Первый слайд презентации: Методика ценностной ориентации Милтона Рокича
Подготовила Студентка 4-го курса Волошкина Татьяна Александровна Группа 37-03-01 «Психология»
Слайд 2: Автобиография М. Рокича
Имя при рождении Мендель Рокич Дата рождения 27 декабря 1918 Место рождения Хрубешув, Польша Дата смерти 25 октября 1988 (69 лет) Место смерти Лос-Анджелес, США Страна США Научная сфера психология Место работы Университет штата Мичиган Альма-матер Калифорнийский университет в Беркли Нарады ; Получил почетную медаль Курта Левина на конгрессе Американской психологической ассоциации в 1984 и премию Гарольда Лассуэлл от Международной ассоциации политической психологии в 1988 году.
Слайд 3: Основные идеи
Разработал собственную концепцию ценностных ориентаций личности, понимая под ценностью устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности некоторых целей или способов существования перед другими. Согласно Рокичу, ценностная ориентация так или иначе воздействует на любые общественные явления. При этом Рокич полагает, что человеческие ценности относительно немногочисленны и организованы в системы ценностей, причём все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в неодинаковой степени. Разделив все ценности на терминальные (касающиеся целей индивидуального существования) и инструментальные (связанные с образом действий и достижения целей), Рокич провёл на рубеже 1960-70-х гг. широкомасштабные полевые исследования на общенациональной американской выборке, предлагая респондентам иерархически ранжировать ценности из двух списков; затем Рокич проанализировал корреляцию результатов с полом, возрастом, доходом, образованием и другими свойствами опрошенных. По мнению Д. А. Леонтьева, исследования Рокича были «наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследования ценностных представлений» Год Русское название Оригинальное название 1960 Открытый и закрытый разум The Open and Closed Mind 1968 Верования, отношения, ценности Beliefs, Attitudes, and Values 1964 Три Христа в Ипсиланти The Three Christs of Ypsilanti 1973 Природа человеческих ценностей The Nature of Human Values Жизненный путь М. Рокича
Терминальные Инструментальные
М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу : общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико; все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; ценности организованы в системы; истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах, и личности; влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
Слайд 6: Процедура проведения
ИНСТРУКЦИЯ : «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию». Терминальные ценности ранг Инструментальные ценности ранг Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел) Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) Обработка результатов Выставленные испытуемыми ранги ценностей отражают важность каждой из них. Важно помнить, что в опроснике Рокича шкалы имеют обратный характер: чем меньше ранг, тем выше значимость ценности для респондента; чем выше ранг, тем ниже значимость ценности. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.
Слайд 7: Шкалы теста Рокича В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:
Терминальные ценности: АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ ЗДОРОВЬЕ ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА ЛЮБОВЬ МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ ПОЗНАНИЕ ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ РАЗВИТИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ СВОБОДА СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ СЧАСТЬЕ ДРУГИХ ТВОРЧЕСТВО УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ Инструментальные ценности: АККУРАТНОСТЬ ВОСПИТАННОСТЬ ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ НЕТЕРПИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ ОБРАЗОВАННОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАЦИОНАЛИЗМ САМОКОНТРОЛЬ СМЕЛОСТЬ ТВЕРДАЯ ВОЛЯ ТЕРПИМОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ ЧУТКОСТЬ ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ
Слайд 8
Интерпретация результатов Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы: предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6); индифферентные, безразличные (7-12); отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии). Полученные для каждой из 36-ти ценностей их ранги, отражающие значимость ценности для испытуемого, можно использовать в эмпирических исследованиях для выявления различий в группах или для анализа взаимосвязей ценностных ориентаций с другими психологическими феноменами. Пример анализа результатов опросника Рокича На рис. 3 приведены средние значения терминальных ценностей подростков экспериментальной (спортсмены) и контрольной (не спортсмены) групп. Структура терминальных ценностей подростков обеих групп носит сходный характер: наиболее значимы ценности здоровье, любовь, друзья и семья; наименее значимы – красота, творчество, счастье других. Подростки из обеих подгрупп в большей степени ориентируются на здоровье, любовь, семью и друзей. Не столь важным является ориентация на красоту природы и искусства, творчество и счастье других.
Слайд 9: Вывод
Таким образом можно с полной уверенностью сказать что метод исследования ценностной ориентации Милтона Рокича применяется по сей деть, а так же является одним из действенных по выявлению и определению Ценности для каждого человека! Так же я провела собственное исследование применимое к моей личности на выявление (Инструментальных) ценностной ориентации по М. Рокичу, результат показал что для меня : 1. Честь 2. Ответственность 3. Воспитанность 4. Трудолюбие 5. Аккуратность 6. Жизнерадостность 7.Самоконтроль 8. Дисциплинированность 9. Образование 10. Твёрдая воля 11. Широта взглядов 12. Чуткость 13. Независимость 14. Смелость в отстаивании своего мнения 15. Нетерпимость к своим и чужим недостаткам 16.Высокие запросы 17.Терпиливость к мнению других и прощать 18. Рационализм. (1056 : -0,090 Зона незначительного ) влияния. Источники : 1. http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-m-rokicha-tsennostnyye-oriyentatsii. 2. Волошкина Т.А. (собственная переработка ).