемое и синхрония - диахрония. «Структуральный человек», по Барту, рассматривает само оперирование структурой как «особый вид человеческой практики» и при аналитической, и при творческой деятельности. Барт заключает, что целью структурализма является обнаружение правил функционирования её объекта в ходе его мысленной реконструкции
Слайд 12: Литературный семанализ ю.кристевой
Юлия Кристева - известный философ, писатель, исследователь, участница феминистского движения во Франции. Автор трудов «семиотика», «Революция поэтического языка », « Полилог »
Слайд 13
Впервые термин " семанализ " был использован Ю. Кристевой в работе "Семиотика". Семанализ есть теория текстового значения, изучающая означивающую деятельность и ее типы в тексте, которая была разработана Ю. Кристевой в качестве альтернативы семиологии Ф. де Соссюра. Ю. Кристева отрицает господство знака, предлагая пересмотр самого понятия знак, его исторического развития, его отношения к различным типам означивающих практик и его роли в них. Эта наука должна быть построена не как "семиология" или "семиотика", а скорее как критика смысла, его элементов и законов - как семанализ, который будет строиться на научной теории системы знаков в истории и истории как системы знаков« и будет иметь критическую направленность.
Слайд 14: 2. Понятие «Культурного кода»
Культу́рный код - ключ к пониманию данного типа культуры, уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков, это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру.
Слайд 15
Культурный код определяет набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в сознании. Это культурное бессознательное – не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию
Слайд 16: Этос культуры
« этос » в античной философии обозначал привычки, нравы, характер, обычаи. Предметную область этоса составлял особый срез человеческой реальности (определённый класс индивидуальных качеств, соотнесённых с определёнными привычными формами общественного поведения). Этос считался подверженным изменениям и противопоставлялся физису, природе человека, которая полагалась неподвластной ему, неизменной. Сегодня под « этосом » часто понимают стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентацию её культуры, принятую в ней иерархию ценностей
Слайд 17: Типы глобальных культурных кодов
1) дописьменный (традиционный ) 2) письменный (книжный ) 3) Экранный
Слайд 18: Дописьменный культурный код
Он зародился еще в первобытнообщинном строе. Казалось, какая культура могла быть у диких людей? Однако уже с глубокой древности человек выступает как культурный деятель в преобразовании и освоении действительности по законам красоты. Трудно поверить в то, что в древности в мире существовало искусство, достойное восхищения. Оно свидетельствует о том, что первобытные охотники, современники мамонтов и носорогов были не такими уж и примитивными.
Слайд 20: пиктография
Пиктография – «рисуночное письмо» – внеязыковая знаковая система, зародившаяся в древности, она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения. Кодом данного культурного типа служат и предметы быта, охоты, одежда, жилища, орудия труда и т.д. Когда человек соорудил себе жилище, прикрыв ветвями яму, пытался укрыться не только от ветра, дождя и снега, уже тогда (возможно, подсознательно) он пытался создать уют. А уют – это стремление к красоте, а значит, и к культуре.
Слайд 22
Геродот (V в. н.э.) рассказывал, что когда персидский царь Дарий I вел против саков войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно», сакские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров.
Слайд 23
Дарий полагал, что саки отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица быстрая, как конь, – знак бегства, а стрелы означают, что саки отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание саков иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец : Дарий потерпел поражение. Рассказ Геродота доносит до нас сведение не только об одном из исторических событий, но и о древнейшем предке письменности. Дары саков были своеобразным способом передачи информации, который ученые называют предметным письмом.
Слайд 25: Письменный (книжный) культурный код
Данный тип более, чем предыдущий, способствует накоплению культурного опыта, а значит, и развитию знания, и формированию разумного человека. Родина письма – Древний Восток. Наиболее древней считается письменность шумеров (народа, жившего в Междуречье в Передней Азии). Шумерское письмо возникло более 5 тыс. лет назад.
Слайд 27: Этапы становления письменности
1) Идеография - «письмо понятиями» через иероглифы – условные значки, представляющие более емкую, простую схематизацию рисунка 2) Клинопись 3) фонетизация и слоговая система - использование знаков для обозначения звуковой оболочки слов 4) алфавитное письмо
Слайд 28: Экранный тип культуры
сформировался в начале XX в. Его культурным кодом являются компьютеризация, кинематограф, радио, телевидение. Экранная культура складывалась на основе компьютера с видеотехникой. Компьютеры несут с собой новый тип мышления и образования, характеризуемый быстротой и реактивностью. Многие ученые сегодня считают, что экранной культуре принадлежит будущее. Сейчас прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризованное и информационное общество людей, что таит в себе немало негативных тенденций.
Слайд 30: 3. Конвенциональные знаки. Понятие символа культуры
Конвенциональные знаки – это искусственно созданные знаки, которым люди «договорились» приписывать определенные значения. конвенциональный знак обозначает определенный предмет не потому, что каким-то образом связан с ним, подобно естественным или функциональным знакам, и не потому, что похож на него, как это свойственно иконическим знакам (хотя это и не исключено), он служит обозначением предмета «по условию» - потому, что люди условились считать его знаком этого предмета.
Слайд 32: Символ культуры
Символ как элемент и инструмент культуры становится специальным предметом внимания и научного исследования в связи с формированием новой гуманитарной дисциплины – культурологии. В одних случаях культура в целом трактуется как символическая реальность, в других – вырабатывается методология «расшифровки» того смысла, который бессознательно (или во всяком случае нецеленаправленно) был придан объекту культуры, в третьих – символ изучается как сознательно творимое сообщение культуры, и в этом случае интерес представляет как поэтика его создания, так и механизмы его восприятия.
Слайд 33: Примеры общеизвестных символов в истории
Мифологические сознание Космос – круг Плодородие – треугольник Мировое древо – крест Материальный мир (четыре стихии) – квадрат Вечность – змея, кусающай хвост