Первый слайд презентации
« ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » Выступление подготовила учитель Муниципального образовательного учреждения « Харцызская средняя школа №2» Алексеева Л.Ф.
Слайд 2
Одна из важнейших задач современной школы –формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность –способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности –письму и чтению, говорению и слушанию.
Слайд 3
Глоссарий • Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений • Функционально грамотная личность это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами • Основные признаки функционально грамотной личности это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями
Слайд 4
Функционально грамотная личность это человек: - ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей; - способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; умеющий отвечать за свои решения; - способный нести ответственность за себя и своих близких; владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке; обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний; для которого поиск решения в нестандартной ситуации привычное явление; - легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него; - понимающий, что жизнь среди людей это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения; - хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; - владеющий современными информационными технологиями. -
Слайд 5
Цель учителя -развить ребёнка. -Развить мышление -из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое -Развить речь, аналитико-синтетические сп особности, развить память и внимание,фантазию и воображение - Пространственное восприятие -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику - Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Слайд 6
Педагогические технологии • проблемно - диалогическая технология освоения новых знаний ; • технология формирования типа п равильной читательской деятельности ; • технология проектной деятельности ; • обучение на основе «учебных ситуаций »; • уровневая дифференциация обучения ; • информационные и коммуникационные технологии ; • технология оценивания учебных достижений учащихся идр.
Слайд 7
Приемы - Технология проектной деятельности -Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом. -Уровневая дифференциация обучения. - Информационные и коммуникативные технологии (Интернет, средства мультимедия,
Слайд 8
Компоненты функциональной грамотност и • знания сведений, правил, принципов усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности • умения адаптироваться к изменяющемуся миру решать конфликты, работать с информацией вести деловую переписку применять правила личной безопасности в жизни • готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов повышать уровень образования на основе осознанного выбора
Слайд 9
Анализ текущей ситуации: педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях Цель научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знани ю. При этом решаются следующие задачи: Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
Слайд 10
Читательская грамотность Базовый навык функциональной грамотности Способность человека понимать ииспользовать письменные тексты,размышлять о них и заниматься чтением для того,чтобы достигат ьсвоих целей,расширять свои знания и возможности,участвовать в социальной жизни Естественнонаучная грамотность Способность человека осваивать и использовать естественно научные знания для распознания и постановки вопросов,для освоения новых знаний,для объяснения естественно научных явлений иформулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказываю т влияние на материальную,интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем,связанных с естествознанием Математическая грамотность Способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет,высказывать хорошо обоснованные математические суждения ииспользовать математику так,чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности,п рисущие созидательному,заинтересованному и мыслящему гражданину
Слайд 11
Грамотность в ЗОЖ -Классные часы -Уроки окружающего мира: «Организм человека, Органы чувств, Основы ЗОЖ» и пр.
Слайд 12
1. Согласны ли вы, что зарядка -это источник бодрости и здоровья? 2. Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? 3. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? 4. Верно ли, что бананы поднимают настроение? 5. Верно ли, что морковь замедляет старение организма? 6. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? 7. Правда ли, что ребёнку достаточно спать ночью 5 часов? Что такое хорошо и что такое плохо.
Слайд 13
Грамотность в ИКТ В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий. -Дистанционные олимпиады по предметам -Создание презентаций
Слайд 14
Правовая грамотность - Классные часы -Беседы о поведении, знакомство с Уставом школы и пр. Грамотность в естественных науках Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированными состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.
Слайд 15
Повернитесь, сидящие на первом варианте к соседу спиной, а на –втором варианте приложите ухо к спине своего соседа. Что вы слышите? Вы слышите удары сердца. С какой частотой оно бьётся, мы сейчас определим. Найдите пульс на левой руке. Посчитайте, сколько ударов в минуту делает ваше сердце. У взрослых в спокойном состоянии 60-70 ударов в минуту, а у детей 80-90. При физической нагрузке количество ударов увеличивается. Каждый день сердце делает до 12000 ударов в сутки. 25 35 130
Слайд 16
Учебный предмет “ Математика” предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Математическая грамотность Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
Слайд 17
Логические задания на уроках математики Числовые ряды 24,21,19,18,15,13,,,7 1,4,9,16,,,49,64,81,100 16,17,15,18,14,19,, 1,3,6,8,16,18,,,76,78 7,16,9;5,21,16;9,,4 2,4,8,10,20,22,,,92,94 24,22,19,15,,
Слайд 18
Различные формы работы над задачей: 1. Работа над решенной задачей . 2. Решение задач различными способами. 3. Правильно организованный способ анализа задачи -от вопроса или от данных к вопросу. 4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). 5. Самостоятельное составление задач учащимися . 6. Решение задач с недостающими данными. 7. Изменение вопроса задачи. 8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение . 9. Объяснение готового решения задачи. 10. Использование приема сравнения задач и их решений. 11. Запись двух решений на доске -одного верного и другого неверного . 12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 13. Закончить решение задачи. 14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче). 15. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 16. Решение обратных задач.
Слайд 19
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Слайд 20
Грамотность в чтении и письме Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают навыком организации своего рабочего места, навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы одноклассника, навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы. Составляющие функционально грамотной личности. 1. Речевые умения:– конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);–использовать в речи изученные синтаксические конструкции;–различать однозначные и многозначные слова;–видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам;–употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости;–совместно с учителем системантизировать незнакомые слова.
Слайд 21
2. Интеллектуально-речевые умения.а ) Рецептивные (умения слушать, читать): –использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);–делить текст на структурно-смысловые части;–самостоятельно ставить вопросы к тексту;–вести диалог с автором текста;–отвечать на вопросы учителя по тексту;–выделять в тексте главное;–составлять простой план текста;–составлять таблицу, схему по содержанию текста;–находить ключевые слова;–соотносить заглавиес содержанием текста; б ) продуктивные (умения говорить, писать): –подробно пересказыватьтекст с опорой на план (схему, таблицу);–создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно);–создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно);– озаглавливатьтекст ;–подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);–исправлять тексты по условным обозначениям учителя. 3. Коммуникативные умения: –вступать в диалогс учителем и сверстниками;–высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспринимать аргументы собеседника;–обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе (в паре);–договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре), чтобы делать что-то сообща. Орфографическая грамотность -это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся. Формирование навыков грамотного письма у школьников -одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Слайд 22
Развитие орфографической зоркости Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе -зрительного -предупредительного -выборочного диктантов - при орфографическом выделении орфограмм -в ходе звукобуквенного анализа - -при разборе слов по составу - -работе над ошибками Применяются вместо развернутого комментирования(или наряду с ним) письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, выделение орфограммы простым карандашом (зеленой пастой). При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаружить ее, при графическом обозначении орфограммы -определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки.
Слайд 23
Деформированный текст. Вспыхнул первый луч.. со… нца. Ноч … ная тьма 1 укрылась в густой л… стве д…рев…ев. Пр … снулись малиновки 2. Пер…я на их гру …ках 2 окрасились в цвет зари. Забл …стели 2 на лист… ях капли р… сы. Над цв … тами стали кружить з…л…тистые 2 пчёлки. 4 Они жадно п…ют сла …кий сок. Мелькают стр … жи. Хорошо иметь быстрые и лё ….кие крыл…я. Работа со словарями «Толковый словарь». Показывается учащимся любой предмет: ручка или монета и т.п. Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся, определение из словаря. Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки учащихся. Словари должны быть непременным атрибутом каждого урока. Использование орфографических словарей при анализе диктанта, толковых-при изучении лексики, словарей-справочников-при выполнении определённых письменных работ.
Слайд 24
Логические задания на уроках русского языка Лик + рок = ______Поле + дар = ______Шаль + до = ______Лов + буй = ______ 1. Закончи буквенный ряд. Щ Ц Т П Л ? 2. Слово по закономерности. Гриб ( бирка ) актив Мрак (..... ) атом 3. Подбери слово Обы ( чай ) ка Ме (…….) олад 4. Придумай продолжение рассказа. Какое слово нельзя вставить вместо многоточия во фразу: У меня есть … друзей? (А) пара; (Б) трое; (В) пятерня; (Г) дюжина; (Д) сотня. Логический тест на выделение существенного (найди лишнее) 1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф. 2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. 3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки. 4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор. 5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый. 6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
Слайд 25
Учебный предмет“Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному. Комплексный анализ текста. «Внедрение технологии проблемно-диалогического обучения «Влияние технологии развивающего обучения (Развитие критического мышления через чтение и письмо)на формирование компетенций учащихся» (4 классы)
Слайд 26
Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства. Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся. Следующие условия: • обучение должноносить деятельностный характер( однаизцелевых функций обучения любому предмету в начальной школе–формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности,поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире ); • учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и и хпотребность в развитии ( новыйСтандар т соответствует данному условию ); • учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала ; • учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности иответственности ученика за результаты своей деятельности ; • в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы ; • школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальны хпроблем.
Слайд 33
Мы лето у бабушки жили, Соседом был Коля у нас. Мы с Колей, так крепко дружили, Что даже подрались пять раз! ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ