Первый слайд презентации: ЛФК при детском церебральном параличе Преподаватель: Мороз Л.И
- ТОКСИКОЗ -механическая и психическая травма в период беременности - лучевая болезнь-сифилис-сыпной тиф-ТБС кровотечения во время беременности- частые аборты-токсоплазмоз- нарушения обменных процессов- резус фактор-нерациональное питание- авитамино приём лекарственных препаратов- развитие близнецов- декомпенсированные сердечно-сосудистые заболевания-ревматические пороки сердца-в особую группу относят преждевременные роды.
Слайд 3: Родовые (натальные), появляющиеся в процессе родов
-Травма мозга(неудачное применение щипцов и др. акушерских приёмов -механическая причина ( большая головка, узкий таз ) -отслойка плаценты - неправильное положение плода(поперечное или ягодичное ). - затяжные роды - тугое обвитие пуповины вокруг шеи- - механическая закупорка дыхательных путей у плода— - стремительные роды— - многоводие - роды пожилых- перенашивание берменности -сердечно-сосудистые заболевания матери - понижение свёртываемости крови у плода(недостаточность витамина К и обусловленные этим кровоизлияния и тромбозы сосудов мозга плода)
Слайд 4: Послеродовые ( постнатальные )
-Травмы в дни и месяцы жизни ребёнка - инфекционные заболевания, вызывающие менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты -спазмофилия - лучевая болезнь - различные виды отравлений.
Слайд 5: Патогенез
Поражение центрального коркового аппарата нарушает соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. --- Нарушается рефлекторная деятельность Ц.Н.С. Повышаются тонические рефлексы --- Нарушается реципрокная иннервация Появляются вторичные изменения структуры проводящих путей периферических нервов и н. окончаний. ---Это обусловливает функциональную неполноценность нервно –мышечного аппарата- дети теряют возможность передвигаться, производить координированные действия, обслуживать себя. ---Наряду с двигательными расстройствами наблюдается нарушение психики и речи, нарушение функции органов чувств. Это указывает на обширность поражения.
Слайд 12: Тонический шейный ассиметричный рефлекс ---При повороте головы рука соответствующей стороны рагибается, а противоположная сгибается. Рефлекс действует до 4-х мес
Слайд 14: Функционируя короткое время, эти рефлексы создают благоприятную основу для появления более высокой ступени в безусловно –рефлекторной деятельности ребёнка---установочных рефлексов
Первым установочным рефлексом, контролируемым деятельностью лабиринтов, является лабиринтный установочный рефлекс -это первый антигравитационный рефлекс-рефлекс с головы на шею, появляется к 2-м мес. С этого момента начинает развиваться установочный шейный цепной симметричный рефлекс. Под влиянием этого рефлекса появляется напряжение мышц шеи, спины4-5 мес., а после 6-го мес.жизни -мышц-разгибателей нижних конечностей, сначала в И.П. на животе, затем при вертикальном положении тела. Это определяет возможность удержания тела в положении сидя, стоя, при ходьбе. С 6 мес. Формируется установочный цепной шейный ассиметричный рефлекс, дающий возможность сохранять равновесие при всех положениях тела. Одновременно развивается Рефлекс с тела на тело –он регулирует положение тела в пространстве, удерживая его в нормальном положении. Рефлекс контролируется в значительной степени лабиринтами. Рефлекс Ландау формируется из двух фаз. Первая фаза : ребёнок 6-7 мес., уложенный на край стола так, чтобы грудь его не касалась поверхности стола, разгибает туловище, поднимает голову и грудь, руки выбрасывает вперёд и удерживается в этом положении 1-2мин. Вторая фаза: ребёнок 8-9мес., положенный спиной вверх на край стола так, чтобы его ноги не касались поверхности, поднимает их вверх, располагая в одну линию с туловищем ,
Слайд 15
Общий принцип устранения тонических рефлексов состоит в том, что в начале пассивно, а затем пассивно-активно(с помощью ) отдельным частям тела больного ребёнка придают позы, противоположные тем, которые вызываются этими рефлексами. Практически все тонические рефлексы действуют совместно, усиливая или ослабляя друг друга.
Слайд 16: Устранение рефлексов
ЛТР(лабиринтный тонический рефлекс) на спине—тормозится покачиванием в позе эмбриона. ЛТР (на животе) при задержанном ---ребёнок не может поднять голову, разогнуть руки, туловище. Это лишает его возможности опереться,приподняться, а в дальнейшем сесть и встать. Тормозится путём укладки на небольшое возвышение,препятствующее сгибанию. Можно прокатывать на мяче в положении на спине.
Слайд 17: СШТР-задержка егоформирует разгибательную установку для нижних конечностей
Тормозится следующими приёмами: 1-В и.п. на животе, с подложенной под грудь подушечкой, ребёнку удерживают голову в среднем положении и пассивно выпрямляют руки с опорой на ладонную поверхность. Или пассивно разгибают голову, сгибают руки, разгибают ноги и удерживают в таком положении. 2-В и.п. на спине, ноги максимально разведены и ротированы кнаружи и упираются в бёдра массажиста, проводят пассивные присаживания. 3-С 6-7 мес. Рефлекс можно тормозить в и.п. на четвереньках с валиком под грудью. Если у ребёнка резко выражено подошвенное сгибание стоп, их следует опустить за край опоры. Пассивно сгибают голову, удерживая выпрямленные руки и согнутые ноги.
Слайд 18
Рефлекс с головы на тело –при повороте головы одновременно поворачивается тело. Рефлекс с тела на голову --- возникает при повороте тела в сторону, при этом одновременно поворачивается голова. Торможение этого рефлекса достигается выполнением торсионных движений в поясничной области при согнутых нижних конечностях и фиксированном плечевом поясе,предложенном доктором Войта.
Слайд 25: Атонически - астатическая форма
Характерезуется низким тонусом при наличии патологических тонических рефлексов, отсутствием или недоразвитием установочных рефлексов и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Однако к 3-5 годам при систематическом лечении овладевают возможностью произвольных движений, хотя(атаксия, гиперметрия, тремор) остаются. Наиболее стойкой является туловищная атаксия. Речевые расстройства у 60-70% детей. Иногда обнаруживается олигофрения, чаще в степени дебильности, реже- имбецильности.
Слайд 26: Стадии течения заболевания
Выделяют 3 стадии данного заболевания Первая, ранняя-имеются острые нарушения гемо-и ликвородинамики, возникшие в процессе родов. Негрубые нарушения мозгового кровообращения могут вызвать задержку физического и психического развития в первые месяцы жизни ребёнка. Вторая стадия-хронически- резидуальная от нескольких месяцев до 3-4х лет. Третья стадия-конечная резидуальная
Слайд 27: ЛФК в резидуальных стадиях заболевания
В основе ЛФК лежит лежит стремление стимулировать, воспроизвести ход двигательного развития в том порядке, в каком это развитие происходит у здорового ребёнка. Независимо от стадии заболевания работа начинается с того уровня двигательного развития, на котором оно прекратилось. В ряде случаев способы работы будут близки, однако будет и существенная разница., ---- Она будет заключаться в том, что к более старшему возрасту, с 5-и-лет, будет применяться аппеляция к личности, которая поставит его личную активность в центре работы. ----Если в ранней стадии достаточен только ортопедический режим, предусматривающий профилактику контрактур, то в поздней стадии необходимы ортопедические мероприятия, их устраняющие и при необходимости---поэтапного лечения гипсовыми повязками ---грязелечение ---иногда хирургическое вмешательство. Дети в поздней стадии при отсутствии или глубокого нарушения моторики, речи и интеллекта ----не курабельны.
Слайд 28: Задачи лечения
1-Нормализация мышечного тонуса 2-Подавление задержанных тонических рефлексов 3-Воспитание установочных рефлексов 4-Профилактика тугоподвижности и контрактур 5-Профилактика порочных поз и движений 6-Восстановление активных изолированных движений 7-Осуществлять коррекцию осанки и воспитывать силовую выносливость мышц туловища 8 -Снижение патологических синкинезий 9-Улучшение координации движений 10-Формирование функции захвата, ударной, переместительной.Включение ручных действий в активное самообслуживание, трудовые навыки
Слайд 29: 11. Формирование функций:
, ---удержания головы --- опорности рук и ног ---ползания ---сидения ---вставания ---стояния ---равновесия во всех И.П. ---ходьбы( при неподвижной опоре-в брусьях, при подвижной опоре-ходули, вожжи, без опоры)
Слайд 33: Работа над удержанием головы и опорностью рук Создание опорности рук, стойкого рефлекса Ландау-даёт возможность обучать ходьбе на 4-х
Слайд 42: Ходьба на коленях
Ребёнку пассивно придают позу, стоя на коленях. Для стабилизации этого положения отводят руки больного назад в наружной ротации. Это способствует хорошему контролю головы и разгибанию верхней части позвоночного столба.
Слайд 46: Стояние у гимнастической стенки
При достаточном контроле головы ребёнок самостоятельно удерживается за перекладину, методист фиксирует его ноги.
Слайд 77
Литература: К.А.Семёнова «Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах» МОСКВА»Медицина»1976г. « Лечебная гимнастика и массаж для больных детским церебральным параличом в ранней и хронически резидуальной стадии заболевания» Методические рекомендации 6 01 1981г. Бортфельд С.А. « Двигательные нарушения и ЛФК при детском церебральном параличе» Л. 1971г. К.А. Семёнова «Детские церебральные параличи» Медицина 1968г. «Методика лечебной гимнастики и точечного массажа для больных, страдающих детскими церебральными спастическими параличами» З.П. Манухина Ленинград 1974г. «Реабилитация больных детским церебральным спастическим гемипарезом в условиях ортопедической клиники» Ю.Н. Мороз «Методические рекомендации» Ленинград 1974 г. «Лечебная гимнастика для детей, страдающих гиперкинетической формой церебрального паралича» Методические указания «Ленинградский детский психо -неврологический санаторий «Комарово»