Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ — презентация
logo
Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Вопросы лекции
  • 1. КУЛЬТУРА КАК МИР ЗНАКОВ И ЗНАЧЕНИЙ
  • Язык культуры
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Семиотика
  • Культура как мир артефактов
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Культура как мир смыслов
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Культура – мир символов
  • Виды смыслов
  • Знание (когнитивный смысл)
  • Ценность (ценностный смысл)
  • Регулятив (регулятивный смысл)
  • Культура как мир знаков
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • 2. ВЕРБАЛЬНО-ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Гипотеза Сепира- уорфа
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Языковая картина мира
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • Виды языков
  • 3. Казахский язык и его роль в культурно- этнической идентификации личности
  • Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
1/35

Первый слайд презентации: Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ

Лекция по курсу « КульТУРОЛОГИЯ »

Изображение слайда

1. КУЛЬТУРА КАК МИР ЗНАКОВ И ЗНАЧЕНИЙ 2. ВЕРБАЛЬНО-ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ 3. Казахский язык и его роль в культурно- этнической идентификации личности

Изображение слайда

Культура – коллективная память. Но «язык – дом бытия» (М. Хайдеггер ). чтобы событие стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте. Только тогда культура может выполнять функцию хранения и передачи информации.

Изображение слайда

Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры.

Изображение слайда

Слайд 5

К числу ведущих характеристик культуры, порой отождествляемых с сущностью культуры, относят наименование, оценку явлений для определения их места в социокультурном опыте человечества. В основе этой деятельности выделяют  знак и значение.  Знак несёт значение; знаки образуют знаковые системы культуры. Одно из главных направлений развития современного человека связано с его знаково-символической деятельностью. В этом смысле культура есть процесс выработки, упорядочения и передачи информации, а общество – информационным обществом.

Изображение слайда

Слайд 6: Семиотика

Общая теория знаковых систем – семиотика – исследует аспект выполнения знаковыми системами функции представления мира культуры. Семантика, раздел семиотики, исследует отношения между знаками и представляемыми ими объектами.

Изображение слайда

Слайд 7: Культура как мир артефактов

Культурный артефакт – что-либо, созданное  людьми  и передающее информацию о культуре своих создателей и пользователей; любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое, символическое содержание.

Изображение слайда

Слайд 8

Культурный артефакт – это более общий термин к понятиям  социальный артефакт  и  археологический артефакт. Культурные артефакты могут включать в себя объекты, полученные из археологических раскопок ( археологические артефакты ), а также могут включать в себя объекты современного общества или недавнего прошлого ( социальные артефакты ). Например, для антропологии токарный станок  XVII в., кусок фаянса или  телевизор  являются богатыми источниками информации о времени, в котором они были произведены и использованы.

Изображение слайда

Слайд 9

Культурные артефакты, будь то древние или нынешние, имеют значение, поскольку помимо прочего они дают представление о технологических процессах, экономическом развитии и социальной структуре. культура есть  мир артефактов  - мир человеческой деятельности и ее продуктов. Это ее первая важнейшая характеристика. Она особенно важна тогда, когда речь идет о  материальной культуре  - вещах, домах и сооружениях, технике и вообще обо всем том, что образует "вторую природу", которую человек создает собственными руками вокруг себя. Но одной этой характеристики еще недостаточно для понимания сущности культуры.

Изображение слайда

Слайд 10: Культура как мир смыслов

Человек - порождение природы, и все ее законы сохраняют свою силу в его деятельности так же, как и в любых природных процессах. Все, что человек творит, возникает в соответствии с объективным законам природы. разница между предметами культуры и вещами природы в том, что человек вносит в свои творения некую «человечность», т.е. что-то специфически-человеческое, принципиально не могущее возникнуть без него. Эта-то «человечность» и превращает продукты его деятельности в предметы культуры.

Изображение слайда

Слайд 11

Явления природы обладают свойственными им ОБЪЕКТИВНЫМИ характеристиками. В отличие от явлений природы артефакты обладают двойственной определенностью. 1) У них есть объективная определенность, т.е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека и характеризуется объективно присущими ей свойствами. 2) артефакты имеют еще и иную,  субъективную  определенность: в них воплощено то, что называют "смыслом", "значением". Эта субъективная определенность появляется у них потому, что человек " опредмечивает " в них свои представления, цели, желания и т.д.

Изображение слайда

Слайд 12

Иначе говоря, люди не только практически, но и духовно "обрабатывают" предметы своей деятельности, вкладывая в них то, чего объективно, вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и не может быть. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, " сверхприродное ", качество: способность заключать в себе человеческий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа, служить человеку его собственным отражением. Таким образом, они выступают как предметы культуры благодаря  духовной активности  человека.

Изображение слайда

Слайд 13: Культура – мир символов

Культура - это  мир смыслов,  которые человек вкладывает в свои творения и действия. Такова одна из важнейших характеристик культуры. Человек живет не только в материальном мире вещей - его жизнь протекает и в духовном мире смыслов. В ходе исторического развития человечество постоянно расширяет и обогащает этот мир. Мир смыслов - мир продуктов человеческой мысли - велик и необъятен, это своего рода "вторая Вселенная", существующая наряду с расширяющейся космической Вселенной.

Изображение слайда

Слайд 14: Виды смыслов

Знания Ценности регулятивы

Изображение слайда

Слайд 15: Знание (когнитивный смысл)

это информация о свойствах объекта. Знание – важнейшая часть культуры. Оно занимает огромное место в ее содержании. С развитием культуры объем знаний, которыми располагает общество, постоянно растет. Далеко не все накопленные в культуре знания являются истинными. В каждую эпоху имеются знания, которые когда-то в прошлом считались несомненными истинами, но затем обнаружилось, что они были заблуждениями (например, языческие верования). Есть и такие знания, которые в одних культурах признаются истинными, тогда, как в другой культуре они оцениваются как ложные.

Изображение слайда

Слайд 16: Ценность (ценностный смысл)

это фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку (и соответственно человека к объекту). Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности (а если же объект представляется человеку не удовлетворяющим никаких потребностей или мешающим их удовлетворять, то он не имеет ценности либо имеет отрицательную ценность - « антиценностъ »).

Изображение слайда

Слайд 17: Регулятив (регулятивный смысл)

это правило или требование, в соответствии с которым люди строят свое поведение и деятельность. Содержащиеся в культуре регулятивы определяют принятые в данной культуре нормы поведения и деятельности, т. е. указывают, какие пути и средства достижения целей допустимы, «нормальны», а какие – нет.

Изображение слайда

Слайд 18: Культура как мир знаков

Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками. Знаки и системы знаков исследуются специальной наукой – семиотикой. Знаковыми системами являются естественные (разговорные) языки – русский, английский и др., а также различного рода искусственные языки – язык математики, химическая символика, «машинные» языки и т. д.

Изображение слайда

Слайд 19

К знаковым системам относятся также разнообразные системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков.

Изображение слайда

Слайд 20: 2. ВЕРБАЛЬНО-ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

Вербальные знаковые системы -  это разговорные языки, которых в мире насчитывается несколько тысяч. Именно они составляют основу культуры говорящего на нем народа. Эта система складывается на основе психофизиологических возможностей человека, заложенных в его биологической природе (устройство мозга, гортани, органов слуха и т.д.). Однако язык имеет социальную природу. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общению.

Изображение слайда

Слайд 21

В мире существует несколько тысяч естественных языков – от 2500 до 5000 (их точное число установить невозможно, поскольку нет однозначных критериев для отличия разных языков от разных диалектов одного и того же языка). Любой естественный язык – это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему культурному значению.

Изображение слайда

Слайд 22

Изображение слайда

Слайд 23

Язык – это система знаков, служащая средством общения, мышления и управления поведением человека. Биологической предпосылкой человеческого языка является сложная сигнализация высших животных. Знак есть сущность социального бытия человеческого языка, способ бытия сознания, духа. Язык не придумывается индивидом, а становится в процессе коллективного творчества людей. Различия в условиях человеческой жизнедеятельности находят выражение в языке. Язык выступает связующим звеном между практикой и сознанием. Благодаря употреблению знаков, мир внешних предметов предстаёт новым измерением в знаковой реальности.

Изображение слайда

Слайд 24

Изображение слайда

Слайд 25: Гипотеза Сепира- уорфа

тезис, согласно которому существующие в сознании человека системы понятий, а, следовательно, и существенные особенности его мышления определяются тем конкретным языком, носителем которого этот человек является. Разработана в 30‑х гг. 20 в. в США Э. Сепиром и Б. Л. Уорфом в рамках  этнолингвистики

Изображение слайда

Слайд 26

Э. Сепир говорит о том, что люди живут не только в материальном и социальном мирах, но и во власти своего языка. Их «реальный мир» строится на основе языковых привычек их социальной группы. Миры разных групп – это разные миры, а не один с навешанными на него разными языковыми ярлыками.

Изображение слайда

Слайд 27

Э. Сепир приводит простой пример, демонстрирующий, как разные языки по-разному сегментируют мир. Даже такой простой аспект реальности, как падение камня, в языке нутка, например, репрезентируется глагольной формой, соответствующей нашему выражению « камнит вниз». В китайском языке оно моделируется выражением «камень падать». В немецком и французском языках камню присваивается категория рода, в английском – определенный или неопределенный вид, в языке племени квакиутль из Британской Колумбии указывается, видит или не видит камень говорящий о нем и к кому камень ближе – к говорящему или к третьему лицу, и т. д.

Изображение слайда

Слайд 28: Языковая картина мира

исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности. Понятие языковой картины мира восходит к идеям  В. фон Гумбольдта  и неогумбольдтианцев ( Вайсгербер и др.) о  внутренней форме языка, с одной стороны, и к идеям американской этнолингвистики, к   гипотезе лингвистической относительности   Сепира – Уорфа, – с другой.

Изображение слайда

Слайд 29

Изображение слайда

Слайд 30

Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации (концептуализации ) мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка. Свойственный данному языку способ концептуализации действительности отчасти универсален, отчасти национально специфичен, так что носители разных языков могут видеть мир немного по-разному, через призму своих языков.

Изображение слайда

Слайд 31

С другой стороны, языковая картина мира является «наивной» в том смысле, что во многих существенных отношениях она отличается от «научной» картины. При этом отраженные в языке наивные представления отнюдь не примитивны: во многих случаях они не менее сложны и интересны, чем научные. Таковы, например, представления о внутреннем мире человека, которые отражают опыт интроспекции десятков поколений на протяжении многих тысячелетий и способны служить надежным проводником в этот мир. В наивной картине мира можно выделить наивную геометрию, наивную физику пространства и времени, наивную этику, психологию и т.д.

Изображение слайда

Слайд 32: Виды языков

Естественные – разговорные, обычные, складываются постепенно и неотделимы от истории народа, владеющего им. Искусственные языки   люди специально разрабатывают для определенных целей (к ним относятся языки математики, логики, алгоритмические языки программирования для ЭВМ, шифры и т.п.). Языки естественных и гуманитарных наук относятся к   частично искусственным, поскольку кроме слов обычного языка включают собственную терминологию и символику, являющуюся по преимуществу интернациональной.

Изображение слайда

Слайд 33: 3. Казахский язык и его роль в культурно- этнической идентификации личности

Идентификация представляет собой стержневой элемент социальной жизни человека, определения им своего места в обществе, поскольку по своей природе человек есть социальное существо. Чем глубже индивид задумывается над вопросами «Кто я?» и «Кто мы?», тем более осознанным является его отношение к своей идентичности. Чем больше человек уверен в том, что социальная группа, к которой он принадлежит, соответствует его личности, душевному складу и социально-политическим целям и ценностям, тем сильнее его психоэмоциональная связь с ней, тем сильнее его идентичность с группой.

Изображение слайда

Слайд 34

Каждая национальная культура в этом культурном многообразии предстает как равно­значная, равноправная, способная к коммуника­ции и сама являющаяся «желаемой» для комму­никации. Глобализация, с одной стороны, угрожает культурной идентичности, с другой, создает реальные возможности для диалога культурных идентичностей. Культурная глоба­лизация поставила перед человеком проблему поиска своей культурной идентичности. Существуют разные модификации идентич­ности: этническая идентичность, гражданская идентичность, национальная идентичность, религиозная    идентичность. Развитие современного Казах­стана невозможно без изучения истории и культуры народа, без понимания истоков этнического развития, приоритетных духовных, нравственных ценностей казахской культуры.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Лекция № 2 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Изображение слайда

Похожие презентации