Первый слайд презентации
Литературная игра-викторина по сказу П.П. Бажова «Каменный цветок»
Слайд 3: Как назывался цветок, из которого Данилушка делал свою чашу: черемица, омег, дурман, багульник, папоротник, разрыв – трава ?
1 Как назывался цветок, из которого Данилушка делал свою чашу: черемица, омег, дурман, багульник, папоротник, разрыв – трава ? ДУРМАН. «Без передышки у станка стоит. Прокопьичу сказал: По дурман – цветку свою чашу делать буду». ИГРА
Слайд 4: В какое время года встретился Данила с Хозяйкой Медной горы?
2 ИГРА Осенью. На Змеиный день, 25 сентября
4 Был прислугой, потом пастухом ИГРА
Слайд 11: Почему Данила постоянно откладывал свадьбу?
9 ИГРА Хотел сделать такой каменный цветок, чтобы он живым казался
Слайд 13: Какие слухи ходили, когда Данилушка пропал?
11 «Кто-то говорил, что он ума решился, в лесу загинул, а кто опять сказывал – Хозяйка взяла его в горные мастера ИГРА
Слайд 14: Какое событие произошло накануне свадьбы Данилушки?
12 ИГРА Данила пошёл на Змеиную горку и пропал
Слайд 15: От кого впервые услышал Данилушка о волшебном цветке, растущем в малахитовой горе?
13 От бабушки Вихорихи, которая его лечила после барского битья: «А то ещё каменный цветок есть. В малахитовой горе будто растёт. На Змеиный праздник полную силу имеет. Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит». ИГРА
14 Этот СКАЗ – литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика. ИГРА
Слайд 17
Различия СКАЗ СКАЗКА Место действия Реальное, конкретное. В нем живет рассказчик ( Гумешки, Мраморское ) Где-то очень далеко («в некотором царстве, в некотором государстве», за тридевять земель в тридесятом царстве») Образ рассказчика Свидетель, либо участник событий (рассказчик - дед Слышко ) Он рассказывает о делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой». Он не участник и не свидетель повествования. Время Максимально приближено к моменту повествования. Создаётся ощущение, что эти события происходили совсем недавно. Время между рассказом и событиями волшебной сказки отдалено, иногда до бесконечности. Характеристики героев Характеры героев связаны с соц.статусом (приказчик не м.б.положительным героем, а мастер-труженик не м.б. отрицательным). Характеры главных героев не зависят от соц.статуса (и Иван-царевич и Иван – крестьянский сын – одинаково положительные герои) Волшебная сила Это лишь источник вдохновения для мастера (волшебный каменный цветок – это лишь идеал, к кот. Стремится Данила) Превращения и волшебство – основа действия. Именно с помощью волшебной силы герой побеждает врагов.
15 ТРИ ИГРА
Слайд 19: Расскажите, чем Данила Недокормыш отличался от других детей. Чем он удивил Прокопьича?
Слайд 20: Расскажите, чем Данила Недокормыш отличался от других детей. Чем он удивил Прокопьича?
Данила видит красоту и в мире природы (разговор с пастухом), и в человеческих творениях (его “странное” поведение в барском доме, где он засматривался на произведения искусства). Дар делает мальчика равнодушным к удобствам и выгодам обычной жизни; Данила — человек “не от мира сего”, что уже в детстве приносит ему постоянные страдания. Важно отметить, что и в детстве эталоном красоты были для него явления природы: в его музыке “не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются”. Говоря о терпении и мужестве Данилы, нужно сравнить его с другими детьми, отданными в учение Прокопьичу. Неужели все они были бездарны? С одной стороны, Данилу отличает редкая одарённость: он превзошёл своего мастера буквально сразу; этот великий дар делает для мальчика учение игрой. С другой — эта “лёгкость” подготовлена терпением и кроткой неприхотливостью Данилы. Прокопьич встретил этого ученика не ласковее, чем других, но Данила не обиделся. Возможно, не все прежние ученики были бездарны, но Прокопьич неосознанно искал себе ученика-ровню, для которого мастерство было бы важнее внешнего комфорта. Отметим, кстати, взаимную благодарность и жалость мальчика и старика, старающихся оградить друг друга от опасности малахитового дела и от барского гнева.
Слайд 21: Как получилось, что Данила стал особенным мастером, не таким, как все и даже превзошёл Прокопьича?
Слайд 22: Как получилось, что Данила стал особенным мастером, не таким, как все и даже превзошёл Прокопьича?
Данила, единственный из мастеров, стал делать не заказанную вещь, а чашу по своему замыслу, как настоящий художник-творец. Отметим, какую роль сыграла чаша, эскиз которой прислал барин из столицы. Крепостные мастера удовлетворяются ремеслом, сознавая себя подневольными, а свою работу — почти наказанием. Только Данила хочет создать истинную красоту и донести её до людей, даже работая на барина. Кстати, барин, в отличие от приказчика, видимо, понимает, что таланту нужна свобода, и предоставляет её Даниле и Прокопьичу (в некоторых пределах), в надежде получить нечто новое и прекрасное. Данила хотел передать в камне красоту живого цветка. Поспорить в творчестве с живой природой.
Слайд 23: Как вы думаете, что нужно Хозяйке: подчинённые ей подгорные мастера или свободный художник, сумевший победить её чары и превзойти волшебную красоту каменного цветка?
Слайд 24: Почему Данила не тронул барскую чашу, но разбил свой дурман-цветок и исчез?
Слайд 25: Почему Данила не тронул барскую чашу, но разбил свой дурман-цветок и исчез?
Барская чаша в его глазах недостойна того, чтобы быть разбитой. А дурман-цветок наполовину получился! Может быть, Данила в самом деле был так талантлив, что сумел бы выразить в камне красоту живого цветка. Почему же он не стал продолжать свои попытки? Во-первых, никто из окружающих не понял и не поддержал его исканий. Дерзкий замысел передать в камне красоту живого казался другим мастерам невыполнимым или связанным с какими-то таинственными и враждебными человеку силами. Во-вторых, у Данилы не было свободы, чтобы годами, может быть, биться над творческой задачей: ведь он крепостной мастер, и ему опять закажут что-то, что недостойно даже быть разбитым.
Слайд 26: Как вы думаете, если б Данила сделал свою чашу такой, как ему хотелось, была бы она похожа на те цветы, что росли в горе, или вышла бы иной?
Хозяйка не враждебна человеческому миру (как говорят легенды), но в то же время чужда ему. Красота, которую Хозяйка может показать Даниле, совершенна, но холодна. Хозяйка — воплощённая душа природного царства, и эта душа свободна от тёплых человеческих пристрастий и чувств. Такими же становятся горные мастера: они приближаются к пониманию сути природы, но теряют свою человеческую суть. Человек же, выражая красоту, может одухотворить её своей горячей человеческой душой, и красота в его творениях всегда иная, чем в природе. Цветок Данилы должен был бы получиться не таким, как подземные цветы. Он вобрал бы в себя любовь к Прокопьичу и Кате, и такой красоты никогда не создать ни Хозяйке, ни её подгорным мастерам. Чего же хотела от Данилы Хозяйка? Творчества, которое превзошло бы её волшебство. Но, видно, душа Данилы была холодновата к человеческому миру, и он не смог “ вочеловечить бездушное”.
Последний слайд презентации: Литературная игра-викторина по сказу П.П. Бажова «Каменный цветок»
Это сказ о художнике, который попытался и не смог постичь суть красоты. О его состязании с природой, чья красота совершенна. О внутреннем конфликте человека, который одновременно принадлежит "бытовому”, будничному человеческому миру и "идеальному” миру творчества, обрекающего человека на внутреннее одиночество. Как вы думаете, в чём заключается смысл этого сказа? Домашнее задание: Как вы думаете, почему Хозяйка Медной горы подсказала Даниле-мастеру место, где он может найти нужный камень? Мастер Данила столько времени, сил, труда, любви вложил в своё творение – и разбил. Почему?