Первый слайд презентации: МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ
Лекция № 1. Понятие «Здоровье». Факторы и группы здоровья детей.
Слайд 2
ПМ.01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
Слайд 3
Медико-педагогические аспекты здоровья детей раннего и дошкольного возраста Детские болезни и их профилактика Детский травматизм и его профилактика Медико-педагогический контроль за развитием и здоровьем детей
Слайд 4: Список литературы по курсу:
Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: 2000. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. – М.: 2009. Глыбочко П.В., Николенко В.Н., Алексеев Е.А., Карнаухов Г.М. Первая медицинская помощь. – М.: 2008. М.Р.Сапин, З.Г. Брыксин Анатомия и физиология детей и подростков. – М.:2005. Танкова-Ямпольская Р.В. И др. Основы медицинских знаний. – М.: 1993. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. – М.: 2008 Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей/ Под ред. Н.В. Сократова. – М.: 2005
Слайд 5: ДО ЭКЗАМЕНА НЕОБХОДИМО СДАТЬ:
Оформленное портфолио Контрольную работу Практические работы (2)
Слайд 6: Содержание портфолио
Рекомендации по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста Рекомендации по организации системы закаливания в режиме дня дошкольника в ДОУ Комплекс дыхательной гимнастики для детей разных возрастных групп в ДОУ Рекомендации по профилактике кожных заболеваний у детей дошкольного возраста Правила ТБ и профилактики травматизма у детей в ДОУ Диагностическая карта обследования физического развития ребенка Диагностическая карта обследования здоровьесберегающей среды ДОУ
Слайд 7: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕДМЕТА
Профессиональная деятельность воспитателя непосредственно касается наиболее часто встречающихся медико-социальных проблем. Воспитатель должен обладать определенными знаниями о способах их предотвращения.
Слайд 8: ПЛАН
Здоровье. Факторы, определяющие здоровье. Факторы риска заболеваний. Профилактика нарушений здоровья. Критерии и группы здоровья детей. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Слайд 9
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский
Слайд 10
1. ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ» - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (определение ВОЗ); Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний
Слайд 11
Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.
Слайд 12: Составляющие здоровья
Слайд 13: Физическое здоровье
совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде ( педагогическое определение ) состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции ( медицинское определение )
Слайд 14: Психическое здоровье:
высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение) это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция ( медицинское определение )
Слайд 15: Социальное здоровье
это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Слайд 16: Нравственное здоровье
это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Слайд 18: Показатели здоровья в детском коллективе
Общая заболеваемость (уровень и структура). Острая заболеваемость (уровень и структура). Заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка. Процент часто болеющих детей (ЧБД). Процент детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями. Процент детей, отнесенных по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная). Процент детей, функционально незрелых к обучению. Процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванных адаптацией к дошкольному учреждению, школе. Процент детей, нуждавшихся в оздоровительных мероприятиях. Распределение детей по группам здоровья.
Слайд 19: ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
генетические (наследственность) природные (климат, погода, ландшафт, флора, фауна и т.д.) состояние окружающей среды социально-экономические (условия и образ жизни) медицинское обеспечение
Слайд 21: 2. ФАКТОРЫ РИСКА ЗАБОЛЕВАНИЙ:
Неблагоприятная наследственность Нездоровый образ жизни (отсутствие режима, плохое питание) Неблагоприятное состояние окружающей среды Длительно действующие раздражители, которые носят характер или постоянный, или сверхпороговый Отрицательные эмоции Несоблюдение санитарно – эпидемических норм в ДОУ и медицинских учреждениях Отсутствие безопасной среды в ДОУ и в домашней среде (детский травматизм)
Слайд 22: 3. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ
Проведение плановых профилактических осмотров детей, особенно перед вакцинацией. Контроль за проведением профилактических прививок. Осмотр детей при подозрении на острое инфекционное заболевание. Контроль за полноценным и качественным питанием. Контроль за организацией физического воспитания и закаливания детей. Работа по профилактике травматизма. Проведение занятий с персоналом ДОУ по вопросам санитарно – гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организация питания. 3. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ
Слайд 23: 4. Медицинские критерии оценки здоровья детей
Комплексная оценка состояния здоровья детей дается на основании учета результатов медицинского осмотра и текущего наблюдения за ребенком, путем анализа 4-х основных критериев здоровья. 4. Медицинские критерии оценки здоровья детей
Слайд 24: 4. Медицинские критерии оценки здоровья детей
Наличие или отсутствие хронических болезней Функциональное состояние основных систем (дыхательная, С.-С. и т.д.) Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (резистентность и реактивность) Особенности физического и нервно-психического развития, степень его гармоничности 4. Медицинские критерии оценки здоровья детей
Слайд 25: Группы здоровья детей:
– это здоровые дети. Группа II — здоровые с морфофункциональными отклонениями. – Дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются те или иные отклонения морфологического или функционального характера: например, дети с отклонениями в физическом развитии, не связанными с эндокринной патологией, с нарушениями осанки, уплощением стопы, с близорукостью слабой степени, часто болеющие и т. д.
Слайд 26: Группы здоровья детей:
Группа III - больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации. Дети, которые, несмотря на наличие хронического заболевания, редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность. Группа IV — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации. Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие, со сниженной работоспособностью. Группа V —- больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Дети этой группы практически не встречаются в ДОУ, школах, так как по состоянию здоровья вынуждены находиться в специальных лечебных или учебно-воспитательных учреждениях.
Слайд 27: 5. Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.
Слайд 28: Компоненты ЗОЖ
Режим труда и отдыха Режим сна Активная мышечная деятельность Рациональное питание Закаливание организма Соблюдение требований гигиены и санитарии Культура межличностного общения Профилактика вредных привычек
Слайд 31
Направление работы по воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни 1. Системный подход. 2. Деятельностный подход. 3. Принцип «Не навреди»! 4. Принцип гуманизма.
Слайд 32: Вывод
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к ЗОЖ, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка.
Последний слайд презентации: МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ: Задания
Рекомендации по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста Рекомендации по организации системы закаливания в режиме дня дошкольника в ДОУ Комплекс дыхательной гимнастики для детей разных возрастных групп в ДОУ Рекомендации по профилактике кожных заболеваний у детей дошкольного возраста Правила ТБ и профилактики травматизма у детей в ДОУ Диагностическая карта обследования физического развития ребенка Диагностическая карта обследования здоровьесберегающей среды ДОУ